Социальная


Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданной
Контом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии между
биологией и социологией. Если, с одной стороны, новейшая психофизика
является наукой, стоящей на рубеже между психологией и биологией, то, с
другой стороны, также должна существовать особая научная дисциплина,
которая равным образом представляла бы собой связующее звено между
психологией и социологией. Индивидуум, как таковой, есть не только
организм, но и продукт общества, членом которого он является перед нами.
Отдельное я получает извне впечатления не только от окружающей его
физической среды, но и от других таких же я, т. е. от общества, которое
является для него тоже своего рода средою. В настоящее время в разных
социальных науках даже особенно сильна тенденция сводить индивидуум на
среду и видеть в индивидуальной психике лишь своего рода продукт психики
коллективной. Но и эта последняя понимается, конечно, не в смысле
"народного духа" романтиков, которые противополагали народный дух
индивидуальной душе, как нечто от нее отличное и независимое. С.
психика, как явление реального мира, не существует вне той или другой
совокупности индивидуумов и является лишь продуктом психического
взаимодействия единиц. Каждый из нас испытывает на себе влияние
коллективной психики, приобщаясь к ней чрез непосредственное или
посредственное общение с другими людьми, но в то же время такое общение
наше с другими оказывает на них свое влияние и тем самым производит то
или другое действие на С. психику, хотя бы это действие и было
минимальным. Первичным элементом всех явлений, подлежащих изучению в С.
психологии, следует считать психическое действие одного индивидуума на
другой, которое само может быть весьма многообразным по своим способам
(жесты, мимика, речь и т. п.) и не менее разнообразным по своим
результатам. Один из первых, начавших систематически изучать этот вопрос
- Н. К. Михайловский; он с особым вниманием отнесся к той стороне такого
психического движения, которая может быть выражена словом внушение.
Помимо того особого значения, какое этот термин получил в гипнотизме,
внушение играет громадную роль в психической жизни человека. Сам
психический процесс действия индивидуума на индивидуум именно в том и
состоит, что мы постоянно бессознательно или сознательно внушаем другим
то или другое из нашего внутреннего мира и подвергаемся таким же
внушениям со стороны других. Правда, многие внушения проходят совершенно
бесследно для нашей психической жизни, но другие вызывают к себе то или
другое отношение, т. е. или отрицательное, или положительное. Последнее
мы называем подражанием, которое Тард даже делает таким же законом С.
жизни, каким является наследственность в жизни органической. Некоторые
специальные случаи внушения и подражания давно уже сделались предметом
научного исследования, каковы эпидемии морального характера у психиатров
и преступления толпы у криминалистов. Результатами психического
взаимодействия являются основные отличительные черты, кладущие общий
отпечаток на лиц, находящихся между собой в постоянном общении или
вообще вращающихся в той или другой среде. Так создаются и народные
характеры, что даже дало повод создать особое направление в науке,
известное под названием психологии народов. С. психология разработана
еще крайне мало.