Глава IX КОЛДУН И ЕГО МАГИЯ Со времени появления трудов Кеннона мы стали яснее представлять себе психофизиологический механизм смерти, последовавшей в результате заклинания или колдовства . Случаи эти отмечены во многих районах земного шара: лицо, считающее себя объектом колдовских чар, внутренне убеждено в полном соответствии с традиционными представлениями своей группы, что оно обречено. Это убеждение разделяется его родными и друзьями. Поэтому его связи с обществом начинают обрываться: проклятого избегают и относятся к нему не только как к мертвому, но и как к источнику опасности для окружающих. Окружающие всем своим поведением и по любому поводу внушают несчастной жертве мысль о смерти, которой она и не пытается избежать, будучи уверенной в неотвратимости своей судьбы. Впрочем, в честь такого человека совершаются обряды, которые должны будут препроводить его в царство теней. Сначала "порченого" насильственно лишают семейных и социальных связей, затем отлучают от всякого рода обязанностей и деятельности, позволяющей индивиду осознавать себя как личность. Но потом он вновь сталкивается с могучими социальными силами, на этот раз только для того, чтобы быть изгнанным из мира живых. Постепенно глубокий ужас, который он испытывает, внезапное и полное отторжение от привычных систем отношений с миром, создаваемых благодаря участию всей социальной группы, подавляют околдованного, тем более что эти системы обращаются по отношению к нему в свою противоположность, и из живого человека, наделенного правами и обязанностями, он обращается в мертвеца - объект страхов, обрядов и запретов . И физическая смерть наступает незамедлительно вслед за смертью социальной . Один австралийский туземец, жертва подобного завораживания, в апреле 1956 г. был доставлен в безнадежном состоянии в госпиталь в Дарвине. Его поместили в кислородную палатку и кормили с помощью зонда, в результате чего он постепенно выздоровел, так как был убежден, "что магия белого человека самая сильная" Каким же образом эти сложные явления отражаются на физиологии? Кеннон показал, что страх, как и ярость, сопровождаются исключительно интенсивной деятельностью симпатической нервной системы . Подобная деятельность обычно полезна, поскольку возникающие при этом органические изменения позволяют индивиду приспосабливаться к новой ситуации, однако если индивид не наделен по отношению к необычной ситуации никакой инстинктивной или выработавшейся ответной реакцией или считает, что не обладает таковой, то деятельность симпатической нервной системы усиливается и расстраивается, что может привести, иногда за несколько часов, к уменьшению объема крови и сопровождающему его падению давления. Это вызывает, в свою очередь, необратимое расстройство органов кровообращения. Часто больные, испытывающие сильный страх, отказываются от еды и питья. Процесс ускоряется: обезвоживание стимулирует деятельность симпатической нервной системы, а уменьшение объема крови прогрессирует вследствие возрастающей проницаемости капиллярных сосудов. Эти гипотезы подтвердились при многочисленных исследованиях травм, полученных при бомбардировках, на поле боя или при хирургических операциях: при вскрытии не обнаруживается никаких органических повреждений. Сила воздействия некоторых магических обрядов не вызывает сомнений. Но, очевидно, действенность магии требует веры в нее, предстающей в трех видах, дополнительных по отношению друг к другу. Прежде всего, существует вера колдуна в действенность своих приемов, затем вера больного, которого колдун лечит, или жертвы, им преследуемой, в могущество колдуна и, наконец, доверие общества и его требования, создающие нечто подобно постоянно действующему гравитационному полю, внутри которого складываются взаимоотношения колдуна и тех, кого он околдовывает *. Ни один из перечисленных аспектов не может, конечно, создать ясного представления о деятельности симпатической нервной системы и расстройствах, названных Кенноном гомеостатическими . Когда колдун утверждает, что высасывает из тела больного причину болезни и показывает камень, который он до этого прятал во рту, верит ли он сам в эту процедуру, и если верит, то почему? Каким образом удается оправдаться человеку, обвиненному в колдовстве и оказавшемуся невинным, если он обвинен единогласно, поскольку магическая ситуация есть явление, зависящее от общего мнения - consensus? Наконец, какова доля легковерия или скептицизма в группе по отношению к тем, за которыми она признает исключительную силу, кому она предоставляет соответствующие привилегии, но от кого она также требует в ответ на все это оправданий ее ожиданий? Начнем с изучения этого последнего вопроса. * * * Это было в сентябре 1938 года. В течение нескольких недель мы стояли лагерем вместе с небольшой группой индейцев -намби- квара недалеко от истоков Тапажоз, в унылых саваннах Цен- тральной Бразилии, где большую часть года туземцы кочуют в поисках диких злаков и плодов, мелких млекопитающих, насе- комых и пресмыкающихся и вообще всего того, что может спасти их от голодной смерти. Человек тридцать привела сюда кочевая жизнь, они жили семьями, в непрочных шалашах из ветвей, едва защищающих от беспощадного дневного солнца, ночного холода, дождя и ветра. Как и у большинства подобных групп, у них был вождь, отправлявший светские обязанности, и колдун, повсе- дневные занятия которого ничем/не отличались от занятий дру- гих мужчин группы: охота, рыбная ловля, кустарные ремесла. Это был крепкий, веселый и подвижный человек лет сорока пяти. Однажды вечером он не явился в обычный час на стоянку. Наступила ночь, зажглись огни, туземцы не скрывали своего беспокойства. В джунглях много опасностей: бурные реки, воз- можность встречи с крупным диким зверем, ягуаром или му- равьедом или же с таким животным, которое, несмотря на свой безобидный облик, в сознании намбиквара является воплощением злого духа вод и лесов и потому особенно опасно. К тому же уже целую неделю каждый вечер мы замечали огни таинствен- ного лагеря, которые то удалялись, то приближались к нам. Лю- бая неизвестная группа в потенции уже враждебна. После двух- часового ожидания все пришли к убеждению, что их товарищ попал в засаду; пока обе его молодые жены и сын бурно опла- кивали смерть своего мужа и отца, другие туземцы перечисляли вслух трагические последствия исчезновения сановного лица, ко- торые не заставят себя ждать. Около десяти часов вечера это ожидание, полное страха перед неотвратимой катастрофой, жалобные стоны, к которым начали присоединяться и другие женщины, волнение среди мужчин со- здали совершенно невыносимую обстановку, и мы решили пойти в разведку с несколькими туземцами, сохранившими относитель- ное спокойствие. Мы не прошли и двухсот метров, как наткну- лись на неподвижную фигуру: это был тот, кого мы искали, он молча сидел скрючившись, дрожа от ночного холода, растрепан- ный и без своего пояса (намбиквара не носят другой одежды), ожерельев и браслетов. Он легко дал себя увести в лагерь, но всем пришлось долго его увещевать, а близким - умолять, чтобы он наконец заговорил. Мало-помалу удалось выяснить подробно- сти его истории. После полудня разразилась первая в этом сезоне буря, и гром перенес его за несколько километров от нашей стоянки в местность, которую он назвал, а потом, раздев его донага, вернул на место, где мы его нашли. Все легли спать, обсуждая происшествие. На следующий день жертва грома снова обрел свою обычную жизнерадостность, как, впрочем, и свои украшения (подробность, которая, по-видимому, никого не уди- вила) , и жизнь вошла в свое обычное русло. Однако несколько дней спустя некоторые туземцы начали распространять другую версию этих необычайных событий. Нужно сказать, что ватага, среди которой все это происходило, состояла из лиц разного происхождения, объединившихся в но- вое социальное целое при каких-то не вполне ясных обстоятель- ствах. Одна из групп была частично истреблена эпидемией не- сколько лет тому назад и была слишком малочисленна для само- стоятельной жизни, другая отделилась от своего родного племени и испытывала те же затруднения. Мы не смогли установить, когда и при каких условиях обе группы встретились и решили объединить свои силы, причем одна из них дала вновь образо- ванному целому своего светского вождя, а другая - религиоз- ного. Однако все это произошло, несомненно, недавно, поскольку к моменту .нашей встречи между членами обеих групп не было заключено ни одного брака, хотя дети одной группы были обычно обещаны в женихи или невесты детям другой. Несмотря на совместный быт, каждая группа сохранила свой диалект и могла общаться с другой только через посредничество двух или трех двуязычных туземцев. Окончив эти необходимые объяснения, перейдем к нашей истории. Вот что передавали туземцы шепотом друг другу: они предполагали, и с достаточными основаниями, что неизвестные отряды, которые нам встретились в саванне, принадлежали к тому племени, от которого отделилась та группа, в чей состав входил и колдун. Покушаясь на права и привилегии своего кол- леги - светского вождя, он, несомненно, захотел установить связь со своими прежними соплеменниками, чтобы, возвратив- шись к ним с повинной, подбить их напасть на своих новых то- варищей или же просто успокоить свое прежнее племя, убедив его в мирных намерениях последних. Как бы то ни было, но ему понадобился для своей отлучки предлог, и похищение громом с последующей инсценировкой были придуманы именно с этой целью. Подобное истолкование распространялось, разумеется, ту- земцами другой группы, причем втайне к этому прибавлялась вера, наполнявшая их беспокойством. Однако официальная вер- сия события никогда публично не подвергалась сомнению, и вплоть до нашего вскоре наступившего отъезда она подчеркнуто поддерживалась всеми И тем не менее скептики очень удивились бы, если все это было бы названо весьма правдоподобным обманом; хотя побу- дительные причины его сами они анализировали с большой пси- х.ологической тонкостью и политическим чутьем, они не ставили под сомнение чистосердечие и силу своего колдуна. Он, разу- меется, долетел до реки Ананаз не на крыльях грома, и все это было лишь инсценировкой. Однако подобные вещи могли про- изойти при иных обстоятельствах, они относились к области опыта. Существует убеждение в том, что колдун поддерживает близкие отношения со сверхъестественными силами; то, что в этом частном случае он воспользовался верой в свое могуще- ство для прикрытия мирских дел, относится, к области догадок и служит поводом для того, что можно было бы назвать исто- рической критикой. Очень важен тот факт, что оба возможных случая не исключают друг друга. Так и мы, например, можем понимать войну как крайний взрыв национальной независимо- сти или как результат махинаций торговцев пушками; оба объ- яснения логически несовместимы, но мы допускаем справедли- вость того или другого в том или ином случае. Поскольку оба эти объяснения допустимы и мы легко переходим от одного к другому, соответственно случаю и моменту, то и в сознании многих оба они могут безотчетно сосуществовать. Эти различные толкования фактов, сколь бы серьезно их нельзя было обосно- вать, в индивидуальном сознании объективному анализу не под- вергаются, а существуют в нем в качестве взаимно дополпитель- вых следствий тех смутных, до конца не сформулированных установок, которые каждый из нас занимает по отношению к фактам, полагая, что основывает их на личном опыте. Однако этот личный опыт остается не оформленным сознательно н не- приемлемым эмоционально, если только не впишется в ту иди иную схему, присущую культуре данной группы. Только асси- миляция таких схем может позволить объективировать субъек- тивные состояния, сформулировать неоформленные впечатления включить личный опыт каждого в единую систему * * * Механизмы этих явлений становятся более понятными в свете наблюдений, уже давно проведенных у зуньи в Новой Мексике замечательной исследовательницей М. К. Стивенсов. С двенадцатилетней девочкой после того, как один подросток схватил ее за руку, случился нервный припадок; подросток был обвинен в колдовстве и вызван на суд жрецов Лука. В течение часа он тщетно отрицал свои оккультные познания. Поскольку эта система защиты оказалась недейственной, а колдовство в то время у зуньи еще считалось преступлением, каравшимся смертью, обвиняемый изменил тактику и придумал длинный рас- сказ, где он объяснял, при каких обстоятельствах ему довелось приобщиться к колдовству и получить от своих учителей две вещи, из которых одна сводила девочек с ума, а другая - вы- лечивала их. Этот пункт ловко предотвращал развитие событий в неблагоприятном направлении. От юноши потребовали предъ- явления его снадобий, он отправился к себе домой под надежной охраной и вернулся с двумя корнями, силу которых тут же про- демонстрировал. Действия его представляли собой настоящий сложный обряд: проглотив один корень, он якобы впал в транс, а испробовав другого, вернулся в нормальное состояние. После этого он дал лекарство больной и объявил ее выздоровевшей. Сеанс был прерван до следующего дня, а ночью мнимый колдун бежал. Его вскоре поймали, и семья жертвы сама организовала трибунал для продолжения суда. Столкнувшись с нежеланием своих новых судей принять предыдущую версию, юноша приду- мывает новую: все его родственники и предки были колдунами и именно от них-то он и унаследовал такие замечательные спо- собности, как умение превращаться в кошку, набирать полный рот кактусовых колючек и убивать свои жертвы - двух младен- цев, трех девочек и двух мальчиков, стреляя в них изо рта этими колючками. Все это он может благодаря магическим перьям, по- зволяющим ему и его близким покидать земную оболочку. По- следняя подробность оказалась тактической ошибкой, так как теперь судьи потребовали предъявить перья как доказательстве правдивости нового рассказа. После различных отвергнутых одна за другой отговорок ему пришлось повести судей в свой дом. Он утверждал, что перья спрятаны за обшивкой стены, которую он не может разрушить. Его все же заставили это сделать. Разру- шив одну из стен, каждый обломок которой он внимательно рас- сматривал, юноша попытался оправдаться своей забывчивостью: перья были спрятаны два года назад и он забыл, где они нахо- дятся. Вынужденный продолжать свои поиски, он разрушил вто- рую стену, и через час работы в самане показалось старое перо. Он жадно схватил его и подал своим преследователям как выше- упомянутое орудие магии; его заставили подробно рассказать о способах его применения. Наконец юношу потащили на общую площадь, где он должен был повторить всю свою историю, снаб- женную им многочисленными новыми подробностями. Закончил он свой рассказ высокопарным самоуничижением, оплакивая утрату своей сверхъестественной силы. Убежденные таким обра- зом слушатели решили наконец его освободить. Этот рассказ, который нам, к сожалению, пришлось сокра- тить и лишить его всех психологических нюансов, поучителен во многих отношениях. Прежде всего, как мы видим, обвиняе- мый, преследуемый за колдовство и рискуя быть приговоренным к смертной казни, получает оправдание не вследствие отрицания своей вины, а, напротив, сознавшись в мнимом преступлении. Более того, он укрепляет свои позиции, сообщая следующие друг за другом версии, каждая из которых оказывается снабженной большими подробностями (а следовательно, и большей долей вины), чем предыдущая. Публичное судебное разбирательство ведется не так, как у нас, т. е. по принципу обвинений и их отрицания, а в форме ссылок и детализаций. Судьи не ждут от обвиняемого, чтобы он оспаривал какое-то утверждение или тем более отвергал те или иные факты. Они требуют от него лишь подтверждения системы, известной им только по одному фраг- менту; они хотят, чтобы он воссоздал остальное соответствующим образом. Исследовательница сообщает при описании одного из этапов судебного разбирательства: "Воины были настолько по- глощены рассказом юноши, что, казалось, совсем позабыли о при- чине его присутствия на суде". И когда наконец было извлечено магическое перо, то, как очень тонко отмечает автор, "воины были потрясены, они восклицали в один голос: "Что это значит?". Теперь они были уверены в том, что юноша говорил правду". Они испытывают потрясение, а не торжество при виде веще- ственного доказательства преступления; судьи стремятся не на- казать преступление, а скорее удостоверить реальность системы, сделавшей его возможным, причем для них существенны не столько объективные обоснования, сколько соответствующее эмо- циональное выражение. Суд 'соучаствует в признании; тем самым оно обретает новую силу и превращает самого обвиняемого в со- трудника обвинителя. Благодаря этому колдовство и связанные с ним идеи перестают отягчать сознание как совокупность неяс- ных чувств и плохо сформулированных представлений и обре- тают реальное бытие. Обвиняемому в качество свидетеля сохра- няют жизнь, и удовлетворение правдоподобием вымысла оказы- вается для группы несравненно богаче и ощутимее, чем было бы удовлетворение правосудия в случае наказания виновного. И, на- конец, благодаря находчивости при защите, постепенно заставив аудиторию поверить в истинность своей системы (поскольку вы- бор делается не между этой и другой системами, но между маги- ческой системой и отсутствием всякой системы, т. е. хаосом), подросток сумел превратиться из угрозы безопасности своей группы в гарантию ее духовного единства. Но защита, пожалуй, отличается не только изобретательно- стью. Создается впечатление, что, попытавшись осторожно, на ощупь найти соответствующую лазейку, обвиняемый искренне и, без преувеличения можно сказать, с жаром принимает участие в драматическом представлении, которое разыгрывается им и его судьями . Его объявляют колдуном, а поскольку таковые существуют, то он мог бы также им быть. Да и какие признаки открыли бы ему заранее его призвание? Может быть, его призвание как раз выявилось в этой колли- зии и доказательством его служат конвульсии доставленной в су- дилище девочки. И для него тоже единство системы и роль. которая ему отведена в ее становлении, важнее личной безопас- ности, которой оп рискует в этом приключении. На глазах у всех он ловко, но вполне чистосердечно создает постепенно образ, подходящий для данной роли; черпая из своих воспоминаний и познаний, импровизируя, он тем не менее искренне живет в этой роли. Он пытается, пробуя осуществить различные манипуляции и воссоздавая по кусочкам ритуал, выполнить ту миссию, кото- рую мог бы выполнять любой другой. Не ясно, в какой мере под конец этой истории герой так же хитрит, как в начале, и в ка- кой мере приросла к нему маска, более того, не ясно даже, не стал ли он на самом деле колдуном. Вот что читаем мы в записи о его последней исповеди: "Чем больше юноша говорил, тем больше тема его рассказа поглощала его. Время от времени лицо его озарялось чувством удовлетворения, вызванным сознанием власти над своими слушателями". То, что девочка выздоровела, приняв лекарство, и то, что опыт, вынесенный из столь необыч- ного испытания, организовался в систему, заставило ни в чем не повинного юношу окончательно уверовать в свое сверхъесте- ственное могущество, в котором группа уже давно не сомне- валась. Мы должны отвести еще большее место другому исключи- тельно ценному документу, вызывавшему до сих пор, кажется, интерес только у лингвистов: речь идет об отрывке из автобио- графии туземца на языке квакиютль (район Ванкувера в Ка- наде), записанном Францем Боасом, который сделал его под- строчный перевод. Квесалид (по крайней мере это имя он получил, когда стал колдуном) не верил в могущество колдунов (или, точнее, шама- нов, поскольку этот термин больше подходит для определения типа этой специфической деятельности в некоторых районах зем- ного шара). Побуждаемый любопытством, желанием раскрыть и разоблачить их обман, он начал бывать у них; это продолжалось до тех пор, пока один из шаманов не предложил ему войти в со- став их группы, где он был бы посвящен в тайну и быстро стал бы одним из "своих". Квесадид не заставил себя просить: в его рассказе дано подробное описание первых уроков, им по- лученных. Это была странная смесь пантомимы, ловкости рук и эмпирических познаний. Его обучали симулировать обмороки и нервные припадки, петь магические песни, а также технике вызывания у себя рвоты; он получил довольно точные понятия об аускультации (выслушивании) и акушерстве и научился ис- пользовать "видящих", т. е. шпионов, обязанных подслушивать частные разговоры и тайно сообщать шаману некоторые сведения об источнике и симптомах болезней, которыми страдал тот или иной соплеменник. Особенно важно было овладеть ars magna одной из шаманских школ северо-западного побережья Тихого океана, т. е. научиться пользоваться пучком пушинок, которые шаман прячет в углу рта; в нужный момент он, надкусив язык или вызвав кровотечение из десен, выплевывает окровавленный комочек и торжественно преподносит его больному и присут- ствующим как болезнетворное тело, извлеченное во время выса- сываний и прочих совершенных шаманом манипуляций. Утвердившись в своих наихудших подозрениях, Квесалид решил продолжить расследование, но он уже не был свободен: его обучение у шаманов получило широкую огласку. Из-за этого его однажды пригласили в семью одного больного, мечтавшего о нем как о спасителе. Это первое лечение (по его словам, без- возмездное как в данном, так и в прочих случаях, поскольку он не закончил полагающегося четырехлетнего обучения) имело громкий успех. Однако, несмотря на то что после этого за ним утвердилась слава "великого шамана", Квесалид не меняет сво- его критического отношения к происходящему; он объясняет свой успех психологическими причинами, тем, "что больной твердо верил сну, в котором он меня видел". По его собственным сло- вам, ему пришлось "призадуматься и поразмыслить"; это более сложное переживание поставило его перед лицом нескольких раз- новидностей "лжесверхъестественного" и привело к выводу, что некоторые из них оказываются менее ложными, чем другие. К первым, разумеется, относятся те, к которым он проявлял больший личный интерес и которые вписывались в систему, на- чинавшую исподволь складываться в его сознании. Во время посещения соседнего племени коскимо Квесалид присутствует при исцелении, совершаемом его знаменитыми ино- племенными коллегами; к большому своему изумлению, он об- наруживает разницу в приемах: вместо того чтобы выплевывать болезнь в виде кровоточащего червячка, изготовленного из спря- танного во рту пуха, шаманы коскимо довольствуются тем, что отхаркивают в руку немного слюны и осмеливаются утверждать, что ато и есть "болезнь". Чего же стоит этот метод? Какой тео- рии он соответствует? Для того чтобы выяснить, действительно ли есть сила у этих шаманов и в чем она заключена или они только притворяются, что они шаманы, как и его соотечествен- ники, Квесалид предлагает и получает разрешение применить свой метод, поскольку предшествовавшее лечение оказалось не- эффективным; в результате больная объявляет. себя выздоро- вевшей. И вот впервые наш герой заколебался. Как бы мало он ни питал до сих пор иллюзий относительно своих приемов, он об- наружил еще более лживые и мистификаторские, еще более бес- честные приемы. Ведь он по крайней мере дает хоть что-то сво- ему клиенту: он предлагает ему болезнь в наглядной и осязае- мой форме, в то время как его иноплеменные коллеги совсем ничего не показывают и только утверждают, что поймали бо- лезнь. И его метод достигает результатов, а тот - нет. Таким образом, наш герой сталкивается с проблемой, которая, может быть, несколько аналогична проблеме, возникающей по мере развития современной науки . Имеются две системы. Известно, что обе неадекватны. Но логика и эксперимент показывают, что их различие значимо. В какой системе отсчета их можно срав- нивать? С точки зрения соотношения с фактами, где они нераз- личимы, или в своих собственных системах, где они имеют, тео- ретически и практически, различную ценность? В это же время "посрамленные" шаманы коскимо, потеряв доверие своих соплеменников, тоже погрузились в сомнения: их коллега предъявил в виде материально существующего предмета болезнь, которой они всегда приписывали духовную природу и которую никогда не собирались претворять в нечто видимое. Они посылают к нему гонца с приглашением на тайное совещание в одной пещере. Квесалид является туда, и его иноплеменные коллеги излагают ему свою систему: "Каждая болезнь - это че- ловек: фурункулы и опухоли, зуд и короста, прыщи и кашель, истощение и золотуха, а также сжатие мочевого пузыря и боли в желудке... Как только нам удается поймать душу болезни, которая есть человек, болезнь, которая есть человек, умирает, ее тело исчезает в наших внутренностях". Если эта теория пра- вильна, то что же показывать? И по какой причине при дей- ствиях Квесалида "болезнь прилипает к его руке"? Однако Кве- салид ссылается на профессиональные законы, запрещающие ему заниматься обучением до истечения срока четырехлетней прак- тики, и он отказывается говорить. Он продолжает стоять на своем и когда шаманы коскимо подсылают к нему своих доче- рей, считающихся девственницами, для того чтобы его соблаз- нить и вырвать у него его тайну. Между тем Квесалид возвращается в свою деревню Форт Ру- перт и узнает, что самый знаменитый шаман соседнего клана, обеспокоенный его возрастающим авторитетом, выразил недове- рие всем своим коллегам и пригласил их помериться с ним си- лами во врачевании нескольких больных. Прибыв на условленное место, Квесалид присутствует на нескольких "сеансах" лече- ния, которые дает его старший коллега, однако тот, так же как и коскимо, не демонстрирует болезнь. Он просто изображает, что прячет невидимый предмет, "который он называет болезнью", то в свой сделанный из коры головной убор, то в свою ритуальную погремушку, вырезанную в форме птицы. "Сила болезни, кото- рая впивается" в опорные столбы дома или в руку знахаря, за- ставляет эти предметы свободно парить в воздухе. Разыгрыва- ется обычный спектакль. Квесалида просят попытаться исцелить больного в случаях, сочтенных его предшественником безнадеж- ными, и он одерживает победу, пользуясь своим при╠мом извле- чения окровавленного червячка. Здесь начинается поистине патетическая часть нашего рас- сказа. Исполненный стыда и отчаяния от того, что он потерял доверие соплеменников и его терапевтическая система потерпела крах, старый шаман посылает к Квесалиду свою дочь в качестве посредника, прося назначить ему свидание. Тот находит шамана сидящим у подножия дерева; старик обращается к нему со сле- дующими словами: "Мы не собираемся говорить здесь друг другу плохое, мне только хотелось бы, друг, чтобы ты попытался спа- сти мою жизнь для меня, дабы я не умер от стыда, потому что стал посмешищем нашего народа из-за того, что ты сделал по- следней ночью. Я прошу тебя сжалиться и сказать мне, что было приклеено к -ладони твоей руки той ночью. Это действи- тельно болезнь или это была только выдумка? Я прошу тебя сжалиться и сказать мне, как ты это сделал, чтобы я мог подра- жать тебе. Друг, пожалей меня". Квесалид сначала слушает молча, а потом требует объяснить, действительно ли головной убор и погремушка обладают магической силой; шаман показы- вает ему острие, спрятанное в головном уборе, которое позволяет прикалывать его правым углом к столбу хижины, а также способ, которым он закрепляет головку своей погремушки между паль- цами, чтобы создать впечатление, что птица держится клювом за его руку. Сам он, разумеется, только лжет и занимается наду- вательством; он притворяется шаманом ради материальной вы- годы, из "алчности, питаемой к богатствам больных"; он хорошо знает, что не может ловить души, "так как у каждого из нас своя душа", поэтому он использует животное сало и утверждает, "что эта белая штука на руке - душа". Дочь присоединяется к мольбам отца: "Пожалей его, чтобы он смог жить дальше". Но Квесалид по-прежнему молчит. После этого трагического свида- ния старый шаман "с болью в сердце" той же ночью исчезает вместе со всеми своими близкими, чем заставил всю общину бояться, не начнет ли он мстить за себя. Однако опасения не оправдались: он вернулся через год. Он и его дочь сошли с ума. Спустя три года он умер. А Квесалид продолжал свою карьеру, держа в тайне свои секреты, разоблачая обманщиков и презирая свою профессию: "Лишь один раз я видел шамана, лечившего больных высасыва- нием; и я не смог выяснить, был он настоящим шаманом или обманщиком. Я думаю, что он был шаманом только потому, что нс позволял платить ему тем, кого он вылечил. И действительно, н ни разу не видел, чтобы он смеялся". Первоначальная позиция явно изменилась: радикальный негативизм вольнодумца усту- пил место более богатой гамме чувств. Существуют настоящие шаманы. А он сам? В конце рассказа об этом не говорится, однако ясно, что он сознательно занимается своим ремеслом, что он гордится своими успехами и что он вступает в единоборство с остальными школами, защищая свой прием извлечения окро- вавленного комочка пуха, совсем, видимо, забыв о том, что это всего лишь трюк, над которым он сам вначале так насмехался. * * * Из сказанного видно, что психология колдуна не проста. Пы- таясь ее проанализировать, остановимся сначала на личности старого шамана, который умоляет своего молодого соперника ска- зать ему правду, является ли приклеенный к его руке красный червяк действительно болезнью, или он из чего-то сделан, и те- ряет рассудок, не получив ответа. До этой драматической раз- вязки ему было известно следующее: с одной стороны, он был убежден в том, что патологические состояния имеют причину, ко- торую можно понять. С другой стороны, он владел системой объ- яснения болезни, содержащей во многом элемент его личного изобретения, и он знал, что течение болезни от момента заболе- вания и до выздоровления во многом определяется таким объяс- нением. Это превращение в сказку действительности, которая сама по себе остается неизвестной, осуществляется благодаря сов- местному действию трех видов опыта: во-первых, опыта самого шамана, который, если он действительно шаман по призванию (и даже если это не так, то в силу самой его практики), испыты- вает специфические состояния психосоматического свойства; во- вторых, больного, который действительно чувствует улучшение или не чувствует его; в-третьих, зрителей, которые участвуют во врачевании, испытывают при этом воодушевление и получают интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, служащее основой коллективного согласия с верностью лечения; что, в свою очередь, ведет к следующей его фазе. Эти три элемента того, что можно было бы назвать комплек- сом шаманства, неразрывно связаны между собой. Однако мы ви- дим, что они группируются на двух полюсах, образуемых, с одной стороны, личными переживаниями шамана, а с другой - коллек- тивным одобрением. Нет сомнания в том, что колдуны, по край- ней мере самые искренние из них, верят в свою миссию и что это убеждение основано на реально переживаемых ими специфиче- ских состояниях. Те испытания и лишения, которым они себя подвергают, часто сами по себе уже достаточны, чтобы вызвать подобное состояние, даже если не принимать это состояние за доказательство истинного и ревностного призвания. Однако суще- ствуют также лингвистические аргументы, которые более убеди- тельны именно благодаря тому, что они носят характер косвен- ных свидетельств: в диалекте винту в Калифорнии имеется пять глагольных наклонений, выражающих то, откуда получено знание о действии: путем зрительного восприятия, тактильных ощуще- ний, путем индуктивного вывода, размышлений или, наконец, по- лучено из уст других людей. Все пять наклонений относятся к грамматической категории знания, которая противопоставля- ется категории предположения, выражающейся посредством дру- гих форм. Любопытно, что отношения со сверхъестественным ми- ром выражаются посредством наклонений, относящихся к кате- гории знания, в частности наклонения тактильных ощущений (т. е. наиболее интуитивных форм чувственного опыта), и на- клонений индуктивного вывода и умозаключений. Когда, пере- жив духовный кризис, туземец становится шаманом, граммати- чески он выражает свое состояние как следствие, которое он должен по индукции вывести из факта, явленного ему в самом непосредственном его опыте, говорящем о том, что он получил его от какого-то духа. Из этого шаман делает вывод, что он со- вершил путешествие в потусторонний мир, а потом снова очу- тился среди своих - последнее предстает ему как непосредствен- ный его опыт . Реальный опыт больного представляет собой наименее суще- ственную сторону системы, если исключить тот факт, что больной, успешно излеченный шаманом, больше всего подходит для того, чтобы стать, в свою очередь, шаманом, как это наблюдается в настоящее время при психоанализе. Как бы то ни было, но ша- ману известны некоторые позитивные сведения и эмпирические приемы, отчасти объясняющие его успех; в остальном заболева- ния называемые сегодня психосоматическими и наиболее часто встречающиеся в обществах с малым коэффициентом обеспечен- гости должны во многих случаях поддаваться психотерапии. В целом вполне возможно, что туземные врачеватели, как и их ппвилизованные коллеги, добиваются излечения по крайней мере в некоторых из тех случаев, когда к ним обращаются, и что без этой относительной эффективности магические приемы не имели бы столь широкого распространения во все времена и на всех континентах. Однако этот вопрос не является основным, так как он подчинен двум другим: Квесалид не потому стал великим колдуном, что он излечивал своих, больных, он излечивал их, по- тому что стал великим колдуном. Мы прямо подошли к противо- положному полюсу - коллективному аспекту. Действительно, истинную причину провала противников Кве- салида следует скорее искать не в соотношении неудач и успе- хов, а в поведении группы. Они сами подчеркивают это, жалуясь на то, что стали всеобщим посмешищем и испытывают стыд, а стыд есть по преимуществу социальное чувство. Неудача имеет второстепенное значение, и из всех их разговоров явствует, что они рассматривают ее как производное от другого явления: утраты общественного соучастия, возникающего в ущерб им во- круг другого шамана и другой системы. Таким образом, основной проблемой являются отношения между индивидом и группой или, точнее, между определенной категорией индивидов и определен- ными требованиями социальной группы. Пользуя своего больного, шаман разыгрывает перед своей аудиторией спектакль. Какой спектакль? Не рискуя неосторожно обобщать некоторые наблюдения, мы скажем, что этот спектакль является всегда повторением шаманом "призыва", т. е. первого припадка, во время которого ему открылось его призвание. Однако слово "спектакль" не должно вводить в заблуждение: шаман не только воспроизводит или мимически изображает события, он действительно вновь видит их во всей их живости, неповторимо- сти и яркости. А поскольку по окончании сеанса он возвращается в нормальное состояние, то мы можем сказать, заимствуя у пси- хоанализа основной термин, что он занимается отреагированием. Известно что в психоанализе отреагированием называется тот решающий момент лечения, когда больной вновь интенсивно пе- реживает исходную ситуацию, приведшую к его заболеванию, что в конце концов приводит к окончательному преодолению болезни. В этом смысле шаман представляет собой профессионального отреагирующего. В другом месте мы пытались найти гипотезы, которые позво- лили бы объяснить, каким образом способ отреагирования, свой для каждого шамана или, во всяком случае, для каждой школы шаманов индуцирует с помощью символов у больного отреаги- рование травматической ситуации. Но если в данном случае основное - это отношения между шама- ном и группой, то следует также рассмотреть эту проблему с дру- гой точки зрения, сопоставив мышление нормальное и мышление патологическое. Во всяком случае, если говорить с ненаучных позиций (а ни одно общество не может похвастаться отсутствием таковых), то больное и здоровое мышление не противостоят, а до- полняют друг друга. Здоровое мышление жадно стремится по- знать вселенную, механизмы которой ему не удается себе подчи- нить, а потому оно пытается постигнуть смысл непостижимых вещей; так называемое патологическое мышление, напротив того, имеет всегда наготове массу толкований и эмоциональных откли- ков, которыми оно всегда готово с излишком снабдить порой не- достаточно богатую действительность. Для одного типа мышления всегда есть явления, не верифицируемые экспериментом, т. е остающиеся в области требуемого; для мышления патологиче- ского, которое характеризуется опытом без соответствующих объ- ектов, всегда есть избыток наличного. Пользуясь языком лингав- стов, мы скажем, что нормальное мышление всегда страдает от недостатка означаемого, в то время как так называемое патологи- ческое мышление (по крайней мере в некоторых его проявле- ниях) располагает избытком означающего. Благодаря коллектив- ному соучастию в лечении, проводимом шаманом, между этими двумя видами ситуаций создается равновесие. Поскольку человек с нормальной психикой не может разобраться в болезни, группа предлагает человеку с расстроенной психикой применить к ее ле- чению свое эмоциональное богатство, которое иначе пропало бы втуне. Возникает некое равновесие между тем, что действительно с психологической точки зрения является спросом и предложе- нием, но при двух условиях: нужно, чтобы коллективная тради- ция и индивидуальный вымысел в сочетании дали какую-то гиб- кую структуру, т./е. такую систему оппозиций и корреляций, ко- торая включала бы в себя все элементы ситуации, иначе говоря, которая отводит место колдуну, больному и зрителям, представ- лениям и процедурам. Во-вторых, необходимо, чтобы наряду с ша- маном и больным зрители тоже принимали хоть какое-то участие в отреагировании этого жизненного ощущения целого мира сим- волических проявлений, к которому причастны больной _в силу своей болезни и колдун в силу того, что он невротик; они оба обладают определенным чувственным опытом, который иначе, как символически, они выразить не могут, но зато благодаря этому они могут показать зрителям, пусть издалека, отблески"' этого мира. При отсутствии возможности экспериментальной проверки, ко- торая не нужна, да даже и не требуется, только эти отблески и их относительное богатство в каждом случае позволяют сделать выбор из нескольких возможных, систем и примкнуть к той или иной школе или к тому или иному практикующему колдуну В отличие от научного объяснения речь идет не о том, чтобы установить связь беспорядочных неорганизованных состояний, эмоций и представлений с какой-то объективной причиной, но об их выражении в качестве чего-то цельного или об их построении в систему, позволяющую в определенной степени выделить или объединить эти смутные (иногда тягостные из-за их прерыви- стости) состояния; именно прерывистость и заставляет сознание воспринимать такие состояния как некий исходный опыт, кото- рый не может быть получен извне. Вследствие дополнительных психических нарушений колдун и больной образуют пару, кон- кретно воплощающую в глазах группы антагонизм, присущий всякому мышлению, обычное выражение которого, однако, оста- ется неясным и неопределенным: больной представляет пассив- ную сторону, недостаток собственного "я", поскольку неформу- лируемое есть болезнь мышления; колдун представляет активную сторону, избыток собственного "я", поскольку аффективность есть питательный источник для символов. В процессе врачева- ния устанавливается равновесие между этими двумя полюсами и обеспечивается переход от одного к другому. Общий же опыт выявляет единство духовного мира, который сам по себе является проекцией мира социального. Таким образом, становится необходимым расширить объем по- нятия "отреагирование", учитывая, что в других направлениях психотерапии оно имеет иной смысл, нежели в психоанализе, огромная заслуга которого состоит в выявлении этого понятия и его основополагающего значения. Можно ли сказать, что в психо- анализе существует лишь одно отреагирование, а именно отреаги- рование больного, а не три? Это не вполне ясно. Правда, в про- цессе лечения шаман говорит, совершая отреагирование вместо больного, который молчит, в то время как при психоанализе го- ворит больной, совершая сам у себя отреагирование в присут- ствии врача, который его слушает. Тем не менее и от врача тре- буется отреагирование, несмотря на его несовпадение во времени с отреагированием больного, поскольку для того, чтобы быть пси- хоаналитиком, нужно самому подвергнуться анализу. Затрудни- тельнее определить роль, выполняемую соответственно магией и психоанализом в группе, поскольку магия находит способ нового приспособления группы через посредство больного к уже суще- ствовавшим ранее задачам, в то время как психоанализ возвра- щает Рольного группе посредством внесенных решений. Однако вызывает тревогу наблюдающаяся в последние годы тенденция превратить психоаналитическую систему, состоящую из совокуп- ности научных гипотез, в некоторых строго определенных слу- чаях проверяемых экспериментально, в некую расплывчатую ми- фологию, проникающую в сознание группы (объективное явле- ние, объясняемое с психологической точки зрения субъективным стремлением расширить существующую систему истолкований, разработанных для патологического мышления, и перенести их на нормальное мышление, применяя к явлениям коллективной психологии метод, используемый только при анализе индиви- дуального мышления); таким образом, создается опасность па- раллелизма между психоанализом и магией. Тогда (а быть мо- жет, уже и сейчас) в некоторых странах основным в психоана- лизе станет не то, что он способен оказать действительную по- мощь, излечивая отдельных индивидов, а то, что миф, лежащий в основе метода лечения, способен дать чувство безопасности це- лой социальной группе. На первое место в психоанализе выдви- нется популярная мифологическая система, в соответствии с ко- торой на основе этого мифа и будет перестроен весь мир социаль- ной группы. Уже теперь сравнение метода психоанализа и применявшихся ранее и весьма распространенных методов психотерапии поможет сделать важные выводы относительно самого этого метода и прин- ципов, на которых он основан. Постоянно расширяя круг па- циентов и занимаясь уже не психопатологическими личностями, а типичными представителями социальных групп, психоанализ переходит от лечения к обращению: вылечить можно только больного, плохо адаптирующегося или неустойчивого индивида можно лишь убедить. Возникает вполне реальная опасность, что лечение (независимо от намерений врача, разумеется) приведет не к исчезновению психического расстройства или к устранению контекста, на фоне которого расстройство возникло, а к пере- стройке всех восприятий пациента в зависимости от психоанали- тических интерпретаций. Таким образом можно прийти к исход- ной точке, когда появится теоретическая возможность возникно- вения магическо-социальной системы, которую мы проанализиро- вали выше. Если анализ привел нас к правильным выводам, то в магиче- ском поведении следует видеть реакцию на ситуацию, которая сознанием воспринимается аффективно, но сущность которой ле- жит в сфере интеллекта. Только история символических функций позволяет объяснить то, что для человеческого интеллекта все- аенная всегда недостаточно значима, а разум всегда имеет больше значений, чем имеется объектов, которым их можно при- писать. Разрываемый между этими двумя системами - системой означающего и системой означаемого, человек с помощью маги- ческого мышления обретает третью систему, в которую вписыва- ются противоречивые дотоле данные. Но эта третья система, как известно, возникает и развивается в ущерб познанию. Для раз- вития познания необходимо, чтобы из двух первых систем раз- вивалась только одна, причем она должна быть углублена и раз- работана до такого состояния (до которого нам еще очень да- леко), чтобы она смогла полностью растворить в себе вторую. Не следует индивиду) будь он нормален или ненормален, повто- рять ошибки коллективного опыта человечества. Даже если изу- чение психических заболеваний привело нас к заключению, что всякий индивид в той или иной мере пользуется противоречи- выми системами и страдает от их противоречивости, тем не ме- нее из того, что система, позволяющая достичь интеграции этих противоречий, возможна и снимает причину заболевания, еще не следует, что подобная адаптация не будет абсолютным шагом на- зад по отношению к существовавшей прежде конфликтной си- туации. Произвольный общий синтез, позволяющий вместе с интегра- цией нормальных ситуаций интегрировать ситуацию травматиче- скую, причем без учета тех критических случаев, когда необхо- димо действие, есть потеря во всех отношениях. Совокупность простейших гипотез для практика есть рабочий инструмент, но теоретик отнюдь не обязан видеть в них завершенную картину действительности. А поэтому незачем из этих гипотез делать не- что, объединяющее больного и врача в мистический союз, кото- рый к тому же воспринимается ими по-разному и приводит только к растворению лечения в магии. На крайний случай придется ограничить психоанализ тем, что он даст язык, с помощью которого можно дать социально приемлемое выражение явлениям, которые по существу своему стали непонятны ни социальной группе, ни больному, ни цели- телю.