домой
"ЧЕРНЫЙ ПИАР" В ЧЕЛЯБИНСКЕ?
Два года назад главный редактор газеты "Лидер" Андрей Лебедев предложил одной из столичных имиджмэйкерских фирм избирательную технологию, которую назвал "виртуальной избирательной технологией "Мыльная опера". Это одна из самых эффективных избирательных технологий, существующих на сегодня. Есть все признаки того, что она будет применяться (или уже применяется) в Челябинске на выборах в Госдуму. По этому поводу и состоялась беседа нашего корреспондента с Андреем Лебедевым.

- Мы привыкли, что PR-технологии - импортного происхождения. А грязный пиар - насколько он российского происхождения?
По большому счету весь "черный пиар", о котором так много говорят - он от бедности. Наше общество просто не может себе позволить настоящей демократии и честных выборов - не по карману. Нельзя поэтому винить во всех бедах отдельных имиджмейкеров.
Если избиратель может продать свой голос за бутылку, то, значит, во столько он и оценивает свое будущее. Беда в том, что большинству россиян по-прежнему нечего терять и нечего ждать. Никто не верит, что после выборов что-то изменится, и люди смотрят на кампанию как на развлечение.
Профессионалы устраивают яркий, запоминающийся спектакль, подмешивают драматизма, трагизма, и благодарные зрители отдают голоса тем, кто их больше и талантливей развлекал.
Общая идея состояла в том, чтобы создавать образ будущего депутата задолго до предвыборной кампании (примерно за год). Для такой длинной предвыборной дистанции я разработал несколько технологий, из которых "Мыльная опера" мне казалась самой интересной.
Я исходил из того, что избиратели, которые ходят на выборы, и зрители, которые смотрят телесериалы - это одни и те же люди. И, как я открыл, избирательную кампанию они воспринимают именно как "мыльную оперу". Народ не верит, что что-то изменится после голосования, но участие принимают (Из-за возможности проголосовав, подправить политический сценарий, я называл свою технологию не только виртуальной, но и интерактивной.)
- Слово "народ" вы произнесли несколько в обидном ироническом смысле.
Да? Ну тогда извините все. В 1997 году "черного пиара" еще не было, вообще время было романтическое. Я просто хотел помочь хорошим людям, будущим депутатам успеть себя показать избирателям, успеть создать свой образ. Дело в том, что в то время (да и сейчас тоже) большинство PR-команд подключалось к выборам максимум за три-четыре месяца до голосования. За такой короткий отрезок времени можно успеть сорвать хороший куш, но избиратели не успевали толком узнать кандидата и довериться ему.
Передо мной стояла также задача экономии средств во время предвыборной кампании. Средней руки предпринимателю легче в течении года "вынимать" из бизнеса по небольшой сумме в месяц, чем сразу выложить сотни тысяч долларов. Тем более, что в течение года рекламные по сути материалы можно распространять по СМИ бесплатно. Просто как сенсационные, скандальные - "Мыльная опера" из таких и состоит. Для усиления пропагандистского эффекта я придумал еще несколько технологий и приемов, часть из них опробовал позднее, когда работал главным редактором газеты "Лидер".
- Но кто все-таки пишет сценарий?
Да кто угодно может написать: тут ничего не надо придумывать, все уже давно придумано Голливудом. Законы жанра диктуют: самым популярным будет герой одиночка. Везде, где только ступает его нога, он должен находить врагов, разоблачать их, бороться с несправедливость. Еще одно условие: должна быть любовь, верная подруга, семья, еще лучше с маленькими детьми. Это очень хорошо действует на избирателей. Враги стараются их разлучить, подставляют героя, распускают слухи, фабрикуют фальшивки, но финал счастливый: победа на выборах, счастливые улыбки. Расставаться неохота, встретимся через четыре года.
Зрители идентифицируют себя именно с Героем, его враги становятся их врагами, почти врагами народа. Вполне достаточно, чтобы выиграть выборы.
Избиратели не могут проголосовать против Кандидата - Главного Героя, ведь тогда сериал прервется на самом интересном месте. Вы можете себе представить телезрителей, которые в массовом порядке звонят на телевидение и требуют прервать показ любимого сериала на самом интересном месте?. Например, когда отважный Круз (good guy) в поисках Иден и ребенка сцепился с толпой коварных мафиози (bad guys). Победа Кандидату обеспечена, но избирателей ждет разочарование: в жизни не все как в кино. После выборов не наступит конца сериала, не будет раскрытия "тайн": задача кандидата как раз в обратном: сохранить "тайны", увести их с собой в Москву, чтобы через четыре года вернуться и продолжить сериал. А нашему народу не привыкать ждать и терпеливо надеяться на продолжение любимой "мыльной оперы".
- Но такая технология идеально подходит для криманала. Кандидат может вообще отсиживаться на Багамах, а здесь , в Челябинске, раскручиваться "мыльная опера"?
В то время я, конечно, не мог предположить, что виртуальная технология окажется наиболее удобной как раз для тех кандидатов, которые по разным причинам вынуждены избегать прямых контактов с избирателями: из-за криминального прошлого, странностей личной жизни, вредных привычек
- У вас нет такого чувства, что вы выпустили джина из бутылки…
Любая предвыборная кампания состоит из двух составляющих: разумной и чувственной, содержательной и развлекательной. Народ у нас - очень благодарный зритель, Я думаю, потому, что ему всегда не хватало развлечений. Индустрия отдыха до сих пор у нас почти не развита. И россияне, особенно в провинции, очень благодарны тем, кто какое-то время (например, в предвыборной кампании) их развлекал. Свою благодарность они высказывают на избирательных участках. Самый яркий пример - Жириновский, чистое развлечение, "чисто" искусство. Опросы общественного мнения ни о чем не говорят, все решается в день голосования. Скромно так, по-русски, без лишних эмоций: бюллетень - в урну.
Выход один - развивать индустрию развлечений. Концерты, фестивали, карнавалы круглый год, а не только во время избирательной кампании. И побольше телесериалов, самых тупых и идиотских, чтобы оскомину набили. Можно снять что-то вроде пародии на предвыборную кампанию.
- А на сегодняшний день получается, что эта технология вообще беспроигрышная? Что, у нее нет недостатков?
Если внедрять в сознания будущих избирателей Народного Героя, окруженного врагами, интригами и так далее, делать это талантливо и соблюдать все условия, то успех стопроцентный. Главное условие - полная виртуальность. Кандидат не должен вживую общаться с простыми избирателями, только через СМИ. Если перед вами предстанет артист, играющий Круза или Мэйсона, то наверняка вы тоже будете разочарованы.
Нежелателен даже сбор подписей, то есть контакт сборщиков с электоратом. Во избежание лишних вопросов и развенчания мифа. Новый закон о выборах позволяет заплатить определенную сумму и избежать этого. Тут есть определенная опасность: в провинции такая "барская" щедрость не приветствуется, кандидаты стараются действовать по-старому, собирать подписи. Здесь и начинается настоящий "черный пиар". Провокации, фальшивки, "избиение" своих же сборщиков. Потом заявляется: мы почти уже все подписи собрали, но нам не дают, угрожают вашему любимому Герою, его семье, и так далее, мы вынуждены заплатить... Это уже другая работа, другие люди...
- Но цель одна: победа любой ценой?
Цель одна: хорошо заработать и при этом остаться в живых. Если связываться с криминалом, то можно не только без денег остаться. Челябинск в этом отношении не исключение... На этой оптимистической ноте, я думаю, можно закончить.