Ступа


Ступа (санскр. Sтuра-s = хохол, макушка, мавзолей) - один из
главнейших и древнейших памятников буддийской архитектуры в Индии. На
священном языке буддистов - пали - С. называется тнuра. С. часто
неправильно отожествляют с дагобами (измененное палийск. dнатugаввна,
санскр. dнатugаrвна). В действительности дагоб является только частью С.
и представляет собой самую гробницу или раку, в которой положены
священные останки. Так как большая часть С. воздвигнута над такими
останками, то они могут быть названы также и дагобами. Но не все С.
заключают в себе подобные останки; некоторые воздвигнуты просто как
памятники, на месте каких-нибудь замечательных событий. Так напр. около
Бенареса стояла С. на том месте, где Будда произнес свою первую
проповедь. Вполне правдоподобно общепринятое мнение, что С. были
первоначально могилами знаменитых лиц. Указания на это встречаются в
разных памятниках индийской литературы. Внешний вид С. также обличает ее
родство с могильной насыпью. Купол С. отвечает самой насыпи, решетка
вокруг - загородке или кругу из камней вокруг могилы, верхушка С. -
столбу или колонне над могилой. Обычный вид С., какими они являются в
Санчи и Бхархуте- четырехугольное или круглое основание, с решеткой
вокруг или без нее. На этом основании возвышается купол, увенчанный
ступенчатой опрокинутой пирамидой, которая соединяется с куполом
короткой шейкой. Все это покрыто навесом или двумя навесами один над
другим, увешанными гирляндами и флагами. Дагоб в пещерном храме Карли,
С. на острове Цейлоне и древнейшие чайтья в Непале имеют такой же вид.
Немногие сингалезские дагобы имеют купол в виде колокола; самая частая
форма - водяного пузыря, прикрытого тремя навесами: один
Буддисты придают символическое значение С. и ее частям. Два, три, пять,
семь, девять, тринадцать навесов над С. и ступени опрокинутой пирамиды
отвечают делениям вселенной. Некоторые С. являются символами горы Меру.
Наиболее сложный С. (в роде Боро-Бодур на о-ве Яве или Менгьюна в
Бирме), с их многочисленными террасами, представляют собой, по-видимому,
смешение дагоба с башнями Прасада (Рrаsаdа), также отличающимися
сложностью устройства. Когда Индию посетил китайский путешественник Хуэн
Цзанг (в VII в. по Р. Хр.), он видел в ней множество дагобов и С., от
которых теперь остались только развалины. Уже в его время многие из этих
святынь начинали приходить в упадок. Так огромная ступа в Пешауре трижды
уже была попорчена пожаром до приезда Цзанга в Индию. Эта С. и С. в
Маникиале (Маniкiаlа) относятся к эпохе царя Канишки. Древнее, по
преданию, С., воздвигнутые близ Пушкалавати и приписываемые Ашоке. По
преданию, общему обоим делениям буддийской церкви, Ашока выстроил 84000
С. или вигар по всей Индии. С. посвящались не только памяти людей, но и
священным книгам: в Матхуре есть С., посвященные Винае-питакам, Сутрам,
Абхидхарме и т. д. Самая древняя и знаменитая С. на Цейлоне - Магатхупа
(Манатнuра), выстроенная над отпечатком ступни Будды, к С. от
Анурадхапуры, и имевшая, по словам китайского путешественника Фа Хьяна,.
300 локтей выш. Ср. "Маnuаl оf indiаn вuddнisм" Керна в III т. (вып. 8)
Бюлеровского "Grundriss dеr indо-аrisснеn Рнilоlоgiе" (Страсбург. 1896);
Fеrgussоn, "Нisтоrу оf Indiаn Аrснiтестоrе" (Л., 1876); Fеrgussоn аnd
Вurgеss, "Саvе темрlеs оf Indiа" (Л., 1880); Вurgеss, "Вuddнisт Sтuраs
оf Амаrаvатi аnd Jаggаууарета" ("Аrснеоlоgiсаl Survеу оf Indiа", ©3);
Sмiтнеr, "Аrснiтестurаl Rемаins, Аnurаdнарurа"; Grunwеdеl,
"Вuddнisтisсне Кunsт in Indiеn" (Б., 1893).