Сумароков


Сумароков (Александр Петрович)- известный писатель. Род. в 1718 г., в
Финляндии, близ Видьманстранда. Отец его, Петр Панкратьевич, крестник
Петра Вел., был человеком по тому времени образованным, в особенности по
части литературы, и принадлежал к искренним сторонникам реформаторской
деятельности Петра. По заключении Ништадского мира он сам занялся
воспитанием своих детей и пригласил к ним иностранца Зейксна (бывшего
одно время учителем имп. Петра II), для преподавания "общей
словесности", 14-ти лет С. был отдан в Сухопутный Шляхетный корпус,
только что устроенный по прусскому образцу Минихом. Здесь С. вскоре
выделился серьезным отношением к научным занятиям и в особенности
влечением к литературе. Первыми, произведениями С., написанными еще в
корпусе, были переложение псалмов, любовные песни и оды; образцами для
них служили французские поэты и вирши Тредьяковского. Систематического
знакомства с французской литературой у С. не было; даже Расина он прочел
уже по выходе из корпуса. Воспитанники корпуса читали друг другу свои
сочинения и переводы. Из них С. образовал "общество любителей российской
словесности"; в числе участников его были известные впоследствии И. П.
Елагин, И. И. Мелисисно, А. П. Мельгунов. Сочиненные С. в это время
сентиментальные песни были положены на музыку Белиградским и имели
большой успех даже при дворе. К этому же времени относятся и первые
драматические опыты С. Впечатления театра были знакомы С. еще в раннем
детстве; по его словам, когда ему не было еще и двенадцати лет, он
"бывал на комедиях", исполнявшихся заезжими актерами немцами. Не заявив,
по окончании ученья, желания служить в полку, С. был сначала причислен к
военной канцелярии гр. Миниха, со званием адъютанта, затем продолжал
службу у гр. Г. И. Головкина и гр. А. Г. Разумовского и дослужился до
чина бригадира. Служба при гр. Разумовском доставила С. возможность
бывать в высшем обществе столицы и привела к знакомству с наиболее
выдающимися лицами того времени. Но честолюбие С. было направлено в иную
сторону: он неутомимо работал на литературном поприще. В октябре 1747 г.
С. обратился к президенту канцелярии академии наук, брату своего
начальника, гр. К. Г. Разумовскому, с просьбой о разрешении напечатать
трагедии "Хорев": Уже в этом прошении определенно высказана мысль об
общественном значении его авторства: "к тому, чтоб она была напечатана"
- говорит С. - "меня ничто не понуждает, кроме одного искреннего желания
тем, чем я могу, служить моему отечеству". Трагедия была напечатана в
том же году. Успех, выпавший на её долю, содействовал распространение в
русском обществе более правильного взгляда на театральное искусство и
оказал несомненное влияние на основание постоянного русского театра.
Приглашению в Петербург знаменитой ярославской труппы предшествовала
постановка пьес С. в корпусе и во дворце: в 1750 г., кроме "Хорева" -
трагедий "Гамлет", "Синав и Трувор", "Артистона", комедии "Чудовищи",
"Трессотинеус", в 1751 г. - "Семира"; актерами являлись кадеты.
Существование театра было упрочено указом императрицы сенату 30 августа
1756 г., и тогда же С. был определен директором его. Для облагораживания
в глазах малообразованной публики звания актеров он выхлопотал последним
дворянское отличие - право носить шпагу. Иногда придирчивый в своих
требованиях, он с любовью следил за развитием талантов и навыков к сцене
и был искренним другом талантливейших представителей своей труппы;
известна, например, его трогательная элегия на смерть Шумского и
Троепольской. Несмотря на недоброжелательство литературных противников
С., старавшихся подорвать значение С. как драматурга, слава его росла с
каждым новым произведением. Постоянный театр, с актерами, смотревшими на
сцену как на свое единственное и высокое призвание, дал новую пищу
творчеству С., встречавшему, притом, неизменное одобрение со стороны
императрицы. Продолжая работать для театра, он в тоже время писал
многочисленные оды, элегии, басни, сатиры, притчи, эклоги, мадригалы,
критические статьи и т. д., стараясь завоевать прочное положение во всех
родах и видах русской литературы. В 1759 г. С. основал журнал
"Трудолюбивую пчелу", наполнявшуюся большей частью произведениями своего
издателя. Он имел успех, но скоро прекратился по недостатку средств. В
1755 г. С. поставил на сцену первую русскую оперу: "Цефал и Прокриса",
музыка к которой была написана, в лирическом духе, придворным
капельмейстером Арайя. К 1757 г. относится драма С. "Пустынник", к 1758
г. - трагедия "Ярополк и Димиза", где двое из действующих лиц носят
имена "Крепостата" и "Силотела", по-видимому имевшие целью сообщить
трагедии отсутствовавший в ней национально-исторический колорит.
Quаsi-исторические сюжеты имеют и следующие трагедии С.: "Вышеслав" -
(1768), переносящий действие в языческую старину Новгорода, "Дмитрий
Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). К 1768 г. относятся комедии С.
"Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники", "Ядовитый", "Нарцис", к
1769 г. - "Пустая ссора", "Рогоносец по воображению", "Мать совместница
дочери". С. сочинял и балеты, в которые вводил драматический элемент и
намеки на современные события. Изящные декорации, музыка, пение,
фантастическая обстановка- все это обеспечивало успех таким
аллегорическим пьесам С., как "Новые лавры" (на победу над Фридрихом
1759 г.) или "Прибежище добродетели", или таким операм, как "Альцеста"
(1759), с музыкой Раупаха. Быстрота, с которой С. создавал свои
произведения, может быть охарактеризована его пометкой на комедии
"Трессотиниус": "зачата 12 января 1750 г., окончена января 1З-го 1750".
Крайне самолюбивый и строптивый нрав С. служил источником бесконечных
ссор и столкновений, даже с ближайшими его родными. Подорвать
литературный авторитет С. врагам его не удавалось, но в отношениях к
нему многих лиц из высшего и литературного круга было немало
несправедливого. У вельмож его дразнили и потешались его бешенством;
Ломоносов и Тредьяковский донимали его насмешками и эпиграммами. Они
жестоко напали на И. П. Елагина, когда тот в своей "сатире на петиметра
и кокеток" обратился к С. в таких выражениях: