Саркофаги


Саркофаги - первоначально название известкового камня особой породы,
который, по словам Плины ("Нisт Nатur.", ХХХVI, 27), добывался близ
Ассоса, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней
уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости,
за исключением зубов. Этот "телопожирающий" камень в древние времена
употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях,
когда трупы покойников не сжигались, а хоронились. Впоследствии, в
позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название С. перешло
вообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они сделаны.
Самые ранние из дошедших до нас С. принадлежали египтянам. В Греции,
каменные С. сначала не употреблялись; трупы умерших, если их не
предавали сожжению, клались в деревянные гроба, которые ставились в
погребальные склепы, сложенные из кирпичей или пластинок обожженной
глины. Настоящие саркофаги явились у греков позже, в александрийскую
эпоху. То были большие, вырубленные из мрамора и по большей части
архитектурно расчлененные гробницы, в виде храмов, с выделанными на
крышке фронтонами и с скульптурными украшениями на наружной стороне
стенок. У этрусков, роль С. играли так назыв. погребальные цисты -
небольшие терракотовые или алебастровые ящики, или, вернее, сосуды для
хранения пепла покойников, выкрашенные в черный или темный цвет, с
рельефными изображениями на лицевой стороне и с полулежащею фигурою
усопшего на крышке. Римляне во времена республики и при первых
императорах погребали своих покойников очень редко, так как в ту пору
сожигание трупов было во всеобщем употреблении, и только для особенно
важных и знатных лиц изготовлялись каменные гробницы, образцом которых
может служить хранящийся в Ватиканском музее, в Риме, дорического стиля
С. Луция-Корнелия Сципиона-Барбата, бывшего консулом в 298 г. до Р. Хр.
Впоследствии, когда распространился обычай погребать покойников, не
предавая их огню, римские С. заимствовали свою форму от греческих, а
именно получили вид мраморных реже порфировых и др.) ящиков со
сходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками, с
рельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися к
жизни и деятельности усопшего, или представляющими мифологические
сюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах и
героях, преимущественно такие, которые выражают идеи о скоротечности
человеческой жизни и о загробном существовании (напр. мифы об Адонисе,
Эндимионе, Фаэтоне, Альцесте, Мелеагре, Психее и пр.). Среди римских С.,
дошедших до нас вообще в значительном количестве, встречаются
замечательные по художественности своего исполнения, но есть немало и
таких, которые интересны единственно по содержанию своих рельефов. С.
первых христиан в начале нисколько не отличались от языческих и даже
удерживали их скульптурную орнаментацию, с устранением из ее лишь тех
изображений, которые противоречили духу новой религии; но постепенно эта
орнаментация уступала свое место христианским эмблемам и сценам из
истории Ветхого и Нового Заветов. К римским С. приближались по форме
также гробницы, помещавшиеся в романских и готических церквах в средние
века. вплоть до ХVI стол.