домой
ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ!
Когда речь в России заходит о необходимости большей свободы, оппоненты (обычно из рядов так называемой "духовной оппозиции") возражают: свободы у нас теперь предостаточно, а вот ответственности не хватает. На самом деле это ловкая подмена понятий: свобода в западном понимании неотделима от ответственности (согласно нравственному императиву "не делай другим то, чего не пожелал бы себе"). В России же речь всегда шла и сегодня идет не о свободе, а о воле. Которая, действительно, никак не соотносится с ответственностью.
Демократия как общественный строй основана на свободных выборах, которые, однако, не имели бы никакого продуктивного смысла без последующей ответственности - как победившего большинства перед проигравшим меньшинством, так и наоборот. Уважение проигравшими результатов выборов означает выполнение решений вновь сформированного правительства - до новых выборов. И с другой стороны - уважение победившими свободного мнения проигравших, уважение права оппозиции на критику действий правительства. Свободный, а значит, ответственный гражданин сначала выполняет то, что ему предписывает правительство, а затем уже критикует, стремится к совершенствованию законов (через своего депутата), а на следующих выборах - к демократической смене власти. Это напоминает армию, воинскую дисциплину: "сначала исполняй приказ, а затем обсуждай!". Россиян всегда поражали порядок и чистота в Европе, но этот порядок и происходит из свободы, из внутреннего самоуважения.
В России же нет свободы, а, значит, и свободного демократического выбора. Происходит основанный на менталитете народа, никогда не знавшего свободы, волевой выбор без всякой последующей ответственности. Мирной жизни и производительного мирного труда не наступает, борьба продолжается и после выборов, меньшинство не подчиняется воле большинства ни на одну минуту (если только не будет репрессировано, подавлено силой). Парламент, избранный для законотворчества, своими прямыми обязанностями почти не занимается, а ведет политическую борьбу с правительством. Это особенно видно сегодня, когда Дума сама фактически сформировала правительство. Примаков делает сегодня ровно то, что пытался сделать ранее Кириенко, но Дума ему не позволяла. Если это не политическая игра, причем самая азартная и на деньги нашего и без того скудного бюджета, то что тогда называть политической игрой?! Россиян нисколько не интересует, какие законы принимает или не принимает Госдума, но всем интересно, что сказал Макашов, а что ему ответил Кобзон, - как будто в этом заключается их работа как депутатов!
Демократические выборы, таким образом, вообще теряют всякий смысл в обществе, подчиняющемся не результатам выборов, а репрессиям, страху. Российских демократов давно уже упрекают в том, что они начали либерально-рыночные реформы, не учитывая специфику страны и ее народа. Это на самом деле так. Коммунисты же отлично понимают эту специфику России, репрессии с их стороны после победы будут неизбежными и последовательными. Никаких прав для проигравших демократов, никаких прав и свобод вообще.
Кстати сказать, многие американцы поддерживают сегодня Клинтона еще и потому, что республиканцы откровенно лицемерят. То, как голосует конгресс (республиканцы - за импичмент, демократы - против), говорит о том, что конгрессмены на деньги налогоплательщиков (и немалые) просто ведут политическую борьбу. Призывы Клинтона бросить заниматься политикой и заняться проблемами страны также находят отклик у американцев.
Но в чем специфика России? Россияне никогда не боролись за свободу, русские крестьяне восставали за волю, за Юрьев день - единственный день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это и есть выборы по-русски - выборы нового Хозяина. В современной России стало больше воли, а не свободы: наши предки и не мечтали о таком Юрьевом дне, когда можно будет поменять не только помещика, но и губернатора, и Царя!
На Западе свободные граждане выбирают главного госслужащего, гаранта Конституции и законности, российский народ выбирает себе нового Хозяина, который сам - и конституция, и законность. За что раньше русские люди любили своих царей, таким же сегодня хотят видеть и Президента. Царь (Генсек, Президент) должен быть добрым и справедливым, слабым настолько, чтобы можно было иногда пожалеть царя-батюшку, но и достаточно сильным, чтобы призвать зарвавшихся помещиков и чиновников. И главное - не отменять самое святое - Юрьев день, не лишать народ воли.
То, что и сам Ельцин осознает себя не Президентом в западном понимании этого слова (то есть главным чиновником страны), а Хозяином Всея Руси, особенно ярко проявилось во время землетрясения на Сахалине. Японцы тогда, не мешкая, оказывали помощь сахалинцам, привезли дорогое оборудование, "искусственную почку", чтобы подключать к ней извлеченных из-под обломков. И вдруг Ельцин заявляет: "Никакой нам помощи от японцев не надо!" - то есть делает чисто политический жест. Можно представить, как послушные россияне сами себя отключали от "искусственной почки", героически отказываясь от помощи инородцев! Так или иначе, но Ельцин повел себя как Хозяин, как барин: "Все россияне мои, хочу казню, хочу милую, хочу помогаю. А вы, соседские президенты, хозяйничайте в своих странах, и моих людишек не трогайте!"
В итоге картина вырисовывается безрадостная, но не тупиковая. Можно ведь вспомнить еще то, что в России никогда не было частной собственности на землю. Только через частную собственность может развиться чувство настоящего хозяина своей земли и страны, внутреннее чувство свободы и самоуважения. Сам себе - Хозяин! А когда у России будет не один Хозяин в Кремле, а миллионы свободных хозяев, тогда снизу, из народа и придет демократия. Иначе - вечный бой, и покой (пенсия, зарплата, газ, электричество, яйца, мыло) - нам только снится!
Андрей ЛЕБЕДЕВ