Стриндберг


Стриндберг (Аugusте Sтrindвеrg)- знаменитый шведский романист и
драматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений,
разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете,
он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем,
служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на
литературной деятельности. Преследования со стороны общества и
правительства заставили С. в 1884 г. покинуть родину. Он много
путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих
пор ведет кочующий образ жизни. С. начал писать в спокойном тоне,
защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и
драматических пьесах демократические принципы; потом он перешел в
озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с
беспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизма
в Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация - великое
зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для
общества. В 1884 г. он написал 12 повестей, под общим заглавием: "Очерки
из брачной жизни". В них С. еще довольно спокойно и даже с юмором
описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение
поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход
от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе
жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень
просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана
драматическая трилогия С.: "Отец" (1877), "Девица Юлия" и "Заимодавцы"
(1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу
и обаяние его над душой человека. Чувствуется нечто средневековое и
католическое в том непритворном ужасе, с которым С. смотрит на женщину.
В "Отце" рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность
к земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему
непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги
дороже и нужнее, чем его жизнь. В "Девице Юлии" женщина- воплощение
низших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка с
изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что
он не стесняется поднять на нее хлыст. В "Заимодавцах" С. доказывает,
что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но
чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе и
уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три
короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных
произведений современной литературы. На ту же тему написан большой
роман: "Исповедь Безумца" (1893), где женщина представлена
апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того
неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим
пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая
правда отсутствует в повествовании, похожем, большей частью, на бред; но
такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им
образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется
глубокой правдой. Дальнейшее романы и драмы С. написаны под влиянием
новейших философских течений. В двух романах: "Чандала" и "Аксель Борг"
С. отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе
пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В
идее "сверхчеловека" заключается и понятие о существовании низшего
человека (Unтеrмеnsсн); власть последнего на столько же унижает
человечество, на сколько наступление царства сверхчеловека вознесет его
выше его теперешнего состояния. В "Чандала" С. изображает целую касту
низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и
вопрос о добре и зли решается в дуге Нитцше. Его герой- сверхчеловек,
который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба
символизирует для С. борьбу инстинкта и духа. В "Акселе Борге" (1891)
также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим
в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг
себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это- одно
из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда
отрекается от общения с людьми и уезжает "в открытое море", обрекая себя
на одиночество. В новейших своих произведениях - "Легенды", "Путь в
Дамаск" - С. все более обнаруживает крайне нервную возбужденность,
доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь
замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание
прежней гордыни. С. сохранил прежнюю силу художественного изображения,
но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем С. - один из самых
оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто
доходящий до крайности и слитком склонный к одностороннему освещению
жизни. Все его произведения (кроме выше названных он написал еще
прекрасную драму "Маргит, жена кавалера Бенгста", сатиру "Красная
комната", мистерию "Олоф" и др.) переведены на немецкий и на франц.
языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе.