Ислам и Россия. Как жить дальше?

Среди патриотов России в последнее время сложился какой-то довольно-таки неконкретный взгляд на Ислам. Точнее, единого и конструктивного взгляда на него вообще не наблюдается. По всей видимости, не будет его по ряду причин и в ближайшем будущем, но жить-то как-то надо уже сейчас! Попробуем для начала хотя бы немного прояснить эту тему, может быть, люди более подготовленные её продолжат и разовьют, вопрос того стоит.

Как смотрит на Ислам большинство рядовых членов русских патриотических организаций? Известно, как - как на древнего и заклятого врага, который со времён Тохтамыша и посейчас борется не на жизнь, а на смерть против всего для нас святого. Также думают и "русские непатриоты". Попробуйте в приличном обществе произнести вслух слова "Аллах акбар" или "Иньш Алла" - да вас с нечистотами скушают. Как же так - ты говоришь такие гадости! А ещё называешь себя христианином! Между тем, первая "гадость" означает "Бог велик", вторая - "На всё воля Божия". Только сказаны они по-арабски. Если кто-то против смысла этих слов или против языка, на котором они сказаны - нам не по пути.

Тем не менее, Россия уже сотни лет воюет с исламскими государствами. С переменным успехом, причём сейчас перемена - не в нашу пользу. Что делать дальше? Отгораживаться от всех территорий, населённых мусульманами, железным занавесом? Это пол-России по территории и гораздо больше - по всевозможному потенциалу. Уничтожить всех мусульман физически, чтобы не мешали Четвёртый Рим строить? Перекрестить всех насильно в христиан? Это вообще фашизм какой-то. Надо проводить взвешенную, твёрдую имперскую политику. События в Кабардино-Балкарии ещё раз подтвердили: как только над неспокойными и гордыми горцами возникает русский (а не местный) начальник, сразу тишь да гладь наступает. А уж если это ХОРОШИЙ начальник (да-да, такие бывают! И об этом ещё поговорим), и у него есть РЕАЛЬНАЯ власть, то это просто гарант стабильности получается, не побоюсь этого слова.

Рассмотрим пока наиболее реальный вариант развития событий - исламские регионы будут отделяться от России. Но эта реальность в наши дни такова, что действительно независимых государств на Земле осталось довольно мало. Небольшое государство, отделившееся от чего-то одного, неминуемо должно быстренько присоединиться на тех или иных условиях к чему-то другому. Пример Восточной Европы показывает нам, что страны, отделившиеся от злого СССР, одна за другой присоединяются к добрым США, по своей воле, или как ещё - другой вопрос. Что они с этого будут иметь, станет ли им сильно лучше - третий вопрос.

Итак, отделившись от России, к кому присоединятся новые исламские государства? Центры силы исламского мира всем известны, вариантов немного. И что будет дальше? Единение с братьями по вере, долгожданное освобождение от ига безбожников и/или христиан? Счастье и благоденствие?

Будет Таджикистан, Афганистан, Чечня, Курдистан, Алжир, Ливан: Продолжите список сами. Имперская традиция хоть как-то уравнять, как-то помирить разные народы и разные религии в рамках одного государства есть только у Турции. Точнее, БЫЛИ. Сейчас, по всей видимости, уже нет. Остальные "братья-мусульмане" просто будут использовать в своих целях новые провинции, зоны влияния, союзников - смотря на каких условиях объединяться. У них самих проблем навалом. Даже хвалёный Кувейт, Эмираты - это вовсе не райский сад. Там примерно четверть населения - беженцы из Палестины, Ливана, Курдистана, живут там без прописки на положении рабов. Когда иракские войска входили в Кувейт, эти люди встречали их как освободителей. Напугал? Не верите? Проверьте. Сейчас за границу хоть пешком пойти можно. Удастся ли только из таких мест живым выбраться?

В общем, с позиций только политических, исламским регионам даже сейчас выгоднее держаться за Россию, а России - проводить там правильную, а не как сейчас, политику. Это вопрос физического выживания миллионов людей, главным образом, мусульман.

С точки зрения православных богословов Ислам - это: Не знаю, что, хотя и догадываюсь. Наиболее конкретный и развёрнутый анализ Ислама с точки зрения Православия я видел только в книге о.Андрея Кураева "Если Бог есть любовь". Там два или три абзаца. Если кто-то знает что-то более подробное, но столь же научное и конструктивное - напишите, почитаем с огромной пользой. Но, по всей видимости, наши богословы - всё же достаточно умные, корректные и интеллигентные люди, чтобы научно, строго аргументированно и логично глумиться над верой своих близких соседей. А получится из такого научного анализа, скорее всего, лишь глумление.

Вообще говоря, нас и так уже слишком многое разделяет. Поэтому попробуем заострить внимание как раз на том, что нас связывает. Я читал Коран. Очень внимательно читал. Почитайте сами, интересно. Но кое-что всё же в нём хорошее есть. Во-первых, идея абсолютности Бога. Как-то в простом народе у нас иногда проскальзывают мнения, что Бог что-то забыл, что-то не заметил и т.п. В Коране же эта мысль почти на каждой странице - ничего Бог не забывает, всё замечает, он всемогущий и всеведущий. Во-вторых, понравилась мне интернациональность (в хорошем смысле) Ислама, это даже как-то неожиданно, логично было бы ожидать, что арабы - лучше, чем остальные, ближе к Пророку и Аллаху, но это не акцентируется. В-третьих, понравилось отрицательное отношение к наркотикам и дурману вообще - непонятно, почему большинство мусульман распространяет ограничения только на вино, а гашишом и опиумом злоупотребляет. И ещё понравился призыв Мухаммеда к милосердию и добру. Жаль только, он не объяснил подробно, зачем это нужно.

И ещё одно хочется сказать: тот "пронзённый крестом мусульманский полумесяц" на верхушке каждой православной церкви - вовсе не символ победы Православия над Исламом. Просто раньше, до эпохи Константина Великого, крест символом христианства не был, а были рыбка (ихтио) и якорь, как символ того, что Христос сохраняет наше твёрдое и стабильное положение в бушующем океане мира. Вот тот самый "полумесяц" и есть остатки былого стилизованного якоря.

Не надо вообще вмешивать религию во многие из современных конфликтов. Ни в карабахском, ни в косовском, ни в алжирском, ни даже в чеченском конфликтах религиозная рознь не является их причиной. Конечно, её используют в своих целях те, кому выгодны эти войны, но истинные (в т.ч. и религиозные тоже) первопричины этих, и многих других, войн, в которых участвуют христиане и мусульмане, гораздо глубже, чем давняя ненависть друг к другу "исламцев" и "назореев".

Д.Калугин

Вернуться к списку материалов

Написать авторам