Социальные
последствия воздействия интернет-технологий
на общество:
Pro et Contra
аспирант
Соколов Н.Н.
специальность "Социология
управления"
Глобальные компьютерные сети, появившиеся в конце 80-90-х годов, видоизменили
совместную деятельность и общение между людьми и в настоящее время мы уже
движемся по пути к информационно-компьютерному обществу. Именно наука
и техника характеризуют сегодняшнюю жизнь и такие лозунги как <информационный
век>, <научно-техническая революция> как раз и подчеркивают этот
тезис. Информационная техника становится приметой нашего времени
и сегодня все чаще говорят об особом информационном обществе. Тенденция
к всеохватывающей системотехнике и организационной технологии, возрастающему
и все шире распространяющемуся применению информационных систем приводит
к автоматизации и <насаждению> компьютерных технологий во все доступные
области жизни, организации производства и индустрии. На наших глазах технический
век превращается в век <информационно-супериндустриальный>.
Лучший пример
- вездесущий Интернет - всемирная компьютерная сеть (WWW), которая еще
три года назад считалась пестрым полем для ничего не значащих экспериментов
зарождающегося поколения мультимедиа. А сегодня Интернет уже неразрывно
связан с такими жизненно важными областями человеческой деятельности как
наука и образование, средства массовой информации, бизнес, коммерция и
просто общение.
Таким образом
компьютерные сети и новые информационные технологии представляют собой
новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания
и межличностных коммуникаций. Их применение постепенно логически приводит
к структурным и функциональным изменениям социальной сферы общества, а
также в определенном аспекте и психической деятельности человека.
И на этом фоне бурного развития информационного общества и телекоммуникационной
инфраструктуры в России, особенно в последние годы, сформировался новый
тип социального сообщества - пользователи глобальных компьютерных сетей.
Формирование
такого сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими,
социальными, техническими, политическими и психологическими. В результате
сложилась "популяция" пользователей, которая развивается как сложное динамическое
единство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе
и активно формирующее в определенном <технократическом> направлении общественные
интересы и настроения.
В связи с этим
интересно будет рассмотреть позитивные и негативные стороны влияния информационных
технологий на общество и сознание людей.
Результаты недавнего
опроса, проведенного Институтом будущего и Гэллапом для ,
свидетельствуют о том, что широкое внедрение новых технологий на рабочих
местах ведет к снижению продуктивности. В отчете говорится, что
большинство работников, использующих коммуникационные технологии, вынуждены
прерывать свою работу каждые 10 минут. К таким технологиям причислены телефон,
пейджер, факс и электронная почта.
Также сообщается,
что средний служащий в США получает 20 электронных писем в день, в то время
как его коллеги из Великобритании всего 17, причем около половины - от
сотрудников своего же отдела. В такой ситуации умение сортировать письма
по их важности и составлять быстрые стандартные ответы становится важнейшим
элементом профессиональной квалификации.
К негативных
сторонам развития интернета в России по статистическим данным опроса, проведенному
в Москве (Землянская Ю. и др. <Скованные одной сетью>, 1998г.), относятся
такие моменты как незащищенность информации (10%), недостаток коммуникаций
и плохое качество связи (7%), высокая стоимость услуг и технического обеспечения
(7%), опасность потери живого общения (7%). Около 16% респондентов считают,
что отрицательных сторон в развитии интернета нет. К позитивным моментам
респонденты относят возможность доступа к большому объему информации
(48%), широкие возможности для общения (19%), вхождение России в мировое
информационное пространство (17%).
Страх перед компьютером
характерен для 11% респондентов. Из тех, кто работает в Интернете, около
3% делают это дома, 43% - на службе или работе, а 13% в учебных заведениях,
на работе у знакомых или друзей.
К совершенно новым явлениям нашего времени можно
отнести <интернетизацию> экономики. Под этим термином понимается неожиданно
сильный рост рекламы услуг и предложений, торговли и товарооборота через
интернет. В связи с этим в обиходе появились даже новые термины и
слова: online-consumer (потребитель), online-markt, e-shopping
(покупка товаров посредством интернета), cybershops (электронные магазины).
По прогнозам
маркетинговой фирмы (США), оборот вложенного в Интернет
капитала в Европе возрастет с 2,2 млрд. марок в 1998г. до 115,5 млрд. марок
в 2001г., при этом треть выпадет на долю Германии (журнал "Deutschland",
╪2/1999). Только в Германии в WWW будет вложено около 28,9 млрд.
марок. Аналитики предупреждают, что скоро на арене online-markt-а
будет тесно и деловой мир начал это понимать.
В сети уже сегодня
представлены торговые дома, банки, авиакомпании, туристические фирмы, отели,
страховые компании, автозаводы и фирмы автопроката. Преимущества очевидны:
покупка без магазина исключает торговые маржи, вознагрождения за услуги
и высокую плату за аренду недвижимости в центре города. Для клиентов e-shopping
просто идеален: cybershops открыты 24 часа, цены умеренны и прозрачны,
да и ехать никуда не надо. Как пример, можно привести продажу
online (посредством интернета) автомобилей "Smart" компанией "DaimlerChrysler".
По словам ее руководителя Боба Итона - "Интернет - величайший вызов
для автоиндустрии за всю ее столетнюю историю". Объемы продаж для
американской компьютерной фирмы "Dell" через WWW по всему миру за 1 день
составляет 5 млн. долларов. По сдержанным оценкам Головного объединения
розничной торговли Германии, через 10 лет от 10% до 12% всего торгового
оборота будет поступать от продаж online.
Интересно при
этом отметить, что огромный спрос на Интернет со стороны физических и юридических
лиц порождает острую конкуренцию в среде крупных оферентов (фирм, предлагающих
интернет-услуги) соответствующих структур и провайдеров. Благодаря этому
цены на доступ в интернет постоянно снижаются, что, в конечном счете, приводит
к еще большему количеству пользователей .
Согласно исследованию,
проведенному Техасским университетом при поддержке компании
:
http:// www.internetindicators.com).
Согласно недавнему
исследованию фирмы "Booz Allen&Hamilton", 92 процента руководителей
компаний считают, что Интернет меняет бизнес-стратегию и концепцию рынка.
61 процент опрошенных полагает, что Интернет поможет компаниям в достижении
их стратегических целей. 30 процентов заявили, что Интернет принуждает
их к пересмотру существующей стратегии. Почти 70 процентов сказали, что
не рассчитывают окупить вложенные в Интернет средства ранее 2001 года.
28 процентов считают, что они уже получают прибыль от использования Интернета.
Исследователи
из компании пришли к выводу, что средний бюджет на развитие
корпоративного веб-сайта (представление фирмы в Интернете) в Европе в 1999
достигнет $76.799. Для сравнения, в США вложения в развитие одного сайта
составляют в среднем $33.580, в то время как в Австралии и Новой Зеландии
- $6.626. В целом же затраты на средний веб-сайт составят в этом году в
среднем $36.579.
Какие же выводы
можно сделать на основании всей этой информации? Уже сейчас можно с уверенностью
предсказывать, что через 5-10 лет у Интернета будет достаточно капитала,
чтобы <перевернуть> мир. Сегодня мы видим как с появлением и развитием
Итернета полностью изменился документооборот не только крупных, но и средних
компаний. Все больше документов передается в электронной форме через
Интернет, что дало не только очень существенную экономию времени, но и
возможность оперативной и <автоматической> обработки этих документов. Возникли
новые, в ряде случаев более быстрые и лучшие, возможности поиска информации.
Изменилась система
поставок - все больше заказов на товары и услуги делаются через интернет.
В США, например, подсчитано, что среднестатистический заказ оборудования
традиционными методами обходится в среднем в $150, а заказ через WWW -
в $25 (А. Друк. ).
Меняется и банковская
система - банковские расчеты переходят с закрытых сетей на интернет.
Интернет становится если не основной, то одной из главных сфер деятельности
все большего числа компаний. Изменился сам рынок ценных бумаг - никогда
еще в нем не участвовало столько индивидуальных вкладчиков, которые получили
благодаря интернету доступ к самой оперативной биржевой информации и возможность
торговать не отходя от своего компьютера. Резко возрасла интенсивность
всего бизнеса. Изменилось даже повседневное течение жизни у многих людей
- уже трудно представить себе утро без просмотра электронной почты.
Сам факт лавинообразного
роста запросов на услуги по обеспечению электронной коммерции говорит о
том, что в российском интернете назревает бум электронной торговли. Бурное
развитие электронной коммерции в России, по всей видимости, просто неизбежно.
Этому способствуют ее неоспоримые преимущества и специфические для России
условия. Здесь можно перечислить некоторые преимущества электронной коммерции
через Интернет: широкая доступность; низкие начальные затраты; почти
полная автоматизация торгового процесса; низкие текущие затраты; высокая
окупаемость; потенциальная возможность использовать весь мир в качестве
клиента; простота операций и удобство заказа товаров и услуг для покупателя;
легальные возможности значительного сокращения налоговых пошлин, равные
возможности для столичного и периферийного бизнесов.
Таким образом
влияние информационных технологий на общество имеет как позитивные так
и некоторые негативные стороны. Положительные динамические изменения
в обществе от воздействия интернета и телекоммуникационной инфраструктуры
наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - происходит интенсификация
научно-технического прогресса, доступность и стирание информационных границ
между континентами, появляются новые потрясающие возможности для коммерции
и торговли, расширяется коммуникативно-личностное общение. Важно только
правильно использовать и не злоупотреблять предоставляемыми нам огромными
преимуществами электронных и информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е.
Социальная и демографическая динамика сообщества
пользователей компьютерных
сетей. Гуманитарные исследования в интернете, факультет психологии
МГУ, М., 1998г.
2. Е.Горный. <Русский Журнал>, раздел
, Номер 38, 1999г. Http:// www.russ.ru.
3. А. Друк. Wall Street признает Интернет.
Интернет-сайт "Interrussia.com". Июнь, 1999г.
4. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект,
образование. М., 1998 г.
5. Ханс Ленк. Размышления о современной
технике. Издательство <Аспект пресс>. М., 1996г.
6. Соколов Н.Н. Общество и телекоммуникационная
инфраструктура - технократический подход. Сборник
статей "Телекоммуникации
и новые информационные технологии>, Международная Академия
Информатизации, М.,
1998г. Http://www.chat.ru/~nsokolov/art.html.
7. Zeitschrift "Deutschland", Номера 1-3.
Germany, Frankfurt /Main, 1999. Http:// www.deutschland.de. |