Свет да победит тьму

Aurum

Старатели, державщие в руках самородное золото, говорят, что оно никогда не бывает чистым - всегда содержит примеси каких-либо металлов, изменяющих его цвет от соломенно-желтого до ярко розово-красного, белого и даже зеленого.

К примеру, примесь меди окрашивает золото в розовый или красный цвет, а соседство паладия - в белый. Одноко искусная подделка под благородный металл не выявляет себя цветным разногласием с общепринятой нормой.

Сегодняшние фальшифки очень сложно, а порой и практически невозможно на глаз отличить от подленных ювелирных изделий. Клеймо Государственной пробирной палаты то не всегда является 100% гарантией.

Во-первых, клеймо могут подделать.
Во-вторых, был случай, когда работник этой почетной организации в не рабочее время использовал клеймо в своих интересах, да еще и в не малых количествах.
В-третих, даже если вы избижали преведущии два пункта еще рано радоваться. Дело в том, что большинство ювелирных изделий проходит в пробирной палате в буквальном смысле поверхностный контроль: делается только анализ слоя металла, соскобленного с поверхности изделия. Это гарантирует только то, что этот верхний слой украшения действительно золотой. А что находится под ним - тайна.

Существует и другой способ, когда ювелирное изделие разрезают, делая подробный химический состав. Однако эта "судьба" ожидает лишь один экземпляр из всей партии. Что же с остальными ? А из них, даже если все оставшиеся будут отличаться от проверенного образца, пробирная палата ответственности не несет.

Но где же проверить и купить настоящее золото.

Государственная пробирная палата, как говорится, далеко, да и ближайшии госинспекции пробирного надзора находятся не на соседней улице. Остаются варианты - экспертиза ювелирной фирмы (как правило солидная ювелирная фирма, такая например как "Алмаз", предоставляет такую услугу), аналитический центр и пробирная лаборатория Института редких металлов (опять же если такой имеется).
Более распространенно - специалисты антиквариата и ломбарда, да нешапочные знакомства с местными ювелирами. Кстати о последних. Если ювелир-самоучка действительно не жулик, а профессионал своего дела, то именно этот случай самый выгодный для покупателя. Во-первых, он может сделать все, что душе угодно. Во-вторых, цена у него не в пример магазинской. Ну и в-третих, серьезный ювелир, который хочет расширять круг своих клиентов, всегда немного увеличивает пробу. (т.е. покупая изделие 583 пробы, вы наверняка получите 585 пробу).

Ну а про покупку золота у лиц кавказкой национальности вообще не вспоминаю. Опутывают Россиян фальшивые золотые цепочки. По словам специалистов, развенчать эту "плетеную липу" порой может обыкновенный магнит: золото никогда не магнитится. Осень расцветила золотые шары, но не на дачных участках и не в садах, а в розовых мочках ушей очаровательных россиянок. Серьги "золотые шары" неизвесто чего производства - при всей своей внешней массивности легки по весу, золото же, как известно, металл тяжелый.


Дак как же тестируют ювелирку

Народный опыт предлагает наличие золота или его отсутствие определять йодом или соляной кислотой. Специалисты идут другим путем - они используют реактив, не нарущающий верхний слой изделия, так называемое хлорное золото, которое не реагирует с золотом, но в соприкосновении с другими металлами шипит и пенится. Но, такой способ мало эффективен если фальшифка все таки содержит поверхносный слой золота. "Комбинированные" фальшивки - более изощренный вид подделки. В них золото соседствует с сомнительным сплавом. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо - при поверхностном анализе в пробирной палате такую подделку могли просто не заметить.

Различные способы "разбавления" золота другими металлами покажутся вполне невинными на фоне откровенного мошенничества, когда золотым представляется укрпшение, в котором золота и вовсе нет. А вместо него, к примеру, сплав меди и цинка под названием "томпак" - на глаз его не сможет отличить от золота даже опытный ювелир. Чтобы удостовериться, не обманывают ли вас, нужно бросить кольцо на стол: золото, в отличии от металла такого сплава, издает характерный хрустальный звон. Между тем, по утверждению ювелиров, соотношение золота и примесей в сплаве, из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. По этой самой причине довольно часто ювелиры отказываются брать в ремонт турецкую ювелирку - аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу или цепочку порой просто невозможно. Cпециалисты советуют проверять качество изделия по его "изнанке". Чем тщательнее выполнены невидимые глазу крепления камней, тем выше класс производителя.

Профессионалы внимательно изучают клеймо. И хотя за последнее время мастерство художников липовой подделки достигло очень высокого уровня, что порой даже эксперту не легко определить подлинность клеймового оттиска, все-же стоит обратить особое внимание на эту далеко не последнюю деталь ювелирного изделия. На подленнике должен быть указан шифр территориальной инспекции пробирного надзора, клеймившего изделие (см. рисунок). Нечеткое "смазанное" клеймо разоблачает фальшифку. В будущем Государственная пробирная палата намерена перейти к так называемому лазерному клеймению, которое сложно сымитировать. Помимо государственного клейма на изделии может быть проставленно и клеймо производителя, к примеру, оттиска известной ювелирной марки. Это в большинстве случаев гарантирует не только соответствие пробе, но и высокое качество работы.

Пробирные клейма для золотых изделий

Как имитируют золото

Для имитации драгметаллов в ювелирных украшениях используют самые разные сплавы.

Вот основные из них:

1. Алюминевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) - сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;
2. Батбронза (bathbronze) - сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья ходожественно-промышленных изделий;
3. Батметалл (bathmetall) - сплав, легированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;
4. Бельгика (belgica) - сплав под платину из 74,5% железа, 16,6% хрома, 8,9% никеля;
5. Вермей (vermeil) - французское наименование позолоченного на огне серебра;
6. Гамельтонметалл (hamiltonmetall) - сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения изделий;
7. Геразолото (heragold) - немецкое торговое название для восьми- и десятикаратных сплавов золота;
8. Голдин (goldin) - сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;
9. Гранатовое золото - сплав золота пробы 250/1000, который применялся в Чехии во второй половине XIX века для изготовления ювелирных изделий с гранатами;
10. Дукатное золото - золото пробы 980/1000, которое использовалось для чеканки золотых дукатов;
11. Дюраметалл (durametall) - в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;
12. Золотая фольга - золото, выбитое в очень тонкие листы между листами пергамента, а затем между кожей бычьей слепой кишки; применяется для золочения изделий из металла и дерева, изготовления наборных картин, обрезов книг;
13. Золото musiv - пластинки сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для золочения, не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;
14. Золото pink - английское наименование красного золота с очень бледным оттенком;
15. Мангеймское золото - сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, окрашенный под золото, изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолоченные;
16. Мозаичное золото - сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;
17. Накладное золото - золоченный материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;
18. Орайде (oreide) или "французское золото" - сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;
19. Палау (palau) - североамериканское торговае наименование "белого золота"; сплав золота и палладия в соотношении 8:2;
20. Палакарт (palacart) - сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;
21. Пинчбек (pinchbeek) или "английское золото" - сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии;
22. Пистольное золото (от названия испанской золотой монеты - пистоль) - немецкое наименование золотого сплава пробы 895/1000;
23. Платинор - сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6% цинка; красивый золотой цвет;
24. Поликсен - так называют природную платину, смешанную с другими металлами;
25. Симилор - сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило,из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;
26. Сусальное золото - материал, используемый для изготовления театральных украшений и канители (тонкие листы латуни);
27. Томпак - сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делают его устойчивым к коррозии;
28. Электрон - природный сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.


По материалам газеты "АвтоМаркет"
Гильдия ювелиров России

На основную страницу