Российский Институт Интеллектуальной Собственности


   Социология

 
 Социальные последствия воздействия интернет-технологий 
на общество: Pro et Contra


 аспирант  Соколов Н.Н.
специальность "Социология управления"


      Глобальные компьютерные сети, появившиеся в конце 80-90-х годов, видоизменили совместную деятельность и общение между людьми и в настоящее время мы уже движемся по пути к информационно-компьютерному обществу.  Именно наука и техника характеризуют сегодняшнюю жизнь и такие лозунги как <информационный век>, <научно-техническая революция>  как раз и подчеркивают этот тезис.  Информационная техника становится приметой нашего времени и сегодня все чаще говорят об особом информационном обществе. Тенденция к всеохватывающей системотехнике и организационной технологии, возрастающему и все шире распространяющемуся применению информационных систем приводит к автоматизации и <насаждению> компьютерных технологий во все доступные области жизни, организации производства и индустрии. На наших глазах технический век  превращается в век  <информационно-супериндустриальный>.
      Лучший пример - вездесущий Интернет - всемирная компьютерная сеть (WWW), которая еще три года назад считалась пестрым полем для ничего не значащих экспериментов зарождающегося поколения мультимедиа. А сегодня Интернет уже неразрывно связан с такими жизненно важными областями человеческой деятельности как наука и образование, средства массовой информации, бизнес, коммерция и просто общение.
      Таким образом компьютерные сети и новые информационные технологии представляют собой новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и межличностных коммуникаций. Их применение постепенно логически приводит к структурным и функциональным изменениям социальной сферы общества, а также в определенном аспекте  и  психической деятельности человека.  И на этом фоне бурного развития информационного общества и телекоммуникационной инфраструктуры в России, особенно в последние годы, сформировался новый тип социального сообщества - пользователи глобальных компьютерных сетей.
      Формирование такого сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими, социальными, техническими, политическими и психологическими. В результате сложилась "популяция" пользователей, которая развивается как сложное динамическое единство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе и активно формирующее в определенном <технократическом> направлении общественные интересы и настроения. 
      В связи с этим интересно будет рассмотреть позитивные и негативные стороны влияния информационных технологий на общество и сознание людей.
      Результаты недавнего опроса, проведенного Институтом будущего и Гэллапом для , свидетельствуют о том, что широкое внедрение новых технологий на рабочих местах ведет к снижению продуктивности. В отчете говорится, что      большинство работников, использующих коммуникационные технологии, вынуждены прерывать свою работу каждые 10 минут. К таким технологиям причислены телефон, пейджер, факс и электронная почта. 
      Также сообщается, что средний служащий в США получает 20 электронных писем в день, в то время как его коллеги из Великобритании всего 17, причем около половины - от сотрудников своего же отдела. В такой ситуации умение сортировать письма по их важности и составлять быстрые стандартные ответы становится важнейшим элементом профессиональной квалификации.
      К негативных сторонам развития интернета в России по статистическим данным опроса, проведенному в Москве (Землянская Ю. и др. <Скованные одной сетью>, 1998г.), относятся такие моменты как незащищенность информации (10%), недостаток коммуникаций и плохое качество связи (7%), высокая стоимость услуг и технического обеспечения (7%), опасность потери живого общения (7%). Около 16% респондентов считают, что отрицательных сторон в развитии интернета нет. К позитивным моментам респонденты относят  возможность доступа к большому объему информации (48%), широкие возможности для общения (19%), вхождение России в мировое информационное пространство (17%).
      Страх перед компьютером характерен для 11% респондентов. Из тех, кто работает в Интернете, около 3% делают это дома, 43% - на службе или работе, а 13% в учебных заведениях, на работе у знакомых или друзей.
К совершенно новым явлениям нашего времени можно отнести <интернетизацию> экономики. Под этим термином понимается неожиданно сильный рост рекламы услуг и предложений, торговли и товарооборота через интернет.  В связи с этим в обиходе появились даже новые термины и слова:  online-consumer (потребитель), online-markt,  e-shopping (покупка товаров посредством интернета), cybershops (электронные магазины).
      По прогнозам маркетинговой фирмы (США), оборот вложенного в Интернет капитала в Европе возрастет с 2,2 млрд. марок в 1998г. до 115,5 млрд. марок в 2001г.,  при этом треть выпадет на долю Германии (журнал "Deutschland", ╪2/1999). Только в Германии в WWW  будет вложено около 28,9 млрд. марок.  Аналитики предупреждают, что скоро на арене online-markt-а будет тесно и деловой мир начал это понимать.
      В сети уже сегодня  представлены торговые дома, банки, авиакомпании, туристические фирмы, отели, страховые компании, автозаводы и фирмы автопроката. Преимущества очевидны: покупка без магазина исключает торговые маржи, вознагрождения за услуги и высокую плату за аренду недвижимости в центре города. Для клиентов e-shopping просто идеален: cybershops открыты 24 часа, цены умеренны и прозрачны, да и ехать никуда не надо.   Как пример, можно привести продажу online (посредством интернета) автомобилей "Smart"  компанией "DaimlerChrysler". По словам ее руководителя  Боба Итона - "Интернет - величайший вызов для автоиндустрии за всю ее столетнюю историю". Объемы продаж  для американской компьютерной фирмы "Dell" через WWW по всему миру за 1 день  составляет 5 млн. долларов. По сдержанным оценкам Головного объединения розничной торговли Германии, через 10 лет от 10% до 12% всего торгового оборота будет поступать от продаж online. 
      Интересно при этом отметить, что огромный спрос на Интернет со стороны физических и юридических лиц порождает острую конкуренцию в среде крупных оферентов (фирм, предлагающих интернет-услуги) соответствующих структур и провайдеров. Благодаря этому цены на доступ в интернет постоянно снижаются, что, в конечном счете, приводит к еще большему количеству пользователей .
      Согласно исследованию, проведенному   Техасским университетом при поддержке компании : http:// www.internetindicators.com).
      Согласно недавнему исследованию фирмы "Booz Allen&Hamilton", 92 процента руководителей компаний считают, что Интернет меняет бизнес-стратегию и концепцию рынка. 61 процент опрошенных полагает, что Интернет поможет компаниям в достижении их стратегических целей. 30 процентов заявили, что Интернет принуждает их к пересмотру существующей стратегии. Почти 70 процентов сказали, что не рассчитывают окупить вложенные в Интернет средства ранее 2001 года. 28 процентов считают, что они уже получают прибыль от использования Интернета.
      Исследователи из компании пришли к выводу, что средний бюджет на развитие корпоративного веб-сайта (представление фирмы в Интернете) в Европе в 1999 достигнет $76.799. Для сравнения, в США вложения в развитие одного сайта составляют в среднем $33.580, в то время как в Австралии и Новой Зеландии - $6.626. В целом же затраты на средний веб-сайт составят в этом году в среднем $36.579.
      Какие же выводы можно сделать на основании всей этой информации? Уже сейчас можно с уверенностью предсказывать, что через 5-10 лет у Интернета будет достаточно капитала, чтобы <перевернуть> мир. Сегодня мы видим как с появлением и развитием Итернета полностью изменился документооборот не только крупных, но и средних компаний.  Все больше документов передается в электронной форме через Интернет, что дало не только очень существенную экономию времени, но и возможность оперативной и <автоматической> обработки этих документов. Возникли новые, в ряде случаев более быстрые и лучшие, возможности поиска информации. 
      Изменилась система поставок - все больше заказов на товары и услуги делаются через интернет. В США, например, подсчитано, что среднестатистический заказ оборудования  традиционными методами обходится в среднем в $150, а заказ через WWW - в $25 (А. Друк. ).
      Меняется и банковская система - банковские расчеты переходят с закрытых сетей на интернет.  Интернет становится если не основной, то одной из главных сфер деятельности все большего числа компаний. Изменился сам рынок ценных бумаг - никогда еще в нем не участвовало столько индивидуальных вкладчиков, которые получили благодаря интернету доступ к самой оперативной биржевой информации и возможность торговать не отходя от своего компьютера. Резко возрасла интенсивность всего бизнеса. Изменилось даже повседневное течение жизни у многих людей - уже трудно представить себе утро без просмотра электронной почты.
      Сам факт лавинообразного роста запросов на услуги по обеспечению электронной коммерции говорит о том, что в российском интернете назревает бум электронной торговли. Бурное развитие электронной коммерции в России, по всей видимости, просто неизбежно. Этому способствуют ее неоспоримые преимущества и специфические для России условия. Здесь можно перечислить некоторые преимущества электронной коммерции через Интернет:  широкая доступность; низкие начальные затраты; почти полная автоматизация торгового процесса; низкие текущие затраты; высокая окупаемость; потенциальная возможность использовать весь мир в качестве клиента; простота операций и удобство заказа товаров и услуг для покупателя; легальные возможности значительного сокращения налоговых пошлин, равные возможности для столичного и периферийного бизнесов. 
      Таким образом влияние информационных технологий на общество имеет как позитивные так и некоторые негативные стороны.  Положительные динамические изменения в обществе от воздействия интернета и телекоммуникационной инфраструктуры наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - происходит интенсификация научно-технического прогресса, доступность и стирание информационных границ между континентами, появляются новые потрясающие возможности для коммерции и торговли, расширяется коммуникативно-личностное общение. Важно только правильно использовать  и не злоупотреблять предоставляемыми нам огромными преимуществами электронных и информационных технологий. 
 
 

ЛИТЕРАТУРА



1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е.  Социальная и демографическая динамика сообщества 
    пользователей компьютерных сетей. Гуманитарные исследования в интернете, факультет психологии 
    МГУ,  М., 1998г. 
2. Е.Горный.  <Русский Журнал>,  раздел , Номер 38,  1999г. Http:// www.russ.ru.
3.  А. Друк. Wall Street признает Интернет. Интернет-сайт "Interrussia.com". Июнь, 1999г.
4.  Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998 г. 
5.  Ханс Ленк. Размышления о современной технике. Издательство <Аспект пресс>. М., 1996г.
6.  Соколов Н.Н. Общество и телекоммуникационная инфраструктура - технократический подход. Сборник 
     статей "Телекоммуникации и новые информационные технологии>, Международная Академия 
     Информатизации, М., 1998г.   Http://www.chat.ru/~nsokolov/art.html.
7.  Zeitschrift "Deutschland", Номера 1-3. Germany, Frankfurt /Main, 1999.  Http:// www.deutschland.de. 

Предыдущая  страница - Добавить информацию - Гостевая книга - Послать E-Mail

Copyright © 1997-2000  Nikolai Sokolow