Введение *

Краткая история Дзэна *

Основные концепции Дзэна. Теория и практика *

Дзэн-буддизм *

Просветление √ ключевое понятие Дзэна *

Практика Дзэна *

Дзадзэн *

Коаны *

Дзэн и боевые искусства *

Заключение *

Список литературы *

Введение

⌠Истина сокрыта вне письмен
В знаках и словах не передать закон
К сердцу обратись √ вовнутрь и вспять┘■
Первый Патриарх Дзэна в Китае Бодхидхарма.
Несмотря на очевидный подъем западной культуры в последнее тысячелетие нельзя не согласиться с тем, что западная мысль выбрала в своем развитии лишь один из многих возможных путей и не может претендовать на всесторонний охват реальности. Аналитический, интеллектуальный способ мышления настолько прочно вошел в нашу жизнь, что сама идея об иных способах восприятия окружающего мира кажется надуманной и подозрительной. Посягать на активно- познавательный, логически направленный образ мысли Аристотеля, Бэкона, Декарта едва ли не кощунственно. Конечно, западная философия имеет в своем арсенале весьма различные и многочисленные концепции устройства мироздания и методов его познания, но в обыденной жизни и в главной движущей силе западного общества √ науке √ какая концепция является преобладающей? Преобладает, а фактически является единственной, концепция рационального познания сугубо материального мира, мира в котором бытие определяет сознание. Оправдано ли такое однообразие? Рациональное мироощущение уже подозрительно тем, что оно вполне конкретно и конечно (конечны законы логики). Из истории человеческого познания мы знаем, что любая теория, любая точка зрения неизбежно подвергается развитию. Всеобщие мировые законы оказываются частными случаями и приближениями новых, более глубоких и общих мировых законов (например, законы Ньютона). Вполне естественно допустить, что и законы логики и причинности также локальны и ограничены некоей сферой применения как и современные законы физики.

В качестве альтернативы или естественного дополнения к рациональному мышлению, мышлению дробящему реальность на составные части и отделяющему познающего субъекта от познаваемого объекта можно предложить мышление, непосредственно контактирующее с реальностью, воспринимающее противоречия и грани бытия как единое гармоничное целое, мышление не отделяющее ⌠Я■ от ⌠не-Я■ и поэтому видящее мир не снаружи, а изнутри. Такой взгляд на вещи мы находим в восточном образе мышления, хранителем и воспитателем которого является религиозно-философское учение Буддизма. Сам по себе ортодоксальный Буддизм, однако, неудобен для изучения поскольку излишне перегружен мистицизмом и загадочной терминологией, всей этой восточной мишурой, которая так мешает западному уму познакомиться с истинными ценностями Востока. Этих недостатков лишен Дзэн-Буддизм, одно из наиболее значительных ответвлений Буддизма в настоящее время. По своей сути Дзэн отрицает необходимость каких бы то ни было священных писаний, так как считает невозможным словесную передачу трансцендентального переживания; на первое место в Дзэне выходит личный опыт, личное постижение, а сопутствующая литература и наставления учителей помогают лишь примерно обозначить направления поиска, не более того. Дзэн настаивает на отказе от всяческого дуализма и предлагает осознать реальность в ее цельной, первозданной гармонии.

Таким образом, мировоззрение Дзэна является естественным и, возможно, весьма эффективным дополнением к традиционной западной мысли, страдающей излишним рационализмом и детерминизмом.

* * *

О Дзэне трудно писать, ведь он сам отрицает возможность словесной передачи чего-либо глубокого. Описание истинно глубоких вещей подобно пальцу, указывающему на луну: любое описание Дзэна имеет такое же отношение к Дзэну, как и палец к луне. Отсюда некоторая ненаучность и эмоциональность, которые можно усмотреть в настоящей работе. Таков уж предмет: едва ли можно описать научно то, что отрицает саму научность.

При написании данного реферата использовались книги Дайсэцу Тайтаро Судзуки ⌠Основы Дзэн-Буддизма■, и Сэкиды Кацуки ⌠Практика Дзэн■. Дайсэцу Судзуки √ один из величайших современных авторитетов в Дзэн-буддизме, пионер обучения этому предмету вне Японии, имеет сотни трудов на японском и десятки √ на английском языке. Его книги считаются лучшим письменным руководством по Дзэн-буддизму.

Краткая история Дзэна

⌠Истинный Дзэн достигается не в горах, а на базарной площади.■
Из высказываний мастеров Дзэна.
История Дзэна насчитывает много веков. Она простирается от официального основания Дзэна в Китае в 6 веке н.э. до наших дней (Некоторые историки Дзэна возводят его родословную к самому Будде Шакьямуни, приводя в подтверждение многочисленные и туманные древние тексты). На протяжении всего этого периода Дзэн претерпевал изменения и реформы, обретал популярность и уходил в тень, разделялся на враждующие течения и пускал корни в разных странах, но, несмотря на длительную историю развития, основные концепции Дзэна, в том виде в каком он существует сейчас, оформились уже в 8 в. н.э. Далее приведены некоторые факты из истории Дзэна и биографий его основателей и патриархов от основания Дзэна в Китае в 520 г. до смерти шестого патриарха Эно в 713 г., при котором Дзэн принял свои современные черты.

Хоть сколько-нибудь документированная история Дзэна начинается с прихода индийского миссионера Бодхидхармы в Китай в 520 г. Бодхидхарма, сын короля северо-западной Индии, двадцать восьмой буддистский патриарх, поставил своей целью распространение истинного света Будды по варварским окраинам. С этой задачей он прибыл в Китай, где Буддизм к тому времени развивался уже несколько столетий. Китайский Буддизм показался Бодхидхарме напыщенным, обросшим ритуальностью и словесностью и вообще потерявшим свою изначальную искру. На скромный вопрос императора, заслужил ли тот какую-нибудь милость Будды строя множество новых монастырей и переписывая священные тексты, Бодхидхарма заявил, что никакой заслуги в этом нет, переписывание текстов и рост монашеских общин не имеет ничего общего с истинным деянием. Высказав критику местным властям он удалился в монастырь в государстве Вэй, где в течении девяти лет предавался сидячему размышлению. Еще через девять лет, воспитав нескольких учеников, Бодхидхарма покинул монастырь и затерялся на бескрайних дорогах древнего востока.

Преемником Бодхидхармы стал монах Эка (487-593 гг.). Согласно легенде он привлек внимание учителя тем, что много часов простоял заметаемый снегом, ожидая пока его заметят, а позже, чтобы доказать свое рвение, даже отрубил себе руку. Перед тем как уйти из монастыря, Бодхидхарма спросил учеников, что они думают о высшей истине. Монахи принялись наперебой высказывать суждения и только Эка молча поклонился учителю, приведя того в полный восторг своим пониманием предмета. В самом деле, в духе нового учения это простое, исполненное реального бытия движение несло в себе больше истины, чем тысячи якобы мудрых слов и любые объяснения.

До того, как придти к учителю за наставлениями, Эка уже был эрудированным ученым, знакомым не только с китайской классикой, но и с буддистским учением. Став главой Дзэн-буддистского движения, он не сразу стал проповедовать, а скрывался сначала в низших слоях общества. Он не хотел чтобы люди видели в нем великого и мудрого жреца, но и не отказывался при удобном случае от скромной проповеди доктрины Дзэна. Растущая популярность Эки вызвала зависть у коренных священнослужителей, он был обвинен в ереси и казнен. Тогда ему было сто шесть лет.

Нет никакого сомнения в том, что в учении Дзэна было нечто недоступное пониманию большинства буддистов того времени, ограничивающихся абстрактной метафизикой, упражнениями, успокаивающими ум, или только моральной стороной вопроса. В отличие от них, учителя Дзэна подчеркивали необходимость самостоятельного постижения истины посредством пробуждения внутреннего сознания, не считаясь даже, если потребуется с каноническим учением, содержащимся в сутрах и шастрах, переводы которых тогда уже были распространены. Все это, вероятно, не нравилось буквоедам и консерваторам.

После Эки Третьим Патриархом Дзэн-буддизма был Сосан (?-606 г.). В то время, как о жизни его, в основном ничего не известно, его мысли отражены в стихотворном сочинении, известном под названием ⌠Девиз верного ума■. Это произведение является самым ценным вкладом древних учителей, проповедовавших учение Дзэн. Далее последуют несколько характерных отрывков из этой поэмы.

┘Отдавая чему-либо предпочтение,

Вы рискуете все потерять,

Если Вы хотите его (совершенный путь) узреть,

Не имейте мыслей ни ⌠за■, ни ⌠против■

Сравнение неприятного с приятным √

Это болезнь ума┘

┘Совершенный путь подобен бездне небесной:

Там нет недостатка и нет избытка.

Только потому, что мы выбираем,

Мы теряем из виду его суть.

Не привязывайтесь к чему-либо внешнему,

Но и не живите во внутренней пустоте.

Когда ум покоится в единстве вещей

Двойственность сама собой исчезает┘

┘Словесность и умствование √

Чем больше мы увлекаемся ими,

Тем дальше уходим от истины┘

Преемником Сосана был Досин (580-651 гг.). Однажды он попросил учителя:

-Пожалуйста, укажи мне путь освобождения.

-Кто же и когда тебя поработил?

-Никто.

-Если так, то зачем же тебе искать освобождения?

Этот диалог направил молодого человека на верный путь. Когда Сосан счел, что настало время сделать его своим преемником, он передал ему, как символ духа и истины рясу, которую некогда носил Бодхидхарма. При Досине, Четвертом Патриархе, Дзэн разделился на два направления. Первое, известное под названием ⌠годзудзэн■, не получило широкого распространения после смерти его создателя, Хою, жившего у горы Ню-тоу, и не считается ортодоксальной ветвью Дзэна. Другое направление возглавил Гунин (602-675 гг.). Историки считают его Пятым Патриархом Дзэна. Его школа выдержала суровое испытание временем. Эпоху Пятого Патриарха можно считать поворотным пунктом в истории Дзэна, который окончательно сформировался и стал единым целым при Шестом Патриархе Эно. До этого исследователи Дзэна ничем о себе не заявляли, хотя и не прекращали трудиться. Учителя Дзэна либо уходили в горы, либо погружались в шумный водоворот жизни, никто не видел плодов их работы. Но вот настало время открыто провозгласить это учение и Гунин был первым, кто подготовил для этого почву, а Эно совершил это.

Кроме этой ортодоксальной ветви Патриархов на протяжении шестого и седьмого столетий встречалось несколько не связанных друг с другом учителей Дзэна. В письменных источниках сохранились упоминания о некоторых их них, но, вероятно их было гораздо больше, и о них либо просто позабыли, либо их имена вовсе не были известны миру.

В эпоху Гунина имело место еще одно разветвление Дзэна на две школы. Это разделение, в лице Эно и Дзинсю √ учеников Гунина, способствовало дальнейшему развитию чистой формы Дзэна за счет исключения несущественных, или скорее непонятных элементов. Дело в том, что многочисленные индийские элементы, присущие Дзэну Бодхидхармы и его последователей вплоть до Эно, был чем-то искусственно насажденным и чуждым китайскому уму. Поэтому когда настало время полного утверждения Дзэна при Эно и его последователях, его свободному развитию уже ничто не мешало, и он стал почти единственной правящей властью в буддистском мире Китая.

Эно (638-713 гг.), Шестой Патриарх Дзэна, еще подростком пришел в монастырь Гунина, что у горы Желтая олива в Ци-чжоу, был принят в братство и получил назначение молоть рис и рубить дрова. Таким образом он трудился восемь месяцев. Тем временем Гунин пожелал выбрать из учеников человека, который мог бы стать его духовным преемником. Изучив гатхи учеников (короткое стихотворение, кратко выражающее мировоззрение автора), Гунин остановил свой выбор на Эно, но, чтобы избежать волнений, не объявил об этом открыто. В общине, насчитывающей семьсот монахов, были ученики гораздо более изощренные в знании философских и религиозных текстов, чем Эно. Они могли не одобрить выбор Патриарха. В связи с этим Гунин ночью, тайно передал Эно свою рясу √ символ власти и духовного достижения и отправил из монастыря в мир. Через три дня известие об этом просочилось в среду монахов и наделало большой шум. Группа возмущенных учеников отправилась вслед за беглецом и настигла его на горном перевале, но монахи так и не смогли забрать у Эно рясу первооснователя, так они были поражены его величием и мудростью.

Прожив несколько лет жизнью отшельника, Эно обосновался в монастыре Бао-линь и начал карьеру учителя Дзэна. У него были тысячи учеников. Император приглашал его в столицу, но Эно предпочел остаться в горах, послав императору указания относительно доктрины ⌠Дзэн■. Тем временем на севере, под руководством Дзинсю (также ученика Гунина), развивалась другая ветвь Дзэна. В девятом веке, когда Южная школа Эно все более укреплялась и росла, в Северной школе не нашлось достойных преемников и она в конце концов исчезла. Различие между Южной и Северной школами Дзэна обусловлено различиями, свойственными человеческому духу: первая склонялась к интуиции, вторая - к прагматизму. Доктрина Южной школы основывается на представлении о внезапном просветлении в котором нет градаций и стадий прогресса, в то время, как Северная школа подчеркивает естественную постепенность процесса просветления, требующего много времени и сосредоточенности. То, что школа Дзинсю не могла выжить, как ветвь Дзэна, вполне понятно, так как, Дзэн не может быть ничем иным, как моментальным актом интуиции. Дзинсю упустил конечную цель, подчеркивая процесс достижения цели. Он мог дать полезный практический совет, но это был бы уже не Дзэн.

После Эно Дзэн раскололся на несколько школ, две из которых существуют даже по сегодняшний день в Китае и в Японии. Но, несмотря на это, дух и принципы Дзэн-буддизма сейчас также живы, как и во времена Шестого Патриарха, и как духовное наследие Востока они продолжают пользоваться значительным влиянием, в особенности среди интеллигенции Японии.

 

Основные концепции Дзэна. Теория и практика

⌠Дзэн √ это прозрение в познании собственной природы.■
Хуэй-нэн (Эно), Шестой патриарх Дзэна.
 

Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм √ это учение, претендующее на:

- особое откровение без посредства святых писаний;

- независимость от слов и букв;

- прямой контакт с духовной сущностью человека;

- постижение сокровенной природы человека.

Проанализируем эти четыре утверждения:

Первые два говорят о том, что Дзэн презирает слова, понятия и доводы, основанные на них. Он считает, что уже с самого начала нашей сознательной жизни мы избрали неверный путь излишнего умствования. Мы производим на свет слишком много идей и слов, принимая их за действительность. Они так глубоко укоренились в нашей природе, что мы не мыслим жизни без них. Мы считаем, что слова √ это все, а опыт √ ничто, или по крайней мере что-то второстепенное и, рассуждая так, мы привыкли судить о жизни по образам, которые мы для нее придумали. Приведем маленькую поучительную историю.

Однажды Сэкисо спросил Дого: - ⌠В чем заключается истинная цель Дзэна?■. Дого ничего не ответил, только позвал одного из своих слуг и приказал ему наполнить кувшин водой. После этого он помолчал немного и, обращаясь к Сэкисо произнес: ⌠О чем ты меня только что спросил?■ Сэкисо повторил свой вопрос, после чего учитель встал и вышел из комнаты.

Сэкисо был способным учеником и, несомненно, хорошо понимал учение в смысле интеллектуального понимания. Когда же он спрашивал о истинной цели Дзэна, то он хотел узнать как достичь этой цели. Учитель понимал ситуацию, и если бы он захотел объяснить суть вопроса в философско-интеллектуальном плане, то он мог бы, конечно, привести цитаты из буддистских сутр, разъясняя их значение при помощи слов. Но он был последователем Дзэна и знал о бесполезности и бесплодности такого метода. Он позвал своего слугу, который немедленно явился. Он приказал наполнить кувшин водой √ совершить простое, исполненное ⌠бытия■ движение, что было немедленно исполнено. Он помолчал немного, так как ему нечего больше сказать или сделать. Истинная цель Дзэна не идет дальше этого. Но Дого был добрым человеком и попросил Сэкисо повторить свой вопрос. Сэкисо не был, однако, достаточно проницателен, чтобы уловить значение всего, что происходило у него прямо перед глазами. По глупости он повторил вопрос, на который уже был дан ответ. После этого учитель вышел из комнаты. И вот этот-то неожиданный поступок явился для Сэкисо ответом на вопрос.

Можно сказать, что подобного рода ответ не дает ровным счетом ничего, так как вопрошающий по-прежнему остается в неведении и, может быть, даже еще большем, чем раньше. Но получит ли вопрошающий сколько-нибудь большее удовлетворение от философского объяснения или определения? Он, весьма вероятно, увеличит свой умственный багаж, но рассеет ли это сомнения? √ Нет. Простое накопление знаний и изношенных временем понятий является самоубийством, согласно идее Дзэна. Мы настолько привыкаем к так называемым ⌠объяснениям■, что довольствуемся тем, что и как нам объясняют, и считаем, что больше уже спрашивать нечего. Но, дело в том, что нет лучшего объяснения, чем реальный опыт и что только опыт этот нам и необходим для того, чтобы воспринять мир во всей полноте и непосредственно. Цель Дзэна, да и Буддизма вообще, - реально, в полной мере обладать этим опытом, который не нуждается в каких либо комментариях.

А вот другой пример того, как в свете Дзэна решается эта проблема.

Один монах из общины подошел к Токусану и поклонился ему, что делал обычно каждый ученик, желая обратиться к учителю с вопросом. Но не успел он даже совершить поклон, как Токусан ударил его. Монах, естественно ничего не понял и выразил свой протест: ⌠Учитель, я собирался спросить тебя. Почему ты меня ударил?■ Учитель ответил: ⌠Если я буду ждать пока ты откроешь рот, то будет уже поздно■.

Токусан заметил однажды: ⌠Вопрос √ это ошибка, но и не спрашивать также неправильно■. Это звучит парадоксально, но разве может быть иначе, если мы рассуждаем о том, что соединяет в себе все противоречия?

Следующие две строчки, определяющие Дзэн: ⌠Прямой контакт с духовной сущностью человека■ и ⌠Постижение сокровенной природы человека■. Что такое ⌠духовная сущность■ и ⌠сокровенная природа человека■? ⌠Духовная сущность■ не есть обычный ум или психическая деятельность человека √ ум, который описывают ученые √ профессора. Это нечто, лежащее за всеми мыслями и чувствами. Его можно сравнить с дном глубокого колодца мыслящего и чувствующего субъекта, в который мы углубляемся производя психологические раскопки, а ⌠сокровенную природу■ можно уподобить объективному пределу этого колодца, дальше которого раскопки идти не могут. Дзэн утверждает, что постижение собственного Ума, своей сокровенной природы √ равносильно постижению всего мироздания в целом. На вопрос: ⌠Почему это так?■, адепт Дзэна покажет пальцем на луну, уронит чашку на пол, или молча покинет вас. Понимание приходит только во время личного переживания, таков закон.

Идеал Дзэна, выраженный в вышеупомянутых четырех строчках, состоит в том, чтобы постичь реальность, не испытывая затруднений интеллектуального, морального, ритуального и какого бы то ни было другого плана. Такое непосредственное постижение реальности представляет собой пробуждение трансцендентальной мудрости. Эта мудрость дает ответ на все вопросы духовной жизни, т.е. она не является интеллектом в обычном смысле этого слова. Она стоит выше всякого рода диалектики. Это не аналитическое мышление, работа которого сугубо последовательна. Это прыжок через бездну дуализма и противоречий. Поэтому достижение трансцендентальной мудрости называют ⌠достижением другого берега■.

Самое важное √ это жить в самой вещи и таким образом понять ее. Мы же в большинстве случаев, для того, чтобы понять вещь, вынуждены прибегать к ее внешнему описанию, объективной философской оценке и, рассматривать ее с возможно большего числа точек зрения, за исключением полной ассимиляции или сочувственного слияния с ней. Как только мы начинаем подходить к вещам критически, мы совершаем ошибку, влекущую за собой бесконечную цепь утверждений и отрицаний.

 

Просветление √ ключевое понятие Дзэна

Главное понятие Дзэна, его проявление и суть √ это просветление. Дзэн может лишиться всех своих монастырей, всей литературы и всего убранства, но до тех пор, пока в нем есть просветление он будет жив. Когда Дзэн объясняется логически или психологически, или когда о нем говорят, как о буддистской философии, суть которой может быть выражена при помощи специальной умозрительной буддистской терминологии, Дзэн исчезает, не оставляя ничего из того, что делает его тем, что он есть. Жизнь в Дзэне начинается с появления просветления.

Просветление можно определить, как интуитивное проникновение в природу вещей в противоположность аналитическому или логическому пониманию этой природы. Фактически это означает открытие нового мира, ранее неизвестного смущенному уму, привыкшему к двойственности. Иными словами, просветление показывает нам весь окружающий мир в совершенно неожиданном ракурсе. Для тех, кто достиг просветления, мир уже не представляется тем старым миром, каким он был раньше: со всеми своими радостями и печалями он уже совсем не тот. Прибегая к логическому утверждению, можно сказать, что все противоположности и противоречия гармонично объединяются в последовательное гармоничное целое. Это таинство и чудо, но, по словам учителей Дзэна, оно происходит каждый день. Таким образом, познать просветление можно только однажды испытав его. Более или менее отдаленно и приблизительно его можно сравнить с решением трудной математической задачи, или с великим открытием, или с тем, когда вы совершенно неожиданно находите выход из самого тяжелого положения: оно похоже на то состояние когда вы восклицаете ⌠Эврика!■. Но это относится только к умственному аспекту просветления. Которое в связи с этим неизбежно страдает неполноценностью и не затрагивает самих основ жизни, которая представляет собой одно неделимое целое. Просветление связано с самой жизнью в целом, это переоценка себя в плане духовного единства. Решение математической проблемы кончается с решением: оно не накладывает отпечатка на всю вашу жизнь. Также обстоит дело и со всеми другими частными вопросами, практическими или научными, - они не затрагивают жизненные основы индивидуума. Но достижение просветления √ это перестройка самой жизни. Когда оно действительно имеет место, оно коренным образом изменяет моральную и духовную жизнь человека, обогащая и внося порядок в нее. Когда одного учителя спросили, в чем состоит Дзэна, он ответил: ⌠У ведра отламывается дно■. Из этого видно, что духовное переживание просветления влечет за собой целую революцию.

Что же касается достижения просветления, то все, что может сделать Дзэн, - это указать путь, а остальное предоставить всецело опыту человека: то есть, человек должен сам, без чьей-либо помощи идти по пути и достичь цели. Как бы ни был опытен учитель, он не может заставить ученика постичь истину до тех пор, пока последний не будет по настоящему внутренне готов к этому. Каждый должен сделать это сам. Цветок распускается сам, вследствие своей внутренней необходимости, точно также внутреннее откровение должно явиться результатом собственной внутренней зрелости.

Когда учителя Дзэна в полном смысле слова сбивают с ног своих учеников (лишают их привычной опоры логического мышления), не следует все же сомневаться в их добрых намерениях. Просто они ждут того момента, когда ум ученика, наконец, созреет. Когда это случается, появляется масса путей, открывающих истину Дзэна. Ее можно уловить в каком-нибудь нечленораздельном звуке, в бессмысленном замечании, в распускающемся цветке, или в любом тривиальном случае, например в том, как человек спотыкается, поднимает штору, машет веером и т.п. Всего этого достаточно для пробуждения внутреннего зрения. С внешней стороны это может быть таким незначительным событием, однако его воздействие на ум бесконечно превосходит все, что можно только от него ожидать. Стоит только слегка нажать на кнопку √ от взрыва содрогается земля. Когда час пробьет, все, что находилось в разуме взрывается как вулкан, или вспыхивает, как молния. Дзэн называет это ⌠возвращением домой■. Его последователи говорят: ⌠Теперь ты нашел себя: с самого начала ничего от тебя не было сокрыто. Это ты сам был слеп в этом отношении. В Дзэне нечего объяснять, нечему учить в смысле увеличения познаний человека. Если вы черпаете знание изнутри, оно действительно ценно: чужая голова всегда будет чужой головой■.

 

Практика Дзэна

Дзадзэн

Изучение Дзэна начинается с практики. Поскольку верно то, что Дзэн занят природой, проблемой природы ума, он с необходимостью включает в себя элементы философских размышлений. Однако в то время, как философия полагается главным образом на размышления, рассуждения и логику, в Дзэне мы никогда не бываем отделены от личной практики, которую выполняем своим телом и умом. (Практикующие Дзэн стараются угасить эгоцентрическое индивидуальное ⌠Я■, но не стараются достигнуть этой цели только при помощи размышлений.) Основной вид практики Дзэна называется дзадзэн, т.е. дзэн во время сидения, и в практике дзадзэна достигается просветление. В этом состоянии деятельность сознания оказывается остановленной, и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Появляющаяся таким образом форма существования может на первый взгляд показаться не более, чем просто бытием, но все пережившие его говорят, что это нечто неизмеримо большее.

По традиции (и в силу других оснований) практика выполняется сидя, потому что именно в таком положении можно сохранить состояние покоя тела и бодрствования ума. Результатом неподвижности тела будет уменьшение числа раздражителей, достигающих мозга, пока, в конце концов, они почти не исчезнут. В свое время это даст толчок к возникновению состояния, в котором перестает ощущаться положение тела. Это не состояние онемения, потому что руки и ноги по прежнему могут двигаться. Но если держать тело в покое, оно не будет ощущаться. В этом состоянии деятельность коры головного мозга неуклонно уменьшается, его (состояние) можно рассматривать как предварительное условие вступления в просветление. Также в большой степени успех в практике Дзэна зависит от способа дыхания. Общеизвестно, что динамика дыхания тесно связана с состоянием психики: спокойное дыхание вызывает спокойное состояние ума и наоборот. Обыкновенно в практике Дзэна применяется ритмичное, замедленное дыхание, оказывающее гипнотическое воздействие.

Таким образом, поза и дыхание представляют собой ключ к сосредоточению и успокоению деятельности ума, что приближает нас к просветлению.

 

Коаны

Помимо дзадзэна, существует еще один вид практики Дзэна √ изучение коанов. Этот вид практики более интеллектуален, он заключается в переориентации мышления на нелогическую, парадоксальную манеру рассуждения.

⌠Коаном■ называется некий общеизвестный документ, представляющий эталон суждения, посредством которого проверяется правильность понимания Дзэна. Коан, как правило представляет собой какое-нибудь утверждение, сделанное древним учителем Дзэна, или какой-нибудь ответ, данный им вопрошающему. Вот некоторые из коанов, которые обычно предлагаются непосвященным:

Один монах спросил Тосана: ⌠Кто такой Будда?■ √ ⌠Три циня хлопка.■ (В это время Тосан взвешивал хлопок).

Уммона однажды спросили: ⌠Когда в разуме человека нет ни одной мысли, есть ли в этом какая-нибудь ошибка?■ √ ⌠Такая же большая, как гора Сумэру.■

Когда такие проблемы предлагают решить непосвященным, это делается для того, чтобы открыть им психологию Дзэна, и вызвать такое состояние сознания, выражением которого являются эти утверждения. Другими словами, когда понят коан √ понято состояние ума учителя, что приводит к просветлению. На заре истории Дзэна ученик приходил к учителю с вопросом, по которому учитель мог судить об умственном состоянии вопрошающего и о той помощи, которая была необходима. Этой помощи иногда бывало достаточно для пробуждения сознания ученика, но чаще всего такой ответ озадачивал его и совершенно сбивал с толку, что приводило его к еще большему умственному напряжению. В действительности учителю обычно приходилось ждать, пока ученик задаст свой первый вопрос, если он вообще у него был. Задать первый вопрос √ значит пройти большую часть пути к его разрешению, так как этот вопрос является продуктом интенсивных умственных усилий, которые приводят ум вопрошающего к кризису. Он свидетельствует о том, что кризис наступил и что ум готов его миновать. Опытный учитель, как правило, знает, как привести ученика к кризису и что сделать для того, чтобы он его успешно преодолел. Со временем такое общение ученика и учителя выработало систему коанов и способы работы над ними.

Коан решается долгим ⌠вживанием■ в него. Его надо заучить наизусть и постоянно повторять вслух и про себя. Надо координировать произнесение коана с дыханием, вслушиваться в отдельные слова и пытаться почувствовать их самостоятельное значение. Не нужно понимать коан буквально, что общего у Будды с тремя цинями хлопка? Важно то состояние ума в которое вы придете через некоторое время ⌠вчувствования■ в данный коан. Сам по себе он не содержит никакой ценной информации и может быть сравнен с куском кирпича, которым стучат в двери: когда ворота открыты, его выбрасывают.

 

Дзэн и боевые искусства

⌠Чтобы сохранить жизнь √ надо отказаться от нее.■
⌠Каратэ √ это Дзэн.■
Из высказываний мастеров
боевых искусств.
Принципы Дзэна находят применение во многих сферах жизни Востока (особенно в Японии). В частности, Дзэн является духовным содержанием почти всех восточных боевых искусств. Дзэн - это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта. Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ, дзюдо, айкидо были адептами Дзэна. Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно те качества, которые воспитывает Дзэн. В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Единственно возможный способ действий √ это рефлекторно-интуитивное реагирование на поведение противника, именно этому и учит Дзэн. Мастер боевого искусства, владеющий навыками Дзэна, отразит неожиданное нападение и только потом осознает тот факт, что на него напали. Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций. Возможность травмы или даже гибели вызывает страх, т.е. закрепощение сознания, что сказывается на скорости реагирования, общей нервозности и т.д. Страх также вызывает излишнее напряжение в мышцах: движения затрудняются, теряют естественную расслабленность и гибкость. Поэтому человек, который боится (а в обычном состоянии не бояться вероятной смерти просто нельзя), такой человек заранее проигрывает. Мастера кэндо, фехтования на мечах, говорят: ⌠Чтобы сохранить жизнь √ надо от нее отказаться.■ Войти в нужное психическое состояние позволяет Дзэн. Когда мир воспринимается цельно и гармонично, не искажен работой нашего сознания, когда нет разделения между собой и противником, нет страха и гнева, вот тогда-то и появляется шанс совершить невозможное. Тогда появляется великий воин, деяния которого сохраняются в веках. Именно это делает боевые искусства Востока тем, чем они являются.

Заключение

Таким образом, мы видим, что Дзэн предлагает нам необычное мировоззрение, позволяющее общаться с реальностью на более высоком, более активном уровне. Не надо понимать это так, что Дзэн перечеркивает все достижения Запада и зовет совсем в другую сторону, нет, это не так. Дзэн претендует лишь на духовную поддержку человека, он предлагает использовать резервы и возможности человеческого сознания, которые у нас проявляются лишь случайно и изредка в моменты наивысшего творческого напряжения. Дзэн может помочь в любых научных и художественных изысканиях, потому что интуиция применима везде и всегда приносит наилучший результат. В сочетании с аналитическим образом мысли, интуитивное проникновение в сущность вещей может дать необыкновенно эффективный способ познания мира. Не стоит ли об этом задуматься ученым Запада?

 

 

Список литературы

 на страницу ДЗЭН
 на главную