Сухово


Сухово-Кобылин (Александр Васильевич) - известный драматург,
принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно
назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают
все свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в
истории литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи,
не идущие ни в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из
русских писателей Грибоедов, с поразительным контрастом между "Горе от
Ума" и позднейшими пьесами. Таков Чаадаев, занявший своим
"Философическим Письмом" одно из первых мест в истории русской
общественной мысли и затем проживший еще 20 лет в полном обладания
блестящего ума, но не написавший более почти ни одной строки. Таков из
второстепенных талантов Гирс, возбудивший началом романа "Старая и новая
Россия" очень большие надежды и ничем их не оправдавший. Таков, наконец,
С. Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы Кречинского", созданной пятьдесят
лет тому назад, в течение которых даровитый автор не написал ничего
кроме двух пьес совершенно второстепенного значения ("Дело" и "Смерть
Тарелкина"). До известной степени столь редкая в истории истинных
талантов непродуктивность С. Кобылина может быть объяснена
обстоятельствами личной его жизни; все три его пьесы написаны по
случайным мотивам, чуждым чисто литературных побуждений. Сам автор, в
предисловии к драме "Дело", говорит о себе, что "класс литераторов также
мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же спешит заявить, что
его пьеса не есть, как некогда говорилось, плод досуга, ниже, как ныне
делается, поделка литературного ремесла, а есть в полной
действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное
дело. Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания, которое С.
Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он, несчастным стечением
обстоятельств, был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш.
Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно
хорошо поживиться, привело к тому, что и сам С. Кобылин, и пятеро его
крепостных, у которых пыткой вырвали сознание в мнимом совершении
преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще большие
огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от
незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных
порядков С. Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес
колоритности и силы, она в общем производит впечатление недостаточно
художественного и крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с
печальными испытаниями молодости автора литературный первенец
Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и
чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей, разработал в драматической
форме ходивший в московском обществе рассказ об известном тогда светском
шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого
солитера. Как бы сами собою создались у С. Кобылина такие яркие фигуры,
который сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных
пьес русского репертуара. "Свадьба Кречинского" не выдерживает критики
если ее рассматривать с точки зрения правдоподобия. Она написана почти
по правилам ложно-классического триединства; все совершается в течение
одного дня и все концентрируется так, что результаты поступков
действующих лиц немедленно обнаруживаются перед зрителем. Но в этих
нереальных рамках автор достиг полной правды психологической, дав в
замечательно сжатой и сгущенной форма полный душевный очерк своих
героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно даровитая натура,
которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько сама артистичность
проделки а также широкие перспективы будущих шулерских подвигов. Не
просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того, чтобы "таскать
пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского, ни Расплюева
нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е. лица, мало
связанный с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает пьесе
долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву также
яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную речь
("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "вы пред ним
мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского"
особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью
Тарелкина", в которых автор неудачно старался развить некоторые
положения и характеры, в основной пьесе только намеченные, но зато с
большой яркостью. В результате получился какой-то драматический
комментарий, где первое место занимают пояснения, рассуждения и
подчеркивания. "Дело", с его мрачным колоритом, в общем гораздо выше
"Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость. Постановка на сцене
"Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть Тарелкина" была
допущена к представлению только осенью 1899 г. (под измененным
заглавием: "Расплюевские веселые дни" и с переделками), но успеха не
имела. Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской
губ., около 1820 г. В доме отца, ветерана 1812-го года. постоянно бывали
молодые профессора московского университета - Надеждин, Погодин,
Максимович, Морошкин и др., дававшие уроки его сестре, известной
впоследствии писательнице Евгении Тур (гр. Сальяс). В сороковых годах С.
Кобылин учился в московском университете и пристрастился к философии,
которой усердно занимается по настоящее время; позднее много
путешествовал и во время пребывания в Париже свел роковое для него
знакомство с Диманш. "Свадьба Кречинского", написанная в начале 50-х
годов, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных
кружках, в 1856 г. была поставлена на сцену в бенефис Шумского и стала
одной из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии
изданы в 1869 г., под заглавием: "Картины прошлого".