И снова о сектантах.

Как к ним относиться?

О сектах и сектантах сказано и написано уже так много, что снова эту тему обычно заставляет поднимать либо появление какой-нибудь новой "религиозной организации", либо очередное злодеяние какой-нибудь из уже существующих, либо то и другое одновременно.

Но сейчас хотелось бы рассмотреть несколько иной вопрос - о нашем отношении к сектантам. Не так тут всё просто и очевидно.

Что (кого) обычно мы представляем себе, услышав слово "сектант"? Изувера-мракобеса, приносящего кровавые жертвы? Подлого "ловца человеков", обманщика, лицемера, охотника за душами, а также чужим имуществом и рабским трудом? Зазомбированного, морально уничтоженного, голодного, избитого адепта, томящегося в подвалах и на плантациях? Распираемого от гордости за себя и за свою принадлежность к "избранным и спасённым" психопата? Неудачника, сломленного одиночеством, который ради простого человеческого общения ходит на религиозные тусовки и продаёт душу? Простофилю и дурачка, который готов поверить в любую сказку? Любителя "халявы", которому захотелось "удачи в любви, бизнесе" и прочих благ взамен на необременительные "занятия духовностью" и обращение к "незримым помощникам"? Недовольного "попами", который мечтает реформировать и улучшить официальную Церковь?

Так оно и есть. Достаточно жалкие и несимпатичные типажи, их несимпатичность тем выше, чем выше ранг сектанта в его секте. Но, тем не менее, мы не имеем права ненавидеть и презирать их, какими бы они ни были. Ненавидеть надо грех, а грешников надо любить и жалеть. Это очень тяжело. Легко ненавидеть сатанизм или сайентологию, и тяжело любить сатаниста или сайентолога, прощать его, молиться за него, особенно, если конфронтация с ним переходит в плоскость избиений и убийств. Тяжело, но надо. Может быть, облегчить эту задачу поможет понимание того, что именно привело данного человека в секту, и то, что он вообще туда пошёл?

Обычный путь в большинство этих организаций - уличное зазывание. С человеком пытаются заговорить, пригласить его, например, на религиозное собрание. Но ведь не все же пойманные за рукав зазывалой приходят в секту? Далеко не все. Меньшая часть из "несогласных" уже принадлежит к какой-либо религии, а большая, как бы это помягче сказать, не интересуется такими вещами. Для большинства "нормальных" людей религия - это ничто. Невидимое и неощутимое, а потому - неважное, по сравнению с общечеловеческими ценностями - сексом, наркотиками, пищей и т.д. Лично мне ближе и понятнее тот, кто религию ставит всё же выше всего этого, и кто готов ради Истины (хоть и ложной в устах лживого зазывалы) куда-то пойти, что-то обсудить, возможно, даже поспорить.

Но не только ведь о религии говорят зазывалы. Зная отрицательное (или просто равнодушное) отношение к ней нашего простого народа, и учитывая, что словосочетание "тоталитарные секты" знают уже все, они часто маскируются под что-то более безобидное, как, например, надоедливая "студенческая организация" КАРП. И зазывают народ, в общем-то, хорошими и добрыми делами - борьбой с наркотиками, помощью неимущим, благотворительными работами: Но и на это мало кто на это покупается. Меньшинство уже в курсе, а большинству, опять же, всё это: очень сильно безразлично. И тех, кто, не зная сущности этих организаций, всё же откликнулся на предложение заняться чем-то полезным и добрым, можно только уважать.

Следующие две категории зазванных очень легко жалеть. Это, во-первых, действительно одинокие и заброшенные люди, которым не с кем пообщаться. В православном храме, куда, возможно, заходят такие люди, понимание и отклик они вряд ли встретят. И это хорошо - болтать и суесловить не по делу надо бы поменьше. Во-вторых, это просто легковерные и легко поддающиеся чужому влиянию люди. Из всех этих людей обычно делают низовое производственное звено - либо собственно работа, либо обход территорий и распространение разных там листовок. Но эти категории - и самые перспективные на предмет ухода из секты, к ним там постепенно начинают относиться хуже всего, на них, что называется, "воду возят", а это постепенно подтачивает доверие к учению, даже если используется приёмы зомбирования.

Но не все зазванные сектантами такие хорошие, и не все зазывалы играют на положительных чувствах людей. Есть ряд организаций, которые обещают своим адептам вовсе не спасение души и работу на всеобщее благо, а некое "решение проблем". Таковы, например, сайентологи и трансцендентальные медитаторы. Они играют на эгоизме людей, которые мечтают получить удачу в бизнесе, в личной жизни, стать умнее, получить какие-то дополнительные способности. И всего-то ничего нужно для этого - заплатить деньги, поучаствовать в обряде, прочитать мантры, запалить палочки, подвергнуться каким-то процедурам, и т.п. вплоть до "раскрещивания" и продажи души. Зато результат будет скорым и ощутимым.

Сродни этим людям те, кто решил поправить себе здоровье. Конечно, для кого-то помощь "нетрадиционной медицины" кажется это последним шансом, потому что "традиционная" либо бессильна, либо дорога. Но совсем убогих в секты и не берут - какой с них толк? Разве что, сажать в коляску и заставлять побираться. Да и бедные неизлечимые больные пойдут, скорее, к "целителям и экстрасенсам", чем к сайентологам, и, тем более, к "свидетелям Иеговы", а это уже другой случай. Так что за поправкой здоровья в секты попадаются не настолько уж и больные - так, близорукость и гнилые зубы, осложнённые искривлением позвоночника, или что-то нервное. Обычно такие болезни проистекают от "неправильного образа жизни", от греха, по-нашему, и лечить их надо вовсе не таблетками и гипнозом.

Гордость - это первогрех. Она тоже может способствовать вступлению в секту (да и в раскол). Зазывалы говорят человеку - будь среди нас, станешь избранным, сверхчеловеком, тэтаном, богом - да кем угодно, главное, что остальные людишки будут по сравнению с тобой насекомыми. Некоторых прельщает именно это ощущение.

Ещё одна отрицательная эмоция, которая заставляет людей приходить в секты - недовольство Церковью. Таких и зазывать особо не нужно - сами собираются, недовольные и непонятые. Им очень хочется либо реформ, либо обновления, либо очищения Церкви от той скверны, которой, на их взгляд, она полна. Тут уже вопрос сект примыкает к вопросу расколов - трудно порою отличить одно от другого. Трудно, но можно.

Но самое неприятное, что влечёт людей в "альтернативные религии" - это тяга ко злу, к борьбе против Бога, против порядка. Не случайно листовки с призывом вступать в сатанистские организации раздают не на митингах оппозиции или на рынках, а на рок-концертах - там эта тяга выражена явно и открыто, надо её только "правильно" организовать.

Ну как можно таких людей любить? За что, почему? Не знаю, как, не знаю, за что, но обязательно нужно. Например, то, что объединяет нас и многих из них - это религиозная активность. Если человек ищет в жизни не "удовлетворения потребностей", а смысла, правды, истины - он не безнадёжен, даже если на определённом этапе он видит истину не в Боге, а в чём-то (ком-то) ещё. Надо надеяться, что рано или поздно зарытый в нечестивую сектантскую землю дар Божий пробьётся наружу. А тех, кто с трудом вышел из секты и надолго получил отвращение к самой идеи религии вообще, можно хотя бы жалеть.

Мы не квакеры, и не имеем права терять надежду на спасение даже самых заблудших и закосневших в грехах людей. Кто знает, как сложится жизнь каждого человека в дальнейшем, какие жизненные обстоятельства могут повлиять на его внутренний мир. Вполне возможно, что переубедить "злостного сектанта" помогут не только логические и теологические доводы и доказательства, а доброжелательное, тёплое человеческое отношение, без злобы и агрессии, даже тогда, когда словесные доводы перерастают в рукоприкладство.

Д.Калугин

Вернуться к списку материалов

Написать авторам