Кто у нас фашист?

    В последнее время много стали говорить о фашизме, национализме, нацизме, неизменно употребляя впереди этих слов прилагательное "русский". Требуют запретить всякий показ фашисткой символики, запретить всяческие организации такого толка и т.п. Но лично я не вижу при этом определенности - КТО же эти фашисты, которых надо хватать и не пущать.
    Опять же лично я считаю, что нацизм и фашизм - ЗЛО и недопустимы в приличном обществею С ними действительно надо бороться. Но - надо все же определиться с терминологией и не вешать ярлыки на кого попало.
    Кстати, о терминологии. Слово "фашизм" здесь будет употребляться в качестве условного неисторического термина, обозначающего краюнюю степень шовинизма и человеконенавистничества.
    Я не отнюдь рассчитываю дать ответы на все связанные с выбранной темой вопросы, однако хочу поделиться некоторыми размышлениями.

Несколько слов о себе

    Я - русский офицер с русскими именем и фамилией, однако в числе моих предков хорошо понамешано разных национальностей. Из тех, что я знаю наверняка, есть русский, поляки (на уровне прадеда), поволжские немцы (на уровне прабабки). Не уверен, но капельку подозреваю, что где-то там промелькнули и евреи: Ну - татары, как у всех русских.
    Я человек некрещеный, хотя и сочувствующий Православию, к чему пришел довольно недавно (впрочем, с уважением отношусь и к другим конфессиям). До того относился к РПЦ весьма отрицательно, а неплохо относился к демократам-перестройщикам. Так что закоренелым "ортооксом-фашистом" или "красно-коричневым" не являюсь.
    После такого небольшого отступления (или disclaimer'а) перехожу к тому, о чем, собственно, и хотел сказать.

О фашистской символике

    Раздающиеся призывы о запрете фашистской символики являются, на мой взгляд, по сути бессмысленными. Если уж надо с чем-то бороться, так с носителями человеконенавистнических идеологий любого цвета, а не их символикой. Ведь, с одной стороны, эмблемы, к примеру, нацистской Германии являются историческими ("из песни слова не выкинешь", а иной раз в угоду политкорректности - выкидывают), и тогда надо запрещать фильм "Семнадцать мгновений весны", где этой эмблематики:
    С другой стороны, фашистской символикой является ЛЮБАЯ символика фашистской организации (хоть белый голубь на голубом фоне - и как его запретишь?), и бороться надо именно с организациями - судебным порядком за конкретные нарушения законов.
    С третьей стороны, некоторые традиционно (после войны) считающиеся фашистскими символы используют (в течение столетий) религиозные и иные течения совершенно нефашистской направленности.
    В-четвертых, по-хорошему, по честному, надо (тогда уж) запрещать символику ЛЮБЫХ организаций, проповедующих рознь и ненависть не только по национальному, но и по религиозному, и по классовому признакам.
    В добавление к сказанному, замечу, что неофашистские организации в разных странах благополучно обходят запреты на использование той или иной эмблематики.
    Так что стоит ли тратить силы и средства на борьбу со следствием, или направить усилия на корень зла?

Фашист или патриот?

    Читая недавно одну книгу, я натолкнулся на  высказывание, которое, собственно и подтолкнуло меня к написанию этих заметок. Вот оно:

    "Нас очень часто обвиняют в милитаризме и национализме <:> Для моих старых солдат, как и для меня лично, понятие милитаризм означает не что иное, как пустую игру в парады, хвастливое подражание солдатскому языку, чрезмерное увлечение солдатской выправкой, а также культивирование их в условиях гражданской жизни, - т.е. все то, что отвергает каждый истинный солдат. Именно солдат больше, чем кто-либо иной, испытывает на себе ужасные последствия войны и поэтому как человек относится к ней отрицательно. Солдату чужда всякая мысль о честолюбивых захватнических планах и политике силы. Мы стали солдатами для того, чтобы защищать свое отечество, и для того, чтобы подготовить из нашей молодежи людей честных и способных с оружием в руках оборонять свою страну, и мы охотно выполняли эти свои обязанности. Мы считали, что военная служба является для нас выполнением высокого долга, основанного на любви к своему народу и к своей стране. Национализм означает для нас эгоистическое преувеличение своей любви к отечеству и заносчивость по отношению к другим народам и расам. Нам чужды такие чувства. Мы любим свою страну и свой народ, но мы уважаем также и другие народы и присущие им особенности. Мы и в дальнейшем не будем отказываться от любви к своему отечеству, от высокого чувства национального долга. Мы не дадим смутить себя непрестанными обвинениями в национализме. Мы отлично понимаем необходимость объединения Европы и готовы стать равноправным и в равной степени уважаемым членом сообщества этой потрясенной до основания части света."

    На мой взгляд, слова достойные и современные, хотя, может быть, несколько высокопарные. По крайней мере, я бы не краснел, подписавшись под ними, если бы : Если бы не автор книги.
    Но кто же этот автор? Автор - гитлеровский генерал Г.Гудериан, эти слова написаны им уже после войны в его книге "Воспоминания солдата", переизданной в 1998 году издательством смоленским "Русич". Несомненно, Гудериан был в войну нашим врагом и служил нацисту Гитлеру, но сам-то он нацистом никогда не был, а был талантливым командиром в преступной войне. А текущее состояние России после ее поражения в "холодной войне" созвучно состоянию Германии после второй мировой. Оттого и созвучие мыслей у людей, считающих себя патриотами. Фашисты ли они после этого? Я полагаю, нет - если они не ищут виновных в случившемся среди людей какой-то определенной национальности.

Так кто же у нас фашисты?

    Несколько лет назад у меня был знакомый с простой русской фамилией Войцеховский (да не обидятся ни он, ни его однофамильцы) - убежденный антисемит (впрочем, он недолюбливал, кажется, все национальности - евреи у него были исключительно жидярами, белорусы - бульбашами и т.д. и т.п.). И во всем у него были виноваты нерусские. Говорил он об этом целыми днями, приводил примеры про чечен, про деревни из его родных мест (кажется, на Смоленщине), где из поколения в поколение-де в одних семьях рождались герои, а в других - предатели и полицаи. Поэтому ко вторым семьям отношение было изначально отрицательное, их членов всячески унижали и отстраняли отовсюду (я думаю, оттого-то, в отместку односельчанам, люди из тех семей и становились всякими полицаями). Этим он доказывал наследственный характер подлости и гнусности и проецировал на все нации.
    Мы смеялись над товарищем, говорили, что на Руси есть только 2 русских националиста - Жириновский и Войцеховский, а один из наших сотоварищей, по фамилии Борисов, сказал, что если Войцеховский - антисемит, то он Борисов, из принципа станет сионистом:
    Были и еще случаи (немногочисленные), когда я встречал национал-экстремистов. Ни в коем случае не делая выводов о ВСЕХ людях с такими убеждениями, я (на увиденных мной примерах) пришел к выводу, что, по-видимому, человек становится фашистом в том случае, если ему нечем более гордиться, кроме принадлежности к той или иной нации - ни собственным умом, ни силой особой, ни "успехом" в жизни, ни богатой духовной жизнью, ни красотой, наконец, человек похвастаться не может - и тут он говорит: "А зато в моей нации были те или иные великие люди. Моя нация сделала то-то и то-то". При этом ни к рождению великих людей, ни к великим свершениям он ни коим местом не причастен:
    Но с такими крикунами нередко путают людей с государственническими убеждениями. Чья тут вина, а чья беда - не столь важно, проблема в сознательном нежелании средств информации (да и многих людей) разделять эти категории. А различить-то их несложно. Если человек все валит исключительно на инородцев, а сам и пальца о палец не ударит, чтобы сделать жизнь лучше (не в смысле, набить морду инородцу, а в смысле посадить дерево и т.п.) - он ФАШИСТ. Если человек разливает огульную ненависть к окружающим-"чужакам", независимо от того, по какому принципу он выбирает чужаков - от тоже ФАШИСТ. Если он не хочет видеть доброго начала в другом, только потому, что этот другой в чем-то ДРУГОЙ - он ФАШИСТ.
    А если человек любит свою Родину и свой народ, и равно ненавидит его врагов, внешних или внутренних, тех, кто РЕАЛЬНО мешает улучшать жизнь, и при этом что-то делает сам, вносит посильный вклад - это НЕ фашист, это - ПАТРИОТ.
    Так что фашисты-то у нас те, кто ставит свою нацию (или партию, или класс, или веру) настолько ВЫШЕ всех остальных, что это убеждение застилает ему глаза и позволяет ему считать, что он вправе НАВЯЗЫВАТЬ другим свою волю, хотя бы даже и силой. И еще - это тот, кто отделяет СВОИХ от ЧУЖИХ, закрывает пути общения и духовного взаимообогащения.
    А что он при этом говорит в свое оправдание - не столь уж важно.

Примерчики, примерчики:

    1. В Москве в последние годы появился ряд национальных школ. Дело само по себе неплохое, для воспитания национального самосознания тех или иных народов, но есть один маленький нюанс. А именно, для поступления в еврейскую школу на Ленинском проспекте (это около консульского отдела посольства ФРГ) родителям надо ДОКАЗАТЬ, что их ребенок - еврей. (Я привожу данный пример не потому, что хочу сказать, "Вот они, евреи!", а исключительно оттого, что знаю об этом из более-менее достоверных источников. Если я неправ - скажите мне об этом и я опубликую опровержение). Видимо, сходным образом обстоит дело и в других национальных школах. Но попробовали бы русские открыть хоть одну школу, в которую детям других национальностей был бы заказан путь: Ее организаторов тут же бы заклеймили фашистами и лишили всех лицензий.
    "Кредо" американского солдата2. Через Интернет распространяется рекламный скрин-сейвер армии США (см. рис.). В нем рассказывается, каким хорошим, сильным и умным ты станешь, послужив в армии. В начале - слова великого президента Франклина Д. Рузвельта:
"We defend and we build a way of life, not for America alone, but for all mankind." ("Мы защищаем, и мы строим путь жизни, не для одной Америки, но для всего человечества"). А в конце - "Кредо солдата". "I am an American Soldier. A protector of the greatest nation on earth." (" Я  - американский солдат. Защитник величайшей нации на земле.")
    Так кто страдает имперскими амбициями и манией национального величия??? Прямая тому иллюстрация -  то, кто, как и с кем борется сейчас на Балканах. (Кстати, загляните заодно и сюда)

Заключение

Да, фашизм существует. Существует и русский фашизм. И с ним ТОЖЕ надо бороться. Но не в меньшей степени необходимо бороться и с АНТИРУССКИМ фашизмом. И надо видеть, кто ФАШИСТ (любой национальности), а кто - ПАТРИОТ.

А. Городков, капитан ВС РФ

Вернуться к списку материалов

Написать авторам