Суворин


Суворин (Алексей Сергеевич)- известный журналист. Род. в 1834 г. в с.
Коршеве Бобровского у., Воронежской губ. Отец его был государственный
крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при
Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана,
что в то время давало потомственное дворянство. С. учился в воронежском
Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка
(ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре
он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища
и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в
Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданной
Де-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) С. поместил, между прочим, рассказ
из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря
тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер
Садовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейки
в "Вазе", "Москов. Вестн.", "Весельчаке" и "Русск. Дневнике". Несколько
корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков) в "Рус. Речи"
(1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини
Сальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянное
участие в "Рус. Речи". Когда "Рус. Речь" прекратилась, С. занялся
составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества
распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин
Матвеев", "История смутного времени"; последняя не была пропущена
цензурою). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, © 2) повесть
"Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого- "Жизнь патриарха
Никона" (есть отд. издание), в "Отеч. Зап."- рассказ "Отверженный"
(1863, © 1) и повесть "Аленка" (1863; ©7 и 8). В 1863 г. С. переселился
в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. Инвал." (за подписью
А. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С. Петерб. Вед.",
занявших, после перехода к В. Ф. Коршу, одно из первых мест в рядах
умеренно-либеральной печати. Здесь С., под псевдонимом А. Бобровский,
поместил ряд полу беллетристических очерков текущей жизни, собранных
затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866).
Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С., в 1866 те
судебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцам
тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями
содержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение ее
содержании см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866
г.", Черепина, М., 1867). Широкую известность С. приобрел во второй
половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в
"Спб. Вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное
значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант
С., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем
к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. С.
расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых
различных сторон современной государственной, общественной и
литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического
памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но
вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые
сильные удары С. наносил представителям реакционной журналистики -
Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям С. был
умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой
политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма.
Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869 -
1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей
(более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, © 6 и 7;
"Французское общество в новом романе Флобера", 1870, © 1 и 2; "В гостях
и дома [Заметки о Германии]", 1870, © 9 и 10; "Русская драматич. сцена",
1871, © 1; "Историческая сатира ["История одного города" Щедрина], 1871,
© 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в
известных кругах, и когда в 1874 г. В. Ф. Корш и его редакция были
устранены от "С. Петер. Вед" (см. Б. Маркевич, Корш, СПб. Вед.), то
одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденный
уход С. из "СПб. Вед." вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма
ярко, когда С., в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельных
очерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, в
значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были
раскуплены в несколько дней- факт для книжной торговли того времени
почти небывалый. В конце 1875 г. С. стал писать воскресные фельетоны в
"Биржевых Ведомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.
И. Лихачевым, "Новое Время". В роли официального редактора он не мог
выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем
остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового
Времени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресают
Коршевские "СПб. Вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для
первых ©©. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее
яркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имела
огромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и в
публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что чрез 1-2 года
духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным. Лично С.,
впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его
манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб.
Ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания личности, от
вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность С. с
приобретением "Нового Времени" в общем ослабевает. От воскресного
фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма",
Последние годы С. усердно занялся театром, к которому издавна был близок
как театральный рецензент, и стал во главе литературноартистического
кружка (Малый театр). Как драматург, С. известен пользующеюся большим
успехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899);
такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в сотрудничество с
В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написал
шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в
отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие
литературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3
изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) и
подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г.
С. издает весьма распространенный "Русский Календарь". Почти
одновременно с приобретением "Нового Времени" С. основал книжный магазин
и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной
торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия
заслуживает "Дешевая Библиотека" (образцом для нее послужили нем.
"Univеrsаl-Вiвlотнек" Реклама и франц. "Вiвliотнеquе Nатiоnаlе"),
выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и
иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г.