>Будущее, как всегда, явилось с самой неожиданной помойки. В 1988 году молодая группа N.W.A из лос-анжелесского гетто Комптон выпустила свой первый релиз Straight outta Compton, продала его за золото - и без разговоров решила вопрос о судьбе хип-хопа. Началась история гангста-рэпа.

В 1988 NWA выпустили альбом NWA The Posse, альбом Straight Outta Compton (это их второй альбом) вышел в 1989.
Все-таки гэнгста рэп начался несколькими годами раньше, а именно с альбомов Schooly D '86, Boogie Down Productions Criminal Minded 87, Ice T Rhyme Pays 87. Первые два альбома содержат только несколько песен рассказывающих гэнгста истории, альбом Schooly D я не слушал, в альбоме BDP Criminal Minded к примеру песня 9mm, кроме того в остальных песнях иногда встречаются строки типа Rappin on the mic like this to me is fine Cause if I really want to battle I will put out a nine (nine - имеется в виду пистолет 9миллиметрового калибра). Первым же полностью гэнгста альбомом был Ice-t Rhyme Pays 1987 года.
Кроме того гэнгста мотивы звучали у Ice T еще где-то с 83 года, он тогда выпускал только синглы, записать альбом было дороговато для него. Там пробегали строчки типа I'm hustla, playa, the women laier ну и целые куплеты на подобную тематику. Кстати сперва Ice-T пытался идти традиционным путем - темы были как у Run DMC и более ранних хоперов: rock the party. Но по его собственным словам (читал в Ice' Oppinion) я не могу считывать о том чего не знаю, поэтому и переквалифицировался.
Кроме того в 1988 на юге (Техас, Хьюстон) появилась комманда Geto Boys их альбом Makin Trouble тоже можно считать одним из первых.
Ну а дальше эту волну подхватили NWA, которые подняли гэнгста рэп на новый уровень - именно с них началась лихорадка гэнгста рэпа.

>N.W.A. расшифровывалось как Niggas Wit' Attitude - что-то типа Нигеры Без Позы.

Niggaz With Attitude это как раз Ниггеры С Позой (то есть абсолютно обратное тому, что ты написал), хотя по-моему лучше перевести Нигеры с позицией или Нигеры с мнением.

>Выглядели парни стремно и рэперов не напоминали - никакого адидаса, африканских висюлек и партизанского шика - ничего, что указывало бы на принадлежность к уважаемой касте хип-хоп артистов. Нигеры были одеты, как самая галимая провинциальная урла - мешковатые штаны, толстовки, серебристо-черные цвета местных футбольных фанатов L.A.Raiders и немодными завитушками на головах (злые журналюги даже прозвали группу Niggers With Activator - нигеры с химией). В общем, малиновый пиджак, пыжиковая шапка и спартаковский шарф вокруг шеи...

Ну а если так подумать, что мы сейчас называем HipHop одежда ? Именно эти самые широченные штаны-трубы, свободные рубашки, батники, кондолы на несколько размеров больше. Бейсболки, панамы, шапки. То что носили в начале 80ых годов назвать хип-хоп одеждой мне лично трудно. Если вспомнить Sugarhill Gang Rappers Delight - одеты как обычные рабочие пришедшие отдохнуть с завода и неуспевшие переодется. А Furious Five The Message - там Melle Mel, Flash одеты в какую-то обтягивающую кожу как металлисты или того хуже голубые. Ну и много остальных старошкольных клипов можно посмотреть типа Roxane Shante - одежда рокеров, но уж никак не хипхоперов.
Сейчас весь хип-хоп (подчеркиваю не гэнгста рэп а именно хип-хоп) ходит в том с чем пришли гэнгста рэпперы конца восьмидесятых.

>Имидж полностью соответствовал названию, которое, кстати, и само било наповал: до тех пор нигерами себя никто не называл (представим себе группу Вонючие Хачи или Пархатые Жиды). Белого бы за такое слово на месте прибили. Единственными, кто его в рамках самоиронии употреблял, были черные бандиты. К блатному дискурсу N.W.A. и апеллировали. Тексты крутились вокруг девок, кокаина и drive-by shooting (любимого приема заказных убийц, при котором машина киллера останавливается на светофоре рядом с машиной жертвы). В общем - стопроцентный блатняк. Только, в отличие от нашего, - без сентиментальных соплей, с максимумом натурализма, матерщины и высоким художественным уровнем. (Кое где в России еще встречается такой уголовный фольклор без эвфемизмов - очень брутальный и трудновыносимый.)

Ну не знаю, я был бы по-осторожнее с таким сравнением. В русском Шансоне, блатной песне тематика другая - это та же попса или иногда бардовская песня, но на блатном жаргоне с блатными понятиями. Гэнгста рэп же рассказывает именно о том что происходит на улицах: перестрелки ограбления, убийства. В блатной песне этого нет или есть но очень мало. Второе - бандитские законы, устои, понятия у нас и за океаном очень отличаются, это нельзя не учитывать...

>Звездам старого хип-хопа все это было очень поперек. Их раздражал примитивный стиль начитки, однообразие тем, попсоватая мелодичность.

Это ты тоже зря - особенно первые гэнгста альбомы те же NWA, Ice T, Just Ice - это стопроцентный олд скул по музыке аранжировкам, там и P-Funk от Клинтона сэмплируется и восточные МС частенько. И диджейнг вообще на высоте. Позже это все исчезло в музыке от Death Row, которую все-таки нельзя назвать примитивной или попсоватой. Хотя Funk - основное что сэмплируется там. Читка ? Тоже не сказал был. Пусть кто-нибудь попробует считать как Снуп или Eazy - ну а вообще старые группы (и гэнгста и негэнгста) особо с голосом не экспериментировали, читали так, как говорят по жизни - это сейчас рэпперы типа Bone Thugs, Busta Rhymes, Twista, Eminem и много других, всячески издеваются (в хорошем смысле слова) над своими голосами и выдают то чего нет ни у кого. Но назвать читку гэнгста рэпперов примитивной по сравнению с востоком ? извини, но это не верно - и там и там есть свои плюсы. Ну а темы, хех - это отдельный вопрос. Назови тематику старой школы. Большинство песен о том как rock the party, это конечно упрощенно, но танцполы и вечеринки были основной темой у первых хипхоперов, ну и конечно же прославление себя любимого. Потом конечно появились социальные тексты как у Public Enemy, а гэнгста рэпперы как раз и разнообразили тематику рэпа - читали ведь они не только о преступлениях, там много чего есть. Взять того же Тупака - у него наверное весь спектр тем есть - от любви до ненависти. Там и гэнгста, и социальные тексты, о любви к женщине, о ненависти к суке, о маме, о дружбе и предательстве - какие хочешь темы. Могут ли этим похвастаться первые хип-хоперы ? Не могут...

>Тут не было флигранной культуры signifying, а было что-то чуждое и непонятное. На невиданный успех западных братьев они глядели с завистью и презрением. Но главное там было, конечно, не в прикидах и не в начитке.

На мой взгляд главное было именно в слове западный. Нью-Йорк не принимал это потому-что это было с другого берега, известный факт, что в НьюЙорке не любили, да и сейчас относятся с подозрением ко всему что приходит с других берегов. Заметь, в Нью-Йорке тоже были свои гэнгста типа Tim Dog. KRS-One тоже хоть и вел свою политику Stop The Violence, но на деле далеко не всегда следовал ей, вспомни историю с PM Dawn.

>Гангста подрывала систему фундаментальных условностей, на которых зиждилась old school. До сих пор все так или иначе исповедовали позитивистскую идеологию Бамбааты: мол, мы за добро, любовь и справедливость, культивируем подлинно гуманные черные ценности, лучше танец, чем драка, и т.д. Даже если Public Enemy призывали к бунту, - так опять же за правое дело... А Нигерам на все это было накласть, они демострировали фирменный бандитский имморализм.

Ну а тут я не согласен в оценке. Во-первых то что Бамбаатаа проповедовал - это не правило и не принцип - Бамбаатаа часть хип-хопа, он отражает только одну его сторону, один цвет во всем спектре под названием Хип-Хоп. Напомню хип-хоп - уличная культура, то есть это и уличные банды как часть улицы и как носители элементов хип-хопа. Второе: фирменный бандитский имморализм это одно большое заблуждение, это свойство было приписано g-рэпу журналистами Америки и многие подхватили незадумываясь.
Вообще изначально гэнгста рэпперы были просто журналистами из гетто, которые элементарно рассказывали о том о чем боялись/не хотели писать газеты. Рэпперы подняли проблемы на вид. Мало кто из них говорил, что им нравится так жить. В интервью те же NWA говорили, что они никого не призывают вступать в банды или стрелять направо и налево, наоборот. Но с другой стороны призывая остановить насилие ничему не поможешь - слушатели просто отвернуться, как отворачиваются от родительских моралей. Да и немаловажен тот факт, что в NWA никто не был гангстером - это было в прошлом, но во время своей муз карьеры они оставили это дело. Очень полезно почитать интервью с NWA на www.daveyd.com - это они говорили в 89 или 90 годах - как говорится с пылу с жару. Перевод можешь почитать на моем сайте http://sumusicrap.da.ru - оригинал конечно лучше, из-за перевода есть искажения, но тем не менее...
Позже появились рэпперы, которые четко и ясно говорили о том, что они гангстеры, но никто из них не призывал никого этим заниматься. Они проповедовали Thug Life - это не значит грабить и убивать - это как семья что ли, то есть быть всегда вместе перед лицом опасности и противостоять всем кто пытается тебя поиметь. Это позиция силы, но только в качестве ответной реакции на чужую агрессию. У этих рэпперов есть много песен типа Tupac Life's So Hard - строчка Life's so hard when you livin like a G - мне кажется говорит сама за себя...
Еще один яркий пример - в альбоме Snoop'a Tha Doggfather есть skit в котором Снуп четко и ясно говорит малому пацану - будь доктором, юристом, но не когда не мечтай быть таким как я. Ну а еще позже появились рэпперы типа Master P, которые являются позором гэнгста-рэпа, вот эти и призывают к насилию и выставляют gangsta жизнь как нечто красивое. Ну и старики типа Ice Cube частенько перегибают палку, но это сейчас...

>Правда, отчасти жестокие картины гетто в песнях N.W.A. напоминали социальную лирику Furious Five или Public Enemy. Но сходство было поверхностным: гангстеры всем видом показывали, что они - настоящие, без кавычек. Лидер Нигеров Eazy-E, Тупак Шакур и прочие молодые звезды спокойно признавались, что прирабатывают драг-дилерством (ровно в год рождения гангсты лос-анжеллесские гетто наводнились прекрасным убийственным крэком).

А вот это неправда - Eazy E завязал с продажей еще за несколько лет до образования NWA. И после сам не раз говорил, что лучше в это не ввязываться, и что он пошел продавать наркоту только по нужде. С Тупаком тоже самое - каждый второй (если не первый) нигер в гетто занимался этим и не потому что это все так хорошо и интересно - думаю не стоит говорить о том в каком состоянии находится образование в гетто и как тяжело черному устроится на работу, особенно тогда. Поэтому многие шли на продажу наркоты только из нужды. Тупак вообще рос без отца и его мать занималась черной работой, которая как известно миллионов не приносит. Поэтому Тупак и пошел на это. Как только он нашел другую возможность заработать (начал считывать в клубах, позже попал в Digital Underground) он сразу бросил это дело. А на счет наводнения лос анджелеса крэком - сомневаюсь я в этом очень...

>Африка Бамбаатаа тоже мог бы порассказать про разбойное прошлое, но он говорил бы как раскаявшийся грешник. А новое поколение констатировало свою причастность к той или иной банде как нечто само собой разумеющееся. Оно пело про кокаин и насилие, но вовсе не собиралось их осуждать и пафосно изрекать доколе?!.

А смысл? никакого эффекта не было бы...

>В 1990 году N.W.A. не поделили каких-то бабок и развалились, выпустив на волю трех гангста-звезд - Eazy-E, Dr.Dre и Ice Cube.

Ну вообще Yella и MC Ren конечно менее известны, но после распада, они тоже записали сольные альбомы.

>Для белой Америки все это было таким же подарочком, чем для гарлемских плясунов. Невозможно себе представить большую пощечину системе политкорректности, чем лирика гангсты - открытый расизм, антисемитизм, сексизм (подход типа женщина - сука), классовая ненависть да еще и нелюбовь к пидорам - и все это в самых сильных выражениях.

Ну я бы не называл вышеперечисленное как черты гэнгста рэпа. Были конечно отдельные группы и рэпперы, но чтоб все течение... этого не было и нет.
Большинство групп и исполнителей очень тесно контактируют с белыми, с евреями. У того же Ice Cube, Ice T есть протеже женщины, которых они называют не bitch a female MC - таких примеров много. Так что я считаю, что неправильно так говорить...

>Единственный случай, когда рэпер Лютер Кэмпбел (2 Live Crew) был арестован за тексты, кончился жутким скандалом.

Эти вообще клоуны, я бы их даже в пример не приводил - только тень бросают на рэп...

>Основным потребителем гангсты была не просто белая молодежь, а белая молодежь из пригородов - коренной WASP, никогда не бывавший в гетто, завороженно слушал о drive-bys - так же, как смотрят подпольное видео, показывающее реальные убийства. Не то чтобы черные музыканты демонстративно умирали и насиловали перед телекамерами, но такой стиль жизни имел смысл только в контексте жизненного стиля всей остальной Америки. Предсмертный альбом Тупака Шакура, проданный в трех миллионах копий, назывался All Eyez on Me - Все Взоры на Меня. И это было не бахвальством, а ритуальным нагнетанием ритма.

9 миллионов копий... Ну а на счет названия - можно много спорить. Если взять одноименную песню из этого альбома, то там говорится о том что с Тупаком многие хотят иметь дело, что он человек с которым можно и хочется иметь дело - это конечно не скромно, но это чистая правда.

>Тем временем неприязнь между Восточным и Западным Берегом и правда нарастала, пока не вылилась в скандальную войну субкультурных группировок - East Coast/West Coast war - чреду взаимных опусканий в песнях и интервью, достигшую кульминации в 1996 году после альбома Айс Кьюба Bow Down.

Не знаю специально ты так написал или нет, но на всякий случай Bow Down это альбом группы Westside Connection которую основал Ice Cube.

>За два года до того Тупак Шакур был тяжело ранен пятью выстрелами нью-йоркских бандитов, позарившихся на его тяжелые голды. Тупак обвинил в нападении местную рэп-звезду Бигги Смола (Notorious B.I.G.) - и затем основательно проехался по нему в одной из песен. (Выяснять отношения в жанре battle уже никому не приходило в голову - читать dozens большинство рэп-звезд давно разучилось.)

Ну не скажи не скажи. Фристайлить Тупак умел и делал это частенько, даже сохранилось парочка фристайлов его. Но бэтлом эта проблема не решалось по другой причине. Бэтл устраивается между людьми уважающими друг друга и не имеющими личных потиворечий, все противоречия решаемые бэтлом заключены в творчестве - кто лучше считывает, рисует, танцует. Тупак в своих интервью (поищи и почитай очень интрестно) говорил, что он не сядет даже за стол переговоров с Бигги и Паффи. Он готов говорить с KRS-One, Wu-Tang и другими представителями NY
которых он уважает, но не с Бигги, Паффи Co...
И вообще на счет фристайлов - ты наверное просто не слушал современных фристайлов и бэттлов. Сейчас фристайлы еще лучше и проффессиональнее чем раньше. Их без проблем можно скачать в сети, я тебе даже адрес один скажу http://reviewz.simplenet.com/ - там много фристайлов. Ну а вообще в сети их найти не проблема. Кроме того каждый год записываются сборники типа Funkmaster Flex Mixtape. Wake Up Show. Dj Tony Touch Power Cypha и другие - эти альбомы полностью или частично состоят из фристайлов и бэтлов, причем гэнгста рэпперы там тоже присутствуют. Еще фестивали разные проводятся, мероприятия типа Lyricist Lounge - о нем можешь почитать на hiphop.cool.ru. там тоже фристайлы и бэтлы основа всего.
Не знаю почему у тебя сложилось впечатление, что читать dozens а попросту фристайлить рэп-звезды разучились. Не все умеют конечно, но умеют и делают это многие. Ты просто наверное смотришь на мэйнстримный, вернее на комммерческий в плохом смысле слова или даже на попсовый рэп - эти действительно плохо читают или не умеют вообще, но стоит копнуть глубже и все встанет на свои места. Об андегрундном хип-хопе я вообще молчу - там каждый первый это умеет и этим занимается. И на улицах простые парнишки для забавы бьются в подборе рифм. Сейчас ситуация такая, что мнение о современном хип-хопе/рэпе у людей складывается именно от мейнстримной музыки, в которой сейчас преобладает коммерция (плохая коммерция) или попросту попса. Это ошибка.

>7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак вместе с Мэйрионом Найтом возвращались с боксерского матча (смотрели на своего кореша Майка Тайсона); даже в этот последний день, прямо на пороге зала Тупак успел подраться с двумя какими-то нигерами...

В общем-то эти какие-то нигеры скорее всего и стали причиной убийства Тупака. Наверняка конечно утверждать не могу, но я склоняюсь к этой версии.

>Жертва была принесена, обряд завершался. Война Запада и Востока потухла.

Лично я бы не назвал войну Тупака и Бигги (Death Row vs Bad Boy) войной берегов... Да и войны запада и востока так особо в рэпе и не было - перекинулись песнями, потом успокоились, сейчас тоже иногда проскальзывают такие идеи и еще долго будут проскальзывать... Да в общем-то с одной стороны это соревнование берегов штука даже очень полезная, так как заставляет людей работать. А войны - не было ее - это все игра на публику, и экзерсисы журналистов.

>Белые подростки, нутром понимающие смысл этого ритуала, стали нарасхват покупать посмертные записи ("The 7 day theory" Шакура и "Live after Death" Ноториуса) - со своей строны жертвуя папиным долларом. Это сильно напоминало африканскую традицию давать усопшим деньги на дорогу. Have a party at my funeral! - Попляшите у меня на похоронах! - пел Тупак. Пляски, разумеется, устроили, но костер гангста-рэпа уже догорал.

Да скорее всего так и есть - того размаха уже не будет, сейчас гэнгста тематика уже приелась, рэпперы уже сказали все что могли и сейчас перепевают старые темы. Но появляются группы новой волны с новыми идеями : Duck Down Records (это лейбл там много групп и исполнителей разных) Group Home - андаграунд, это правильный гэнгста рэп - там нет понтов и пафоса - хорошо парнишки работают...
Но надо сказать гэнгста рэпперы свое сделали - во первых, гораздо больше прав у черных, второе хипхоп культура никогда так не развивалась как в девяностых - это их заслуга. Парнишки сперва узнают гэнгста, потом наслушавшись начинают открывать для себя остальной хип-хоп ну и как результат мировое его распространение.

>Стиль-то, конечно, останется и наверняка нас всех переживет. Клешированная тематика гангсты очень быстро породила умельцев вроде Паффа Дэдди, впаривающих белой молодежи вкусную мелодийную котлету с той же тематикой и пафосом, но без крови и мяса.

А вот это к гэнгста имеет такое же отношение как к игре на банджо. Это стопроцентная попса, понты, сакс и маст дай.