В зеркале Слова
 


Меняем реки, страны, города...

Иные двери... Новые года...

И никуда нам от себя не деться,

А если деться - только в никуда!

Омар Хайям
Иран, 1048-1123 гг.

       В единственный дождливый день золотой осени 1150 года в городе Галиче княгиня Ольга Юрьевна родила мальчика. Взволнованный отец и дед младенца долго спорили, какое дать ему имя. К полудню решили назвать княжича языческим славянским именем Владимир. Может, потому, что по имени и отчеству молодой папаша был тезкой Ярославу Владимировичу мудрому и старался делами дать повод родственникам и друзьям к лестному сравнению с пращуром. Своего первенца Ярослав Мудрый назвал Владимиром в честь отца, крестителя Руси.

       Совпадение имен деда, отца и внука с триадой имен знаменитых предков - также деда, отца, и внука по забытой легенде давало большие надежды на блестящую судьбу новорожденного. За такую рассудительность князь Владимирко то ли в шутку, то ли всерьез не раз называл сына Ярославом Осмомыслом. 'Осмомысл' - это, по сути, синоним латинского слова 'интеллигент'. А возмужавший внук через три десятилетия навсегда прикрепит к имени Ярослава Галицкого прозвище 'Осмомысл'.

       - Возможно, из него не получится полководец, как не получился завоеватель Трои-Константинополя из Владимира Ярославича, - горячо доказывал Осмомысл своему отцу, когда они направлялись по галерее из дворца в храм на молебен.

       - Тогда он, подражая своему тезке, займется строительством и, даст Бог, воздвигнет в Галиче храм не хуже Софийского собора, построенного Владимиром Ярославичем в Новгороде...

       Они оба были мечтателями - Ярослав Осмомысл и его отец Владимирко, прозванный боярами 'Многоглаголевым'. Уже в ХХ веке Лев Толстой назовет 'Многоглаголевого' князя, слепо верующего в чудо, 'первым русским интеллигентом'...

       Молебен был посвящен памяти Владимира Ярославича Новгородского, родившегося в этот день сто тридцать лет назад. Совпадение дней рождения двух Владимиров Ярославичей - 17 октября - всем тоже показалось знаменательным.

       Строитель Новгородской Софии почитался своими потомками как родоначальник отдельной немногочисленной ветви русских князей Рюриковичей. Очень немногие из этих умных и деятельных князей доживали до седин, оставляя своих сыновей-мальчишек на попечение коварным соперникам. За сто лет между кончиной Владимира Новгородского и рождением Владимира Галицкого эта княжеская ветвь в жесточайшей междоусобной борьбе сумела выстоять и приобрести достойный удел в Галиче и в других городах благодатной прикарпатской земли.

       Утром следующего дня князь Владимирко с сыном ожидали подтверждения своим надеждам из уст придворных мудрецов и заезжих звездочетов.

       Первым из собравшихся начал свою речь духовник князя епископ галицкий Кузьма.

       - Расположение звезд, - пророкотал его густой бас, - предвещает в жизни новоявленного раба Божия Владимира яркую череду достоинств и недостатков. Богу приятное чадо будет радовать нас своей общительностью и обаянием, иметь хороший природный вкус и элегантность. В любом споре он легко будет находить 'золотую середину'... Хотя его устойчивой системе ценностей сможет позавидовать любой верующий в Господа нашего, - обратился Кузьма к князьям, - будьте внимательны к проявлениям нерешительности Владимира в детстве и отрочестве. Княжич часто будет страдать от одиночества, от неспособности к решительным действиям в ситуации выбора. В этом возрасте его воспитанием должен заниматься сильный духом наставник...

       Продолжил предсказания седой, как снег, восточный звездочет Чарг:

       - Мальчик легко будет переходить от печали к радости и наоборот - от веселого смеха к хныканью. Не удивляйтесь, если он рано, как бы вдруг, начнет раздавать изящные комплименты сверстницам, а чуть попозже - именитым дамам, вызывая неописуемый восторг. В нем рано заговорит природа силы, зов побед, желание быть кумиром толпы, победителем состязаний. Он до безумия увлечется лицедейством. Богема любого города будет искать случая познакомиться с ним. Свадебные торжества, былинные песнопения, сборища нищих бродяг - все будет привлекать его внимание. Всюду, где бы он ни появился, он непременно будет в центре внимания. Бог дал ему, а толпа разовьет способность читать мысли людей до того, как они сумеют их высказать. Дар провидения принесет немало огорчений ему и его близким.

       Прорицатель вздохнул и, сделав паузу, продолжил:

       - Половодье чувств постоянно будет увлекать его от одного берега к другому, разлучая не только с любящими сердцами, но и накликая справедливый гнев родственников покинутых красавиц. Еще юным он покинет семью, в которой родился, заставив страдать отца и мать. Несчастья, болезни и катастрофы коснутся и тех семей, которые он создаст. С отрочества его ждут многочисленные приключения и опасные неожиданности. Его гений - противоречия добра и зла - надолго привлечет внимание собутыльников и сплетников. Они донесут славу до сказителей и летописцев. О нем будут слагаться легенды...

       Ярослав и Владимирко были потрясены услышанным. Бояре тревожно и озабоченно теребили бороды. Самым мрачным стало предсказание волхва из далекого северного селения на озере Лача.

       - Каждые двенадцать лет, - обратился синеглазый Даниил к собравшимся, - выросший из сегодняшнего малыша мальчик, юноша, мужчина будет стремиться совершить нечто героическое. К этому его будет призывать память о великих предках. Но противодействовать будет та же память о низменных делах тех же самых предков. Поэтому вслед за героическими делами в его дом будут приходить несчастия, унося жизни близких ему людей. Даже после его смерти лучшие друзья вынуждены будут казнить одного из его любимцев во дворе княжеского замка. Изменится обстановка на Руси, и большая часть потомков, не понимая его трудов, начнет проклинать его имя. Другие вынуждены будут молчать, чтобы не потерять оставшуюся о нем память! Только спустя тысячелетие (!) со дня рождения его имя вновь станут произносить на Руси с благоговением и почитанием...

       Неожиданно для всех в покоях появилась улыбающаяся княгиня Владимирки со смущенной роженицей Ольгой.

       - Что вы теребите бороды и чешете затылки? Мы слышали, что вы уже дали языческое имя нашему чудесному мальчику. Надеюсь, вы примете наше предложение назвать малютку христианским именем Яков? Яков - целитель! Святой Яков у евреев назван Израилем, что означает 'святой, ведущий войну за свой народ'. Совсем неплохо, если Яков, когда вырастет, начнет исцелять людей от душевных недугов. А если он, как Израиль, объединит всех русских, даст им нужное слово и укажет средство, как спасти наши души от врагов и несчастий, то о лучшем крестном имени можно и не мечтать!

       С этими словами улыбчивая княгиня, обняв бледную Ольгу, скрылась за дверями.

       ... В 1179 году в Суздале у великого князя Всеволода 'Большое гнездо' родилась дочь Верхуслава. Крестила ее сестра князя Ольга Юрьевна. А через восемь лет сын Ольги Юрьевны Яков сопровождал дочь суздальского князя, юную Верхуславу, в далекий Белгород на свадьбу. В кавалькаде сватов и гостей вновь встретились старые соперники - Яков (былинный Дюк Степанович) и вышегородский боярин Чурына (былинный Чурила Пленкович). На раздольной свадьбе в Белгороде впервые прозвучали фрагменты поэмы 'Слово о полку Игореве', сочиненной Яковом (Владимиром Галицким).

       После этой свадьбы Яков будет сопровождать дочь Рюрика в Новгород-Северский на свадьбу со Святославом, сыном князя Игоря. Вновь прозвучит для собравшихся его поэма. Готовясь к выступлению, Яков смотрел на весело пляшущих в кругу жениха и невесту. Он, по-видимому, знал, что ждет его любимца Святослава через двенадцать лет после смерти поэта. Не мог он знать, что дочь этой юной пары - Агафья - станет одной из самых очаровательных принцесс Польши. Когда музыка стихла, поэт, скрывая волнение, тронул струны: 'Не лепо ли нам будет, братие, начинать старыми словесами...'

       В начавшейся поэме имеется несколько строф, показывающих читателю, насколько Владимир Ярославич владел искусством мага и целителя. Например, строфа, называемая 'сон Святослава':



А Святослав смутный сон 

видел в Киеве на горах.

'Этой ночью с вечера 

укрывали меня, - сказывал, -

черным покрывалом

на кровати тисовой.

Черпали мне синее вино,

со скорбью смешанное,

сыпали мне из узких колчанов

поганых знахарей

крупный жемчуг на грудь

и нежили меня.

Уже доски без конька

в моем тереме златоверхом.

Всю ночь с вечера

серые вороны каркали

у Плесеньска на пустоши,

где стоял бор киявлян, 

и унесло их

к синему морю'.

 

                      (перевод В.Семенова)

      Что сообщил вещий сон князю Святославу и как понял сон поэт, владевший магией? 'Агрессивность и волнение в стране. Ожидаемое предательство и вероломство. Временное взаимное неудовольствие в доме (дворе) великого князя. Напрасно потраченные время и энергия в сомнительных удовольствиях. Смена образа мыслей от нависшей угрозы. Неописуемые печали и страдания. Ожидание дальнейших бедствий. Печальный итог'. Заложенный во 'сне Святослава' магический код, оказывается, дает сжатую оценку положения дел на Руси после похода князя Игоря. Поскольку объективная оценка несколько нарушала тональность поэмы и могла изменить отношение к главному герою, автор высказал ее языком магии.

       В этой же строфе перед нами может открыться и третья грань таланта автора поэмы - талант целителя. В духе и традициях средневекового стихосложения ставится диагноз и дается методика лечения возникшего у Святослава невроза: перед сном больному насыпают крупный жемчуг на грудь и нежно растирают. Как сказал бы современный ученый-эскулап, этим достигается замечательный эффект в электромагнитном биостимулировании противоплазменного метаболизма при пониженной реакции организма...

       Хранят жемчуг в очень узких колчанах-футлярах, чтобы не бился и не терял чудодейственного свойства при хранении. Кожу клиента перед процедурой протирают водкой, после того как больной удобно расположится на тисовой кровати. Затем его укрывают теплым грубым одеялом.

       'Слово', призывающее русских князей к единству, к отказу от кичливости и распрей, доказывает нам, читателям, что надежды, возлагаемые бабкой поэта на имя, данное ему в честь Якова, полностью оправдались!

       Жизнь Владимира Галицкого угасала от хронического отравления алкоголем, которым усердно спаивали его и искренние друзья, и враги. Он скончался при таких же загадочных обстоятельствах, при каких умирали его предки, особенно почитавшие имя Владимир.

       Когда Ефросинья Ярославна, жена князя Игоря, родила 22 октября 1170 года первенца, она без труда уговорила мужа назвать его Владимиром - в честь любимого брата.

       После осенних свадеб 1187 года Владимир Ярославич вернулся в Галич и сменил на престоле только что скончавшегося отца. Участие князя в нескольких свадьбах подряд вызвало ропот среди боярства. В результате интриг могущественного соседа, алчного князя Романа Волынского, против Владимира Ярославича выступили заговорщики. Они требовали от князя расстаться с женой: 'Не желаем кланяться попадье'. Владимир с семьей бежал к венгерскому королю за помощью. Однако король заточил князя в башню замка в Эстергоме. На вершине башни был разбит для пленников шатер. Несмотря на пронизывающий холод, Владимир Ярославич изрезал шатер на веревки, а затем с женой и детьми бежал из плена в Германию. Германский император Фридрих Барбаросса готовился к крестовому походу в Палестину. Узнав, что Владимир Галицкий - племянник известного в Европе суздальского князя Всеволода Юрьевича, да к тому же прекрасный бард, Фридрих попросил польского короля Казимира помочь немедленно вернуть князю Галич. Намаявшиеся в венгерском плену, обманутые галичане с радостью встретили своего законного правителя!

       Весть о возвращении Владимира из плена дошла до Рюрика Ростислави-ча в тот день, когда он начинал пир в честь новорожденного сына. Было это 26 октября 1189 года (по новому стилю 8 ноября). Младенец получил имя Владимир, а в святом крещении Дмитрий. Три года спустя, ранним утром в день святого Дмитрия родился сын у великого суздальского князя Всеволода Юрьевича. Говорят, Всеволод дал имя сыну в честь деда своего Владимира Мономаха. Так записал летописец. А может, сам князь надеялся, что когда его сын вырастет, будет хоть немного похож на Владимира Галицкого.

       Из национальных поэтов, родившихся среди народов, некогда находившихся под эгидой России, непревзойденными были и остаются поэты ХII века азербайджанин Низами Гянджеви и грузин Шота Руставели. Человек живет две жизни, одну - пока бьется сердце, другую - пока помнят люди. Благодарные потомки в Азербайджане и Грузии помнят и любят своих древних поэтов. Их именами названы города и улицы, их книги и скульптуры чтут и стар, и млад.

       В ином положении находится их современник, русский поэт, создавший первую национальную поэму 'Слово о полку Игореве', сразу вошедшую в число литературных шедевров мирового значения.

       За двести лет со дня нахождения 'Слова' среди полусгнивших фолиантов в Спасо-Ярославском монастыре исследователи не сошлись во мнении, кого считать автором поэмы. Этот спор может продлиться еще сотни лет.

       Мне представляется возможным начать в среде почитателей поэмы в Петрозаводске подготовку к юбилейным торжествам в честь 800-летия со дня смерти великого поэта Древней Руси.

       1998 год - год 800-летия со дня смерти поэта. А 17 октября 2000 года исполнится 850 лет со дня рождения Владимира Галицкого - автора поэмы 'Слово о полку Игореве'.

       Как-то довелось услышать интересную легенду о венгерском замке в Эстергоме: после штурма хан Батый приказал засыпать стоящий на холме замок землей из шлемов убитых воинов, оставив лишь вершину одной башни...

       Не из той ли башни за полвека до монгольского нашествия бежал из плена русский князь Владимир Ярославич Галицкий? Обманутый неверными галичанами, он был вероломно захвачен венгерским королем. Штурмовали замок в Эстергоме, вероятнее всего, понукаемые монголами галичане. Возможно, так Бог наказывает за преступления против одного из своих посланников?..


"Возвращение" (эссе)
© В. Семенов