Струве


Струве (Петр Бернгардович) - публицист, внук астронома В. Я. С.; род.
в 1870 г.; вскоре по окончании курса на юридическом факультете спб.
унив. выпустил книгу: "Критические заметки к вопросу об экономическом
развитии России" (СПб., 1894), давшую первое в русской печати изложение
той программы, которая с средины 1890-х годов господствует в молодых
кружках русской журналистики. В этих "Заметках", характера
полемического, С., объявив себя учеником Маркса, противопоставил его
доктрину экономического материализма "социологическому мировоззрению,
традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе" и имеющему
"два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в
истории и 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном
характере и духе русского народа и в особенных его исторических
судьбах". По мнению С., идеалы создаются действительностью, а не
действительность - идеалами; нравственность, право и общественные фирмы
являются надстройками над экономической базой; поэтому, социология может
игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический
процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как
неизбежную ступень этого развития, С. утверждал, что этот фазис должна
пережить и Россия, что "отделение обрабатывающей промышленности от
земледелия" (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском
хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть
формула экономического роста России, отдельными, частными моментами
которого явятся неотвратимые обезземеливание части крестьянства и
разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя
значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, С. закончил свои
"заметки" призывом: "признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к
капитализму". Уже в первом своем труде, однако, С. признал теорию
экономического материализма философски не обоснованной и фактически не
проверенной. В силу этого признания. С., при свойственном ему нервном
искании истины, не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись
найти философское обоснование экономического материализма в критической
теории познания, С. вскоре убедился в противоречии между социологической
и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой
ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу
естественных законов экономики и признал в "социальных противоречиях"
движущую силу общественных преобразований. Последним и наиболее
характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая замётка С. о
Лассале, по поводу 75-летия со дня его рождения ("Мир Божий", 1900 г., ©
11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном
устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в
тоже время общеобязательного морально-общественного идеала, С. признает
необходимость "создания положительного миросозерцания на новых, более
широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах". Недавно
еще восклицавший: "вперед, наука!" (т. е. экономический материализм), он
заканчивает свою последнюю замётку призывом: "назад к Лассалю"! Под
редакцией С. вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал
предисловиями. Из журнальных статей его особенно выдаются: "Австрийское
крестьянство и его бытописатель" ("Вестн. Европы", 1893, © 7); "Немцы в
Австрии и крестьянство" (там же, 1894, © 2); "Основные понятия
политической экономии" ("Мир Божий", 1896, © 2); "Свобода и историческая
необходимость" ("Вопросы философии и психологии", 1897, © 1); "Еще о
свободе и необходимости" ("Новое Слово", 1897); "Очерки из истории
общественных идей и отношений в Германии" (там же, за подписью С. Т.
Р.). С марта по декабрь 1897 г. С. был фактическим редактором "Нового
Слова" (вместе с М. И. ТуганомБарановским), в котором вел внутреннее
обозрение ("Текущие вопросы внутренней жизни"), а под псевдонимом Nоvus
поместил ряд статей "На разные темы", между прочим, и
критико-литературные. В 1899 г. С. был фактическим редактором (также
вместе с М. И. Туган-Барановским) журнала "Начало", в котором вел
внутрен. обозрение и напеч. ст. "Попытки артельной организации
крепостных крестьян". После закрытия "Начало" С. стал писать в "Мире
Божьем" ("Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в
ХIХ в.", 1899 и др.), в "Жизни" ("К критике некоторых основных проблем и
положений политической экономии", 1900) и в "Северном Курьере"
("Усложнение жизни", "Высшая ценность жизни" и др.). С. поместил также
ряд ст. в "Аrсн. f. sоz. Gеsетzgеваng und Sтатisтiк" Брауна (важнейшая
"Diе Маrхisсне Тнеоriе dеr sоz. Еnтwiскеlung", 1899), в "Nеuе Zеiт"
("Zwеi unвекаnnте Аufsатzе vоn К. Маrх аus d. 40 J.", 1896) и в "Sоziаl
роliт. Zеnтrаlвlатт" (позже "Sоz. Рrахis"), в последнем статьи об
экономич. развитии в России. В настоящем словаре С. поместил ст.
Заработная плата, Картели, Лассаль, Маркс, Рабочий класс и др.