"Повесть временных лет" – древний
летописный свод, который был составлен
монахом Киево-Печерского монастыря
Нестором в период с 1100 по 1113 год. Летопись
была дважды переработана и дополнена: в 1116
году монахом Сильвестром по приказанию
Владимира Мономаха и в 1118 году неизвестным
автором по приказанию Мстислава
Владимировича, сына Владимира Мономаха.
Источниками "Повести временных лет"
были написанные ранее переводные
византийские, княжеские и монастырские
архивы, народные предания. "Повесть
временных лет" дошла до нас в нескольких
летописных сборниках, самый ранний из них –
"Лаврентьевская летопись" (1377 год).
Труд Нестора получил свое название по
первым словам: "Се повести временных лет,
откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве
первый начал княжить и откуда Русская земля
стала есть". В 27 марта 1111 года произошла битва между
объединенными дружинами русских князей и
донскими половцами. Как сообщает летопись,
перед походом произошло знамение, которое
было воспринято как знак будущей победы:
над Киево-Печерским монастырем появился
огненный столб, который переместился на
могилу Святого Феодосия, а затем удалился
на восток. Инициатором похода был Владимир
Мономах, который постарался придать походу
характер "крестового". Перед
выступлением воинов благословили, при
войске также находились представители
духовенства. Русские войска одержали
крупную по тем временам победу: около 10
тысяч половцев были убиты, небольшая часть
во главе с Шаруканом ушла в степь, некоторые
нашли убежище в Грузии. После разгрома
половцев на Сальнице донские и
приднепровские половцы долго не тревожили
русскую землю. Южные границы русского
государства были защищены. Сразу после смерти князя Святополка
Изяславича (16 апреля 1113 года) в Киеве
вспыхнуло восстание против администрации
умершего князя и против ростовщиков,
которым покровительствовал Святополк.
Дворы богатых купцов и ростовщиков были
разбиты. К мятежникам присоединились сотни
людей. Именитые бояре решили в обход
порядка престолонаследования по
старшинству пригласить на киевский престол
Владимира Мономаха. Владимир несколько раз
отказывался, не желая нарушать порядок.
Только после того, как киевляне прислали
отчаянное письмо с просьбой навести
порядок, Владимир Мономах вступил в Киев во
главе сильной переяславской дружины (20
апреля 1113 года). В 1116 году Владимир Мономах организовал
новый поход на половцев. Дружину возглавил
сын Владимира Мономаха Ярополк. Битва
состоялась на Дону. Русские войска разбили
половцев. Кочевники ушли в степи. Владимир Мономах был намерен
продолжить балканскую политику своих
предшественников и утвердиться на Дунае. С
этой целью в 1120 году многочисленное войско
выступило в поход. Правители Византии
выслали в качестве откупа богатые дары и
предложили рассмотреть возможность
заключения династического брака между
двумя дворами. Предложение было
рассмотрено положительно для византийцев:
русское войско было отозвано, внучка
Мономаха Добродея Мстиславовна вышла замуж
за сына византийского императора. К средине
XII
века Киевская Русь распалась на 15 отдельных
княжеств, которые зависели от Киева лишь
формально. Причинами распада Киевского
государства явились постоянные разделы
земель между членами великокняжеской семьи,
а также активное развитие самостоятельных
экономических районов, рост новых городов.
По образному выражению историка, Киевская
Русь вынянчила и вырастила другие русские
княжества, и теперь они, как
самостоятельные птенцы, разлетались по
свету. Наиболее крупными княжествами были:
Киевское – с центром в Киеве, Черниговское
– с центром в Чернигове, Новгородское – с
центром в Новгороде, Галицко-Волынское – с
центром в Галиче, Владимиро-Суздальское – с
центром во Владимире, Полоцкое – с центром
в Полоцке, Смоленское – с центром в
Смоленске. В каждом княжестве-государстве
был свой аппарат управления: князь и совет
бояр, дружина. Киев номинально считался
политическим центром страны и сохранял за
собой значение церковного центра русских
земель. Со вступлением на киевский престол
Ярополка Владимировича, сына Владимира
Мономаха, на Руси разгорелась очередная "междукняжеская
смута за власть" между Мономаховичами и
Ольговичами – потомками Владимира
Мономаха и Олега Святославича. Причем ссора
сначала произошла в стане Мономаховичей из-за
Переяславля. Всеволод Ольгович, главный
претендент на киевский престол, не раз
прибегал к военной мощи половцев, чтобы
захватить власть в Киеве. В августе 1136 года жители Новгорода
изгнали из города князя, ставя ему в вину,
что "он не блюдет простого народа, и любит
только забавы, ястребов и собак; хотел
княжить в Переяславле; ушел с места битвы на
Ждановой горе прежде всех и непостоянен в
мыслях: то держит сторону Князя
Черниговского, то пристает к врагам его".
(Карамзин) В том же году в Новгороде ввели
новое политическое устройство: высшим
политическим постоянно действующим
органом стало вече. Новгородское вече
призывало князей, избирало посадников и
архиепископов (с 1156 года). В 1136 году на вече
впервые был выбран посадник. Посадник,
помощник князя в управлении, при первых
князьях назначался князем и служил
представителем его интересов перед
новгородцами. Ко второй половине XII
века посадника стали избирать на вече.
Посадник пользовался большим влиянием. Без
него князь не мог судить жителей Новгорода
и раздавать волости, в отсутствие князя
посадник управлял городом, мог вести
дипломатические переговоры. Посадником мог
быть избран любой гражданин Новгорода.
Определенного срока службы для посадника
не было – он правил, пока его не отзывало
вече. В 1141-1144 годах, во время княжения
Владимира, сына Володаря, галицкие и часть
волынских уделов были объединены в единое
Галицкое княжество. Центром княжества стал
город Галич на реке Днестре. Галицкое
княжество сформировалось из части земель
бывшего Владимиро-Волынского княжества на
западе и юго-западе Киевской Руси.
Территория граничила с Карпатами, и
располагалась в бассейне рек Днестра, Прута,
Припяти. Исключительно благоприятные
географические условия способствовали
развитию земледелия, а территориальная
близость с европейскими странами позволяла
развивать торговые отношения с Венгрией,
Польшей, Болгарией, Византией. Развитию
Галицкого княжества не мешали половецкие
набеги. Одним из первых правителей в
Галиции был Владимирко (Владимир). Он
пытался окончательно освободиться от
зависимости от Киева и прислал князю
Всеславу присяжное письмо в знак
объявления войны. Неудачные действия
Галицкого князя повлекли за собой
заключение мира и уплату контрибуции.
Наибольший экономический и культурный
подъем Галицкого княжества произошел при
князе Ярославе Осмомысле. Со
смертью Всеволода Ольговича возобновилась
война между княжескими кланами
Мономаховичей и Ольговичей за киевский
престол. Борьба велась не только между
кланами, но и внутри каждого из них.
Киевский престол переходил из рук в руки,
как игрушка. Князья вели сложную,
хитроумную войну за власть, не считаясь ни с
чем, переходя из одного лагеря в другой, а
иногда прибегая к помощи половцев. После смерти в 1146 году Всеволода
Ольговича киевский престол ненадолго
перешел к его брату Игорю. Но, испугавшись
восстания горожан, боярская верхушка
пригласила на княжение Изяслава
Мстиславича. Изяслав вошел в Киев почти без
боя, дружина Игоря была быстро разбита
войском Изяслава. Игоря заключили в темницу.
В 1147 году князь Изяслав объявил войну
черниговским князьям. Когда он отправился в
поход, горожане ворвались на территорию
Федоровского монастыря и зверски убили
находившегося там Игоря. Игорь стал жертвой
народной ненависти к Ольговичам. 4 апреля 1147 года в небольшом городке
Москве на границе Владимиро-Суздальского
княжества встретились два союзника: князь
Юрий Владимирович Долгорукий и князь
Новгород-Северский Святослав Ольгович. "Приди
ко мне, брате, в Москов", – так впервые
упоминает о Москве "Ипатьевская летопись".
Святослав подарил Юрию гепарда, а затем
Юрий устроил "обед силен" и пировал со
своим союзником. Дата записи условно
считается датой основания Москвы, а князь
Юрий Долгорукий – ее основателем. По поводу
основания Москвы существует множество
версий. В них фигурирует некий боярин
Степан Иванович Кучка, села которого
находились на месте современной Москвы. По
легенде, боярин Кучка и могущественный
князь поссорились: боярин ли отказался
почтить князя, или причиной ссоры стала
красавица-жена боярина Кучки. Исход всех
версий один: князь казнил боярина Кучку и
забрал его земли. Владимиро-Суздальское княжество,
находившееся на северо-востоке Киевской
Руси, в течение долгих лет оставалось "в
тени". С X по XII
век это было Ростово-Суздальское княжество
– второстепенный удел в составе Киевской
Руси. Возвышаться Ростово-Суздальское
княжество стало при Владимире Мономахе,
который получил его в удел в 12-летнем
возрасте. С тех пор оно стало вотчиной
Мономаховичей. Юрий Владимирович
Долгорукий много сделал для укрепления
границ и экономического развития Северо-Восточной
Руси: он укрепил и значительно расширил
границы княжества. Но действительное
отделение княжества от Киева произошло при
Андрее Боголюбском, который, в отличие от
отца, Юрия Долгорукого, не желал править в
Киеве. Детство и юность Андрей провел во
Владимире-на-Клязьме. В Киеве он появился
только в 1149 году, с воцарением Юрия
Долгорукого. В 1155 году Андрей Юрьевич,
вопреки воле отца, тайно бежал с верными
людьми в родное княжество. В Вышгороде (неподалеку
от Киева) он взял чудотворную икону
Богоматери, которая стала затем главной
святыней Русской земли (икона Владимирской
Богоматери). После смерти отца Андрей
Боголюбский не стал бороться за власть в
Киеве и предпочел остаться во Владимире.
Центр политической жизни постепенно
перемещался на северо-восток Руси, и
главным среди княжеств стало Владимиро-Суздальское. 1157-1159
годы – Великое княжение в Киеве Изяслава III
Давыдовича. В 1155 году князь Андрей, сын Юрия
Долгорукого, тайно от отца бежал из
Вышгорода в свой родной удел – Владимиро-Суздальское
княжество. Он захватил из монастыря
чудотворную икону Богоматери, которая, по
преданию, была написана Святым
евангелистом Лукой и привезена из
Константинополя. Не доезжая Владимира, кони
Андрея Юрьевича стали и не могли идти
дальше. Коней сменили, но и те не могли
сдвинуться с места. Ночью князю Андрею
приснился сон: Богородица повелела везти
икону во Владимир, а на том месте, где было
видение, соорудить церковь и основать
монастырь. Повеление было исполнено: на
месте видения основано село Боголюбово и
монастырь Рождества Богородицы. В 1164 году
икона из монастыря была перенесена во
Владимир, в Успенский собор и получила
название "Владимирской". В Успенском
соборе икона находилась более двух веков. В 1169 году Андрей Боголюбский штурмом
взял Киев, изгнав своего двоюродного
племянника Мстислава Изяславича. Впервые
за историю города Киев был взят своими же
войсками и отдан на разграбление. "Сия, по
слову древнего Олега, Мать городов
российских, несколько раз осаждаемая и
теснимая, отворяла иногда Златые врата свои
неприятелям; но никто не входил в них силою".
(Карамзин) Получив титул Великого князя
Киевского, Андрей не остался в нелюбимом
городе, отдал его своему второстепенному
родственнику и удалился во Владимир. С
этого времени Владимир приобрел значение
первого города на Руси. Центр
великокняжеской власти постепенно
переместился в Северо-Восточную Русь, во
все более крепнущее Владимиро-Суздальское
княжество. "Сей город <Киев> навсегда
утратил право называться столицею
отечества, ... и таким образом город Владимир,
новый и еще бедный в сравнении с древнею
столицею, заступил ее место, обязанный
своею знаменитостию нелюбви Андреевой к
южной России". (Карамзин) В 1170 году жители Новгорода выгнали
посаженного Андреем Боголюбским князя. В
ответ на такую дерзость Андрей отправил в
Новгород с большой ратью своего сына
Мстислава. Огромное войско, состоящее из
дружин многих северо-восточных городов,
начало штурм города. Новгородцы храбро
защищались, но, казалось, победа вот-вот
перейдет на сторону Мстислава Андреевича.
По новгородскому сказанию, город спасло
чудо. Новгородскому епископу ночью
приснился сон: Богоматерь велела вынести из
церкви Спаса икону "Знамение Богоматери".
На следующий день икону вынесли на
крепостные стены. Как гласит предание, одна
из стрел попала в икону, и икона сразу же
повернулась ликом к городу, и слезы
закапали из ее очей. В этот миг какой-то
непонятный страх охватил всю суздальскую
рать, воины стали стрелять друг в друга. В
итоге войско бежало, а новгородцы приписали
нежданную победу заступничеству
Богородицы. С тех пор Знаменская икона
является одной из наиболее почитаемых. 30 июля 1184 года объединенное войско
южных князей, в которое входили дружины
Киева, Переяславля, Пинска, Галича и других
городов, отправилось в поход против
половцев. Во главе войска стоял старейший
из князей – Святослав Киевский. "Они пять
дней искали варваров за Днепром". Первым
в бой вступил Переяславский князь Владимир.
Устрашенные "одним грозным видом полку
Владимира <половцы> бежали в степи.
Россияне на берегах Угла или Орели взяли 7.000
пленных (и в том числе 417 князьков),
множество коней азиатских и всякого оружия...".
(Карамзин) В 1199 году князь Волынский Роман
Мстиславич, воспользовавшись смертью
своего давнего соперника князя Владимира
Галицкого, объединил Волынь и Галич в
единое княжество. Роман Мстиславич
попытался подчинить себе и другие земли
южной Руси, но не успел этого сделать: в 1205
году он умер. После смерти князя Романа
начался длительный период междоусобиц,
которые прекратились только с воцарением в
Галиче князя Даниила Романовича. После
смерти князя Галицко-Волынское княжество
распалось.
|