"К сему времени летописец относит
следующее важное происшествие. Двое из
иноземцев рюриковых, именем Аскольд и Дир,
может быть, недовольные сим князем,
отправились с товарищами из Новагорода в
Константинополь искать счастья. Увидели на
высоком берегу Днепра маленький городок, и
спросили: "Чей он?" Им ответствовали,
что строители его, три брата, давно
скончались, и что миролюбивые жители платят
дань Козарам (хазарам). Сей городок был Киев:
Аскольд и Дир завладели им, присоединили к
себе многих варягов из Новагорода; начали
под именем россиян властвовать как
государи в Киеве...". (Карамзин)
В 866 году Аскольд и Дир, по легенде,
отправились в Константинополь. "Судоходный
Днепр благоприятствовал их намерению:
вооружив 200 судов, шли витязи севера,
издревле опытные в мореплавании, открыли
себе путь в Черное море и в самый Боспор
Фракийский, опустошили огнем и мечом берега
его, и скоро осадили Константинополь с моря.
Столица Византийской империи в первый раз
увидела сих грозных неприятелей, в первый
раз с ужасом произнесла имя россиян...
В год 6415 (907 год) пошел Олег на греков... на
конях и в кораблях; и было кораблей числом
две тысячи. И пришел к Царьграду (Константинополю),
греки же замкнули Суд, а город затворили. И
вышел Олег на берег, и начал воевать, и много
убийств сотворил в окрестностях города
грекам, и разбили множество палат, и церкви
пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних
иссякли, других замучили, иных же
застрелили, а некоторых побросали в море, и
много другого зла сделали русские грекам,
как обычно делают враги. И повелел Олег
своим воинам сделать колеса и поставить на
колеса корабли. И с попутным ветром подняли
они паруса и пошли по полю к городу. Греки же,
увидев это, испугались и сказали через
послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе
дани, какой захочешь"... И приказал Олег
дать дани на две тысячи кораблей: по 12
гривен на человека, а было в каждом корабле
по 40 мужей... И согласились на это греки, и
стали греки просить мира, чтобы не воевал
греческой земли... Цари Леон и Александр
заключили мир с Олегом, обязались
уплачивать дань и ходили ко взаимной
присяге: сами целовали крест, а Олега с
мужами его водили к клятве по закону
русскому... и утвердили мир... <Олег>
повесил щит свой на вратах <Царьграда> в
знак победы...". ("Повесть временных лет")
В 915 году на территории Руси впервые
появились печенеги, которые были главными
противниками Руси вплоть до 30-х годов XI
века. "Печенеги думали, может быть,
ограбить Киев, но встреченные сильным
войском, не захотели отведать счастия в
битве, и мирно удалились в Бесарабию или
Молдавию…Печенеги, заключив союз с Игорем,
5 лет не тревожили России: по крайней мере,
Нестор говорит о первой действительной
войне с ними уже в 920 году". (Карамзин)
Князь Игорь, "подобно Олегу, хотел
прославить… старость свою…". В 941 году
"Игорь с десятью тысячами судов вошел в
Черное море. Болгары, тогда союзники
императора, уведомили его о сем неприятеле;
но Игорь… успел, пристав к берегу,
опустошить Боспорские окрестности. Здесь
Нестор говорит… о свирепости россиян: о
храмах, монастырях и селениях, обращенных
ими в пепел; о пленниках бесчеловечно
убиенных.…< Против них> был выслан флот
под начальством Феофана Протовестиария…
Россияне были приведены в ужас и беспорядок
так называемым огнем греческим, которым
Феофан зажег многие суда их…<Русские> с
великим уроном возвратились в отечество".
(Карамзин)
В 943-944 годах князь Игорь совершил второй
поход на Константинополь. К походу он
тщательно подготовился: в составе его
войска были варяги и даже печенеги.
Византийский император был предупрежден
жителями Херсонеса и болгарами, что "Русь
идет без конца и печенеги с ними".
Неуверенный в победе император немедленно
отправил послов к Игорю с предложением
взять дань, "какую некогда взял храбрый
Олег с Греции". Князь Игорь собрал
дружину на совет. "Когда царь", –
ответствовали верные товарищи князя
Российского, – "без войны дает нам
серебро и золото, то чего более можем
требовать? Известно ли, кто одолеет? Мы ли?
Они ли?" Игорь принял их совет, взял дары у
греков на всех воинов своих, велел наемным
печенегам разорять соседственную Болгарию,
и возвратился в Киев". (Карамзин)
Уже после похода Аскольда и Дира в
Константинополь (866 год) в Киевском
государстве появились первые христиане.
Упоминается даже церковь Святого Илии в
Киеве. Первой из княжеского рода приняла
христианство княгиня Ольга. В 957 году она
специально ездила для крещения в
Константинополь. Существует предположение,
что помимо этого целью поездки было желание
Ольги заключить династический брак между
Святославом и Феодорой, дочерью
византийского императора. Княгиню Ольгу
принял император Византии Константин
Багрянородный. "Повесть временных лет"
приводит легенду о сватовстве правителя
Константинополя к немолодой уже в то время
русской правительнице Ольге. Согласно
преданию, княгиня Ольга попросила вначале
окрестить ее, а затем предлагать руку и
сердце. Император выполнил ее просьбу, сам
крестил Ольгу. В православной вере княгиня
Ольга получила имя Елены в честь матери
Константина Великого. После крещения
хитрая княгиня отказалась выйти замуж за
императора, поскольку он являлся ее
крестным отцом.
Хазарский каганат, образованный в
первой половине VII
века, к X веку
стал одним из самых богатых государств
Восточной Европы. С давних времен многие
славянские племена платили дань хазарам.
"Повесть временных лет" приводит
интересную легенду о хазарах:
В X веке
дунайские болгары занимали территорию на
северо-востоке современной Болгарии. В
поход против дунайских болгар Святослав
вступил по предложению византийского
императора Никифора Фоки: сами византийцы
не могли одолеть этот народ. В ходе войны
Святослав взял столицу Дунайской Болгарии
город Переяславец. Каган Борис был взят в
плен. Разгромив болгар, князь Святослав
захотел сам обосноваться в этих местах и
даже перенести сюда столицу государства,
что явно противоречило намерениям
византийцев. По просьбе византийцев,
печенеги вторглись на территорию Руси и
осадили Киев (969 год). Святослав был вынужден
оставить Дунайскую Болгарию и срочно ехать
на Родину. После разгрома печенегов
Святослав вновь вернулся в Дунайскую Болгарию
(970 год).
Во время отсутствия Святослава (в это
время он находился в Дунайской Болгарии) в
969 году на Киев напали печенеги. Как
предполагают историки, нападение печенегов
было подстроено византийцами, не желавшими
упрочения положения князя Святослава в
Дунайской Болгарии. "И осадили печенеги
город силою великой: было их бесчисленное
множество вокруг города, и нельзя было ни
выйти из города, ни вести послать, и
изнемогали люди от голода и жажды". ("Повесть
временных лет") На противоположном
берегу Днепра находился один из отрядов
Святослава под командой воеводы Претича. Но
дружинники ничего не знали о бедственном
положении жителей Киева. И тогда горожане
решили дать знать Претичу о своей беде.
Летопись сохранила легенду о храбром юноше,
который сумел добраться до Претича и
предупредить его.
После смерти княгини Ольги Святослав
вновь вернулся в Переяславец на Дунае. Но
болгары встретили его как неприятеля.
Святослав взял приступом Переяславец и
объявил войну Византии. Поводом послужило
предложение императора Иоанна Цимисхия
Святославу удалиться из Болгарии. "Цимисхий,
напомнив ему о бедственной участи
несчастного Игоря, стал вооружаться, а
Святослав спешил предупредить его". (Карамзин)
Русские и болгарские войска под
предводительством Святослава начали
наступление по всей северной границе
Византийской империи, перешли Балканы,
дошли до Аркадиополя. До Константинополя
осталось всего четыре дня пути. Но
император Иоанн Цимисхий оказался опытным
полководцем. Перед сражением Цимисхий
попытался узнать "число его <Святослава>
витязей, обещая на каждого из них заплатить
ему дань". Святослав, войско которого
насчитывало не более 10 тысяч человек,
увеличил число своих воинов в два раза.
Византийский император собрал войско в 100
тысяч человек. Войско Святослава было
окружено со всех сторон. "Повесть
временных лет" приводит обращение
Святослава к воинам: "Нам некуда уже
деться, хотим мы или не хотим – должны
сражаться. Так не посрамим земли Русской, но
ляжем здесь костьми, ибо мертвые не
принимают позора. Если же побежим, позор нам
будет. Так не побежим же, но станем крепко, а
я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет,
то о своих сами позаботьтесь". В этой
битве победили русские, и тогда император
отправил знатных мужей с богатыми дарами к
Святославу, задумав подкупить его.
После смерти Святослава Киевским
князем стал его старший сын Ярополк. В
Новгороде в это время княжил Владимир, сын
Святополка и ключницы Малуши, в Древлянской
земле правил средний сын Святослава Олег.
Правой рукой Ярополка был опытный воевода
Свенельд. Сын Свенельда Лот был убит
древлянским князем Олегом. Поэтому, желая
отомстить Олегу, Свенельд подговорил
Ярополка пойти войной на Олега и отобрать у
него землю. Ярополк послушался своего
наставника и пошел войной на своего брата
Олега. В 977 году во время бегства из города
Овруча Олег был убит. Владимир Новгородский,
узнав о гибели сводного брата, бежал к
варягам за помощью. На два года Ярополк стал
правителем Руси. В 980 году с большим войском
варягов вернулся на родину Владимир
Святославич. Перед началом похода на Киев
Владимир захватил Полоцкое княжество, убил
князя Рогвольда и заставил Рогнеду, дочь
Рогвольда, выйти за него замуж. Затем
Владимир пошел на Киев. По совету своего
нового воеводы Блуда, который тайно держал
сторону Владимира, Ярополк оставил Киев,
бежал в южные пределы своего государства и
укрылся в городке Родне. Здесь Ярополк и был
вероломно убит по приказу Владимира.
Киевский престол достался князю Владимиру.
Став Великим князем Киевским, Владимир
стал искать единую для всех племен религию,
которая укрепила бы государственную власть.
В самом начале своего княжения он стал
проводить так называемую "языческую
реформу". Это была попытка Владимира
Святославича приспособить языческие
верования к новым условиям. За теремным
двором князя в Киеве были установлены
деревянные идолы наиболее почитаемых
славянскими племенами богов: "…проставил
кумиры на холме за теремным двором:
деревянного Перуна с серебряной головой и
золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,
Стрибога, Симаргла и Мокоши. И приносили им
жертвы, называя их богами, и приводили к ним
своих сыновей и дочерей…". ("Повесть
временных лет") Но такая реформа не
понравилась народу и не была принята.
"Владимир, желая завладеть Камскою
Болгарией, отправился на судах вниз по
Волге вместе с новгородцами и знаменитым
Добрынею… Великий князь победил болгаров,
но мудрый Добрыня, по известию летописца,
осмотрев пленников и видя их в сапогах,
сказал Владимиру: "Они не захотят быть
нашими данниками: пойдем лучше искать
лапотников!" Добрыня мыслил, что люди
избыточные имеют более причин и средств
обороняться. Владимир, уважив его мнение,
заключил мир с болгарами, которые
торжественно обещались жить дружелюбно с
россиянами, утвердив клятву сими простыми
словами: "Разве тогда нарушим договор
свой, когда камень станет плавать, а хмель
тонуть на воде", – ежели не с данию, то, по
крайней мере, с честию и с дарами Великий
князь возвратился в столицу". (Карамзин)
В 988 году князь Владимир принял
христианство и объявил его государственной
религией. До этого был трудный поиск
государственной религии, которая бы
укрепила власть князя. Языческая реформа,
проводившаяся Владимиром в 980 году, успеха
не имела. В "Повести временных лет"
приводится легенда о выборе веры
Владимиром. Выбирать предстояло из трех
мировых религий: христианства, иудаизма и
мусульманства. Мусульманская вера сразу
отпугнула Владимира запретом есть свинину
и пить вино. "Руси есть веселие пить, не
можем без того жити!" Из-за отсутствия
родной земли был отвергнут иудаизм.
Единственно приемлемой верой для Русского
государства стало христианство. По
преданию, перед принятием христианства
Владимир сильно "болел глазами", но
после крещения прозрел. Предполагают, что
христианином Владимир стал в Херсонесе,
куда он приехал для женитьбы на
византийской принцессе Анне. Вернувшись в
Киев, Владимир крестил всех домочадцев и
горожан. Идолы – изображения языческих
богов – были уничтожены и сброшены в реку.
Не все добровольно шли креститься: "Если
не придет кто завтра на реку – будь-то
богатый, иль бедный, или нищий, или раб –
будет мне врагом", – так заявил Владимир.
Поэтому тысячи горожан собрались у Днепра
для крещения. В северных землях языческие
верования были более сильными, поэтому
распространение христианства осложнялось
сопротивлением коренного населения. Чтобы
крестить население Новгорода, было сожжено
чуть ли не полгорода. "Крестил Путята
мечом, а Добрыня огнем", – так говорили в
народе после принятия христианства в
Новгороде. Каменные и деревянные идолы
старых богов были уничтожены, на бывших
капищах возведены христианские храмы. Но
еще долгое время языческие верования и
традиции сосуществовали наряду с
христианскими, и волхвы – языческие жрецы
– поднимали людей на мятеж против
официальной религии.
|