Сфрагистика


Сфрагистика - наука о печатях. Начало ей положил Мих. Гейнекций (1709
г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название
"сфрагистика", Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденоург
и др. Лучшие сочинения по С. за последнее время принадлежат Зейлеру,
автору "Авriss dеr Sрнrаgisтiк" (Вена, 1884) и "Gеsснiснте dеr Siеgеl"
(Лиц., 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в
"Русской геральдике " А. Ламера, имеются по С. лишь отрывочные и
незначительные сведения. С. имеет непосредственную связь с геральдикой и
нумизматикой. С первой она связана тем, что многие изображения,
употреблявшаяся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы. Удельные
князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они
княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы, напр. у
князей Голицыных (герб вел. княжества Литовского). С нумизматикой С.
связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя, при котором
чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не
сохранилась, можно было определить происхождение монеты. Обычай
употребления печатей - очень старинный. Восточные народы уже в древние
времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и
Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями, в форме
цилиндров, жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки.
Библия во многих местах упоминает об употреблении печатей (III книга
Царств, гл. ХХI, ст. 8 и 11; книга Даниила, гл.ХIV, ст. 12; книга Бытия,
гл. ХХХVIII, ст. 18 и 25; книга Исход, гл. ХХ, ст. 11 и 21). От
восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и
римляне. Последние обыкновенно употребляли печатиперстни, которые
прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской
почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим
и повсеместным стал не ранее ХII столетия. Печать долгое время заменяла
собою подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для
предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности.
Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой
торжественностью. Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с
умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и
государственных печатей носили их иногда на шее. До VIII в. употребляли
большей частью односторонние печати, но с Х в. их стали вытеснять
двойные, висячие на снурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге.
Печати были свинцовые (печати буллы, называвшиеся так от свинцовых
шариков, через которые продевался снурок и потом выбивалось
изображение), золотые (в редких случаях), серебряный, бронзовые,
оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати
были висячими и носят в западной С. название sigillа реndеnтiа или
sigillа. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на
снурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Если
печатей было несколько, то при размещении их следовали положению и
званию владельцев. Форма печатей была весьма разнообразна: они были
круглые (древнеегипетские), овальные, продолговатые, треугольные,
квадратные, шестиугольные и др. Цвет воска печатей различался по
достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло
принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия.
Патриарх константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным
воском. Печатать голубым и лазоревым воском считалось привилегией в ХVI
и ХVII вв. На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам,
надписи в форме наставлений, правил и др., изображения лиц владельцев и
т. п. Особенно разнообразны были эмблемы или символы. В каждом
государстве были и имеются особые государственный печати, которые
подразделяются большей частью на три вида: большие, средние и малые:
первые - для более важных документов, преимущественно законодательных
актов и международных трактатов, а вторые и третьи - для менее важных и
даже для писем государей. В некоторых государствах для личного
употребления государей имеются особые частные печати (Англия, Нидерланды
и др.). Большей частью хранителем государственной печати бывает министр
или министерство юстиции, затем министерство иностранных дел (в Баварии,
Нидерландах, Вюртемберге и Швеции) и государственное министерство
(Пруссия). Папа римский имеет печать, носящую его фамильный герб; она
прилагается к папским грамотам и к трактатам. У статс-секретаря папы -
особая печать. В Швейцарии хранение государственной печати принадлежит
канцелярии союзного совета.
Святослава с греками. Из договора 945 г. узнаем, что послы наши должны
были иметь печати золотые, а гости (купцы) серебряные. В 1006 г.
Владимир св., устроив свободную торговлю между болгарскими и русскими
купцами, даровал тем и другим особые печати, в ознаменование княжеского
позволение и в удостоверение звания купцов. Сначала право иметь печать
принадлежало исключительно великому князю, но, с раздроблением Руси на
уделы, оно распространилось и на удельных князей. С административным
развитием России печати сделались принадлежностью служилых людей разного
рода; их имели также города и приказы. Княжеские печати были двоякого
типа - частного, личного (печати-перстни) и официального,
государственного. По примеру первых, рано стали заводить у себя печати и
родовитые бояре. Печати были металлические - золотые, серебряные,
серебряные вызолоченые и свинцовые; восковые (черные, желтые,
темно-коричневые и красные); воско-мастичные, заменившие восковые в силу
своей большей прочности; печати на дегте или на смоле (очень редки) и
сургучные, вошедшие в употребление с конца ХVII в. Металлические печати
все привешивались на снурках различных цветовшелковых, гарусных и
пеньковых; остальные прикладывались и иногда для большей сохранности
прикрывались бумажкою, отчего назывались печатями под кустодиею. Самая
древняя сохранившаяся до нас княжеская печать - серебряная,
позолоченная, с изображением на одной стороне лика Иисуса Христа, а на
другой - Архангела Михаила, поражающего змея, она привешена к жалованной
грамоте князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода (1125-1132
г.). В позднейших княжеских печатях, кроме упомянутых изображений,
встречаются святые Александр, Николай, Иоанн Предтеча, Симеон и др.,
изображения князей, разнообразный эмблемы и надпись: печать такого-то
князя. Между печатями ХIV - ХV вв. встречается немало античных,
вывезенных, по всей вероятности, из Византии и изображающих, между
прочими, мифологические сюжеты. Древнейшая из дошедших до нас городских
печатей
вел. князем тверским Борисом Александровичем) и изображающая животное с
лошадиною головой, задом и ногами львиными, бегущее с поднятым хвостом;
между головой и шеей его видна веревка, в виде узды; на обороте
надпись-"печать новгородская". Поздние на новгородских печатях
изображались тигр или пантера, женская фигура, сидящая на стуле,
двуглавый орел, вечевые ступени с посохом архиепископа, медведь и др. За
новгородскими следуют псковские печати; древнейшая из них - 1510 г., (с
изображением барса, бегущего с расправленными когтями, высунутым языком
я поднятым хвостом, а вокруг надпись: "печать господарства псковскаго").
Города, построенные в ХV и ХVI ст., получали печати от правительства.
которое нередко изменяло и дополняло их . Обычным изображением на
печатях патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов была
Богоматерь; на печатях служилых и частных людей, кроме надписей,
встречаются эмблемы. В течении всего московского периода государственная
печать прилагалась ко всем актам вместо подписи царя. По действующим
основным законам, в России существуют три вида государственной печати:
большая, средняя и малая; все они возобновляются при вступлении на
престол нового государя. Каждая печать прикладывается к соответственным
ее значению документам. На печатях изображен государственный герб. Кроме
названных печатей, была еще печать воротная или орловская (с орлом на
одной стороне и св. Георгием на другой), односторонняя, висевшая
обыкновенно на вороту у печатника или хранителя государственных печатей.
Подлинники ее хранятся в архиве министерства иностранных дел, равно как
и печать кормленая или кормчая, на которой был изображен только герб
московский. С ХVIII в. существуют еще печати коронационные (серебряные).
Из областных печатей наиболее любопытной является малороссийская. Она
была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием и содержала "герб, означающий
на оной стоящего казака, держащего на плече ружье; на голове у него
скривленная высокая шапка, а у бока висящий пороховой рог". Печать эта
оставалась в употреблении и по воссоединении Малороссии с московским
государством, до самого упразднения гетманства в 1764 г. 24 февраля 1766
г. Екатериной была утверждена для Малороссии печать, дарованная Петром
Великим в 1722 г. малороссийской коллегии; эта печать заключает в
государственном гербе гербы Киевский (серебряный ангел на голубом поле),
Переяславский (серебряная башня в красном поле), Стародубский (зеленый
дуб в красном поле), Северский (золотая стена в красном поле) и
черниговский (единоглавый орел в голубом поле). До 1702 г. употреблялись
разные печати, а после- обыкновенно с двуглавым орлом.

и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве министерства
юстиции", составленный П. Ивановым (М., 1858); "Снимки древних русских
печатей: государственных, царских, областных, присутственных месть и
частных лиц" (М., 1883); Д. Прозоровский, "Собрание польских и других
печатей, принадлежащих императорской академии художеств" (СПб., 1881);
"Собрание государственных грамот и договоров" (М. и СПб., 1813-1841;
собрано до 163 гравированных снимков печатей); А. Латер, "Русская
геральдика" (СПб., 1855); Абрамов, "Сибирская печати" ("Тобольские
Губернские Ведомости", 1858,. © 47); А. Барсуков, "Правительственные
печати в Малороссии от Стефана Батория до Екатерины II" ("Невская
Старина", 1887, © 9); Родзевич, "0 русской сфрагистике" ("Вестник
археологии и истории", издан археологическим институтом, вып. VI, СПб.,
1886). Б.. Р-в.