Сатиры


Сатиры (sатurоi) - в греческой мифологии лесные и горные духи,
олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается в
звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее
происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как
ничтожная и ни в чему неспособная порода. Глупые, плутоватые, склонные к
проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают в
себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что
указывает самое имя (козел). Они отличаются сильно развитыми членами,
имеют тупой нос, остроконечные козлиные унии, всклокоченную и щетинистую
шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время
в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют
стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях,
прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся
сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами
они назывались прыгунами. Музыка С. была сельская, пастушеская;
инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. л
людям С. были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образе
домовых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргии и
спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями
Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису
(тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов
состоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы из
исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавших на
Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа -
ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив,
ВиламовицМеллендорф ("Неrасlеs", I, 1889, стр. 81 слл.) признает С.
духами Пелопонесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв.
сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками
Диониса были конеобразные Силены (действительно на вазах VI и V в.
обыкновенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых в VI в.
были перенесены атрибуты пелопонесских С. Участвуя в хорах на Дионисовых
празднествах, С. положили начало развитию греческой трагедии и, в
частности, сатирической драмы. Древнее искусство изображало С. старыми,
бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян
или леших. Со временем, однако, создался новый, художественный канон С.
: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей,
занятых на доне природы различными забавами, собиранием винограда,
приготовление вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях
Диониса, в обществе Менад. Кроме С., в произведениях искусства
встречаются также жены и дети С. Старший из С. назывался Силеном.

Геттинген, 1854
его же, "Diе Sатуrn und dаs Sатуrdrама" ("Рнilоlоgus", ХХVII, 1-27);
Неуdемаnn, "Нuмоrisтisсне Vаsеnвildеr аus Unтеriтаliеn" (Winкеlмаn's
"Рrоgrамм", Б., 1870); его же, "Sатуr, und Вакснеnnамеn" (т. же, Галле,
1880); Wiеsеlеr, "Dе Раnе ет Раnisсis атquе Sатуris соrnuтis in ореriвus
аrтiuм Grаесаruм Rомаnаruмquе rерrаеsеnтатus" (1875); Fоrтwаnglеr, "Dеr
Sатуr аnf Реrgамоn" ("Winкеlмаnnsрrоgrамм", Берл., 1880);
Рrеllеr-Rовеrт, "Griеснisсне Мутноlоgiе" (I, Б., 1894).