Назад в "Главную"

Новости сайта:

 

29 января 2001 г.

Начата публикация нового словаря: 
ТРИФОНОВ Е.В.  ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА:
РУССКО-АНГЛО-РУССКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. СПБ, 2001

1. URL: http://tryphonov.narod.ru/
2. URL: http://www.geocities.com/tryphonov


    Словарь содержит более 3500 терминов. Объяснение терминов на русском языке.  Правила пользованием словарем просты: подводите курсор к интересующему Вас слову и, если шрифт меняет цвет,  щелкайте на нем. Сейчас в индексе словаря более 3500 терминов. Статьи, соответствующие этим терминам написаны, но пока не все статьи преобразованы в HTML формат.  Дополнения словаря - каждую неделю.
    К сожалению, я работаю один и как ученый, и как писатель, и как программист, и как дизайнер. У меня нет времени искать ни средства для оплаты работы помощников, ни бескорыстных энтузиастов-помощников. Я не верю в то, что время на подобные поиски будет затрачено не напрасно. Причина такого безверия очевидна для всех. Это эпидемия аморализма. Аморализм - главная причина многих, даже более серьезных бед моей бедной России. Аморализм - причина отсутствия должного интереса отдельных лиц, общества и политиков к науке, образованию, должного интереса к будущему России. Полагаю, что эти критические годы отбросят Россию на десятки лет назад в науке и образовании, и не одно поколение россиян будет жить в стране "третьего мира". При всем этом, я считаю себя обязанным вернуть российскому обществу долг - бесплатно отдать все то, что бесплатно вложило в меня российское общество: дало мне лучшее образование, возможность заниматься любимыми делами. Как человек я состоялся благодаря бескорыстной помощи многих чужих по крови, но родных мне по духу людей. Этих людей было так много, что мне трудно было бы перечислить их всех...

Если Вы хотите, чтобы словарь был лучше, пишите. Вам это легко сделать. Достаточно щелкнуть на тексте "Отзывы" или "Ошибка?...", которые есть на каждой странице и написать свои пожелания.

20 июня 1999 г

Мы работаем над созданием международного электронного журнала

"ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЕРОЯТНОСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ".

Цель издания соответствует его названию - оперативно публиковать в одном месте результаты новых исследований и исследований прошлых лет по психофизиологии профессиональной деятельности, основанные на вероятностной методологии.

Поскольку не все физиологи, психологи, психофизиологи знакомы с понятиями "детерминистская методология" (на которой основываются большинство современных научных взглядов в психофизиологии) и "вероятностная методология" (принципиально новая перспективная методология) мы приводим ниже соответствующие определения из нашего словаря "Психофизиология профессиональной деятельности". Слова текста, выделенные курсивом зеленого цвета, - статьи этого словаря.

Настоящее сообщение предназначено для того, чтобы будущие авторы могли заранее к выходу в свет первого номера журнала подготовить материалы для публикации. Вероятнее всего, в первое время журнал будет публиковать статьи только на русском языке. Это связано исключительно с финансовыми возможностями издателей. Мы готовы принять конструктивные предложения по изданию журнала также и на других языках мира.

Более подробные сведения о журнале, требования к оформлению статей будут опубликованы позже.

Мы постараемся ответить на Ваши вопросы, если Вы напишете по адресам:

niketas@mail.ru
tryphonov@yahoo.com

Трифонов Евгений Васильевич.

ДЕТЕРМИНИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. Специально-научная (не общефилософская) методология. Основана на предпосылке, что объекты познания (системы, среда) обладают свойством детерминированности, имеют жесткую, неизменную структуру и их функции строго детерминированы. Данная методология использует соответствующие указанной предпосылке принципы, методы и средства познания. Детерминистская методология в настоящее время, как правило, без достаточных оснований повсеместно используется в психологии, физиологии, психофизиологии, медицине. Допустим, перед исследователем стоит задача описать отношения между некоторыми условиями S и событием A. Условия и событие являются наблюдаемыми, то есть их можно зарегистрировать в "чистом" виде. Исследователь исходит из предпосылок, что условия S жестко детерминированы какими либо причинами и могут точно задаваться исследователем, и что отношения между S и A тоже жестко детерминированы. В этом случае при каждом осуществлении условий S однозначно наступает событие A. Более того, каждому фиксированному, неизменному набору значений показателей условий S соответствует один единственный фиксированный неизменный набор значений показателей события A. Тогда для решения задачи исследователь вправе применить соответствующие предполагаемой сущности объекта исследования принципы, методы и средства классической математики. Именно так поступает врач, "фиксирующий" условия и измеряющий при этих условиях у пациента, например, артериальное давление. При этом он считает, что то единственное значение систолического давления, которое он получил при измерении, точно соответствуют истинному положению вещей и эта информация является полной. Аналогично составляются вполне удовлетворяющие специалистов представления о других физиологических или психологических переменных. Не следует путать детерминистскую (специально-научную) методологию с философским учением об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира, то есть с детерминизмом. Применение детерминистской методологии должно быть всегда хорошо обосновано, поскольку она неадекватна сущности объектов познания (объект вероятностный, а методология детерминистская) и ее использование не дает возможности получить достаточно полные знания об объекте. Отсутствие такого обоснования приводит к вопросу о компетентности специалиста, его использующего, ибо возникают сомнения относительно осведомленности специалиста относительно известных сущности объекта и/или инструментов познания. Путем достижения практически эффективного знания является вероятностная методология. Вероятностная методология - это система предпосылок, принципов, методов и средств познания, предлагаемых теорией вероятностей, математической статистикой, теорией случайных процессов и других дисциплин, базирующихся на них. [determinism].

ВЕРОЯТНОСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. Организация познания, методы, средства познания должны быть адекватны сущности познаваемых объектов. Поскольку все реальные объекты и процессы по своей сущности являются вероятностными (амер., Джозайя Уиллард Гиббс, Gibbs, J. W, 1839-1903), то для их изучения целесообразно использовать вероятностную методологию. Необходимость выполнения этого требования проявляется тем отчетливее, чем сложнее изучаемый объект. В частности, это особенно справедливо для живых систем (амер., Норберт Винер, Wiener N., 1894-1964), их структуры, функций, а также отношений между их структурами и функциями. Вероятностная методология - это система предпосылок, принципов, методов и средств познания, предлагаемых теорией вероятностей, теорией случайных процессов и других дисциплин, базирующихся на них. Вероятностная методология предполагает не формальное, но содержательное применение инструментов математики, указанных выше. Это означает, что абстрактным математическим атрибутам, применяемым в физиологии, психологии, психофизиологии, медицине необходимо находить и придавать конкретный смысл, соответствующий сущности познаваемых объектов. Развитие представлений о сущности живых систем можно разделить на два этапа. Вначале полагали, что живые системы имеют жесткую, неизменную структуру и их функции строго детерминированы. В соответствии с этим каждому значению одной неслучайной (независимой) переменной, описывающей структуру или функцию, соответствовало одно единственное значение другой неслучайной (зависимой) переменной. Исследователи наблюдали, что любые физические и психические переменные организма обладают свойством изменчивости. Причиной этой изменчивости считали воздействия среды, что, несомненно, соответствовало действительности. Полагали, что для того, чтобы составить верное представление об изучаемом объекте, от подобных влияний среды, как от помехи, необходимо любым способом избавиться. Среди таких способов были: обеспечение максимального постоянства условий эксперимента, создание максимально точной измерительной аппаратуры, стандартизация измерений и т.д. Вариабельность переменных удалось снизить. Но это удалось лишь только в очень небольшой степени. Тогда для устранения "помехи" было использовано самое мощное средство - формальный аппарат теории вероятностей и математической статистики. Считалось, что реальные физические или психические переменные "в чистом виде", "без помехи" ненаблюдаемы. Однако эти ненаблюдаемые переменные можно оценить, используя математически ожидаемые величины, вычисленные с помощью методов теории вероятностей. Так появился термин "математическое ожидание". Эта величина использовалась в ряде формальных процедур, направленных на то, чтобы хотя бы учесть вариабельность как ошибку, если уж невозможно от нее избавиться. В частности, с формальных позиций оценивали пределы "ошибки измерений", достоверность или воспроизводимость результатов и т.п. В общем, эти формальные процедуры, определенная полезность которых несомненна, сами по себе принципиально новой информации дать не могли. Причиной этому были неверные исходные представления о сущности объекта исследования, использование неадекватного этой сущности инструмента познания. Вместе с тем, негативный опыт оказался полезным. Он подтолкнул исследователей к новым догадкам. Было высказано суждение о том, что вариабельность переменных живых систем обусловлена не только внешними по отношению к ним причинами и, в первую очередь, не ими. Она обусловлена, прежде всего, вероятностной сущностью биологических переменных. Отсюда, от порочных стремлений избавиться от вариабельности как от помехи, пришли к стратегии принятия ее как объективной реальности, к тому, что эта объективная реальность может быть измерена, а точнее - оценена как сущностный психофизиологический показатель. И этим начинается второй этап в развитии представлений о сущности живых систем. Появление принципиально новых показателей давало новые надежды на получение принципиально новых данных о живых системах. Так, возникла возможность вместо традиционных формальных процедур использовать математику содержательную. Однако появление этой возможности еще не означало того, что она сразу будет воплощена в действительность. Реальная возможность применения вероятностной методологии в физиологии, психологии, медицине появилась достаточно давно. Однако и сейчас пока еще нет оснований для того, чтобы говорить о повсеместном ее использовании. Скорее имеет место повсеместное ее неиспользование. Использование любой новой методологии, в том числе и рассматриваемой вероятностной, требует некоторой интеллектуальной активности. Во-первых, такая активность необходима для осознанного преодоления чувства тревоги перед возможным предстоящим новым, настороженности, порожденной естественным стремлением любой системы, индивидуума или сообщества, сохранить свою структурно-функциональную целостность. В конкретном случае это система наличных научных кадров и наличные научные догмы. Следует отметить, что подобное чувство напрасно. Вероятностная методология не угрожает разрушить старые структуры и функции. Она, соблюдая естественный принцип преемственности, лишь достраивает здание познания на старом крепком фундаменте. Она использует не только новый материал, но и материал уже имеющийся, ранее полученный и получаемый при формальном применении теории вероятностей и математической статистики в физиологии и психологии. Во-вторых, такая интеллектуальная активность нужна для того, чтобы слегка изменить план обычного эксперимента. Именно это может дать лучшую, чем раньше, хорошо осознанную возможность получить принципиально новые показатели. В-третьих, такая активность нужна для того, чтобы потрудиться объяснить с физиологических или психологических позиций дополнительные, к традиционно получаемым, показатели и результаты. Эти реальные прямые и первичные показатели, как и любые другие, косвенные и производные, основанные на них, в каждом конкретном случае имеют конкретное физиологическое или психологическое содержание. Способы физиологического или психологического толкования этих показателей не отличаются от трактования показателей, использовавшихся прежде. Таким образом, усилия, требующиеся для применения вероятностной методологии не столь велики. Какова же может быть конкретная выгода от реализации этих усилий? Главное преимущество вероятностной методологии в том, что она дает значительно более полные, достаточные знания об изучаемом объекте. Иначе говоря, вероятностная методология - это путь достижения практически эффективного знания. [probabilistic methodology].