Боль Церкви

Последние события в Екатеринбурге


Его Святейшеству, Святейшему патриарху
Московскому и всея Руси
Алексию II

от насельников Спасского монастыря
г. Екатеринбурга

Ваше Святейшество!

Смиренно просим Вас с отеческим снисхождением выслушать голос верных чад Русской Православной Церкви. Нам известно какая ответственность и какая тяжелая ноша по окормлению и управлению Российской Церковью лежит на плечах Предстоятеля. Но именно убежденность в Вашей заботе о церковном мире и благополучии Российской паствы придает нам уверенность в том, что наш голос не останется не услышанным. События в нашей епархии и те определения, которые выносятся церковной властью, побуждают нас сомневаться в достоверности предоставляемых священноначалию фактов. Ни в коей мере не имея своей целью выступать с опровержением или комментариями к слухам и фактам распространяемым в церковной среде просто хотим осветить положение в каком оказался наш монастырь.

Институт монашества, явившийся с самого начала основания Церкви, всегда являлся оплотом и носителем истинной веры. Именно в монашестве человечество сохраняет стремление к достижению высот христианской жизни. Более того Святые Отцы с сохранением монашества связывают пребывание на этой земле истинного христианства. Трагические годы коммунистического лихолетья явились тяжелым испытанием для Русской Церкви. Гонения, упадок церковной жизни, отсутствие просвещения нанесли сокрушительные удары по монастырям. Монашество требующее тщательного воспитания и непрерывной преемственности казалось обречено на погибель. Однако наступившие перемены и надежды возрождения Православной Веры в России, обнадеживают и в отношении монастырей. Стоит ли говорить как много необходимо приложить кропотливого труда и с какой тщательной заботливостью необходимо подходить к осуществлению этого намерения. Далеко не всякий монах способен руководить другими, тем более стоять во главе восстанавливающегося монастыря. Если монашество основано Богом, то и возрождение возможно только с помощью Богом поставленным мужей.

В церковной истории есть много примеров возрождения угасающей монашеской жизни. Ярким примером является личность прп. Паисия Величковского, которого по праву можно назвать восстановителем монашества на Руси. Старчество возобновленное им и его последователями преобразило и обновило весь строй жизни монастырей в России. Глинская пустынь, Оптина пустынь и многие другие известные и неизвестные обители расцвели под опекой учеников старца Паисия. Прп. Паисий, начавшего новую эпоху духовной жизни в России не имел академического образования. Он бросил духовную карьеру ради образования и воспитания своего внутреннего человека на незамутненных источниках церковного предания - творениях Святых Отцов. Также не имел образования и наставник современного монашества Святитель Игнатий Брянчанинов. По свидетельству Оптинских старцев без творений Святителя Игнатия современный человек даже не может представить себе, что такое истинное монашество. Святитель, воспитавший себя на чтении Св. Отцов, писал, что единственно чем может руководствоваться путник тесного монашеского пути - это произведениями преподобных предшественников при обязательном условии умного делания.

Успех восстановления духа истинного монашества в нашем монастыре с самого начала связывался с успешным следованием духовным заветам столпов монашества. Принятый в обители Устав был основан на Уставе Глинской пустыни. В???денные старческое руководство с откровением помыслов и обязательное занятие Иисусовой молитвой положены в основание всего строя монастырской жизни. Если о дереве судят по плодам, то одним из показателей правильности выбранного направления и благополучия монастыря служит число насельников. Наш монастырь был образован менее пяти лет назад и число его насельников достигло уже нескольких десятков (30 человек). Ново-Тихвинский женский монастырь основанный в тоже самое время, следующий тем же духовным традициям и находящийся под тем же духовным руководством имеет в настоящий момент около 80 насельниц! Стоит упоминания и тот факт, что некоторые женские монастыри, ознакомившись с образом монашеской жизни в Ново-Тихвинской обители и убедившись в необходимости следования древним традициям, перенимают ее Устав для последующего введения в своих монастырях.

В наше тяжелое время монашествующие, в силу всецелого посвящения своей жизни на служение Богу, призваны служить светом для христиан живущих посреди мира. Наш монастырь расположен в черте города и поэтому особое внимание уделяется просветительной деятельности выражением чего служит проповедь. Трудами наместника проповедь не смолкает с самого начала основания монастыря. Последний год проповедь с амвона звучит почти за каждой литургией. В течение нескольких лет проводятся внебогослужебные беседы с прихожанами каждое воскресенье. На них вниманию пришедших прелагается проповедь апологетического, эгзегетического характера или об основах духовной жизни, изъясняющая для современного человека писания подвижников аскетов, а затем желающие могут получить ответы на интересующие их вопросы. Второй год на территории монастыря проводятся катехизаторские курсы для мирян, на которых прихожане изучают историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, догматическое богословие и другие необходимые дисциплины. Двое иеромонахов духовно окормляют воинскую часть и дом престарелых.

Особое внимание уделяется распространению православной литературы. Монастырская книжная лавка без преувеличения может быть названа крупнейшей во всей епархии, где по доступным ценам прихожане могут приобрести книги самого последнего издания, т.к. постоянно ведется сотрудничество с крупнейшими издательствами православной литературы. Число книг монастырской библиотеки, в которой особое внимание уделяется собиранию творений Св. Отцов, перешло за границу 5 тыс. экземпляров. При монастыре периодически издается брошюра для священнослужителей (около 40 стр.).

Значительно продвинулось внешнее благоукрашение монастыря. Вокруг монастырской территории возведена прочная кирпичная стена, выстроены книжная и свечная лавки, заменен купол крестильной церкви, ведутся ремонтные работы по восстановлению здания воскресной школы, планируется разместить гостиницы для паломников, произведен ремонт братского корпуса и настоятельских покоев. При производимых постройках и ремонтных работах возрождаются традиции древней архитектуры. В храме установлена вентиляционная система, и установлены два позолоченных иконостаса в древнерусском стиле, для них написаны иконы в византийском стиле одним из крупнейших иконописцев России. При монастыре имеются небольшие столярная и швейная мастерские. Возрождается древнерусское церковное пение основанное на древних образцах супрасльского распева.

Посильная помощь продуктами и деньгами оказывается всем нуждающимся, обращающимся за таковой. Благотворительная деятельность распространяется и за пределами монастырских стен. На железнодорожном вокзале иждивением монастыря ежедневно выдаются бесплатные завтраки неимущим и обездоленным. Помощь получают около 300 человек. В места заключения отсылаются книги, предметы первой необходимости и продукты.

Как видно из описанного состояния Спасской обители монастырское хозяйство начало успешно развиваться по всем направлениям и давать первые плоды. Однако необходимо отметить, что наш монастырь своим возникновением и ростом всецело обязан инициативе первого наместника игумена Авраама. Редкие в наше время духовная опытность и рассудительность, стремление к достижению идеалов церковной жизни привлекли всеобщее уважение, как среди мирян, так и священнослужителей. Хотя о. Авраам и не имеет духовного образования, однако продолжительное чтение и усвоение писаний св. Отцов позволило ему глубоко изучить и проникнуться преданием Православной Церкви. Строго следовать ее предписаниям и канонам. В сравнительно короткое время ему удалось заложить в нашей обители фундамент духовной жизни, на котором начало возводиться здание спасения. Внешнее устройство и издержки на содержание наемной рабочей силы взяли на себя некоторые состоятельные христиане, которые не жалели средств на строительство обители исключительно преклоняясь перед авторитетом отца Авраама. Многие братия оставили мир и удерживаются в монастыре только благодаря влиянию игумена Авраама, доверяясь его опытности. Теперь с уходом наместника всякое развитие, как в духовном, так и в материальном отношении остановилось. Обширные планы по строительству и благотворительной деятельности по необходимости пришлось оставить. Но самое главное это то, что с приходом нового настоятеля поколебалось самое здание духовного благополучия. Духовные традиции за такой краткий период еще не успели окрепнуть, и неизбежная смена заведенных порядков, смена Устава, равносильно уничтожению основ только начавшего зарождаться монашеского духа. Всегда необходимо помнить, что монастырь это не место, не хозяйство и даже не стены - монастырь это братство. За несколько лет существования обители сложился дружный, сплоченный коллектив, объединенный общим стремлением ко спасению, однако, как и всякая общественная единица, братство нуждается в руководстве. Не в холодном руководстве со стороны, а в опытном руководстве человека самого идущего по избранному тесному пути.

Ваше Святейшество! Мы смиренно преклоняемся перед волей высшей церковной власти. Однако в принятом решении многие склонны видеть какое-то недоразумение. Склоняясь перед попущением Божиим, осмеливаемся возвысить свой голос с просьбой сохранения нарождающейся жизни в монастыре и пересмотре принятого решения об удалении игумена Авраама с должности наместника Спасского монастыря.

Ваши недостойные молитвенники

и богомольцы:

Насельники Спасского монастыря г. Екатеринбурга


Возврат на главную страницу