ИНФРАКРАСНЫЕ БРЕЛКИ - ИЛЛЮЗИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. 

Господа автовладельцы знают, как удобно иметь брелок, дистанционно управляющий дверными замками автомобиля. Для тех, кто далек от автомобильной тематики - блок, управляющий одновременно всеми замками, называется "центральный замок", поскольку при отпирании/запирании водительской двери одновременно отпираются/запираются замки всех остальных. Обычно управление центральным замком подключают к сигнализации и управляют замками с ее брелка. Водитель вышел из авто, кнопочку нажал, сигнализация сказала "квак-квак" и замки закрылись. Подошел к машине, кнопочку снова нажал, брелок выдал в эфир определенный код, сигнализация квакнула, замки открылись.
Очень удобно. Однако код, отключающий сигнализацию, излучается в эфир. Существует целая криминальная отрасль, со своей сложнейшей аппаратурой, позволяющей перехватить сигнал снятия с охраны. В свою очередь,  разработчики сигнализаций всеми силами мешают такому перехвату. Снижают мощность радиосигнала, применяют плавающие коды, перепрограммируют брелок ответным сигналом сигнализации и т.д.
Существует достаточно много автомобилей, особенно японских, с завода оснащенных инфракрасным брелком. Точнее, это даже не брелок, а ключ, в пластиковый наконечник (головку) которого вмонтированы миниатюрная батарейка, микросхема, светодиод и кнопка. При нажатии на кнопку также отпираются либо запираются все замки в автомобиле. Если вдруг батарейка села, дверь можно открыть обычной частью ключа. Некоторые ключи, например в TOYOTA CARINA E / CORONA / CALDINA, имеют датчик для встроенного иммобилайзера в виде двух контактов возле головки ключа. Когда ключ вставлен, через эти контакты считывается код, разрешающий запуск двигателя. Одновременно через них подзаряжается батарейка. Если вставить в замок зажигания простой ключ-копию, двигатель не заведется.
Традиционно считается, что инфракрасные брелки безопасны в смысле перехвата. Они ничего не излучают в эфир, работают только узконаправленно и на малом расстоянии. Может показаться странным, но именно из-за двух последних качеств их не применяют в сигнализациях. Дело в том, что сигнализации обычно имеют на брелке кнопку для поиска на большой парковке, когда машина "квакает" и мигает фарами, облегчая поиск среди себе подобных. За рубежом это особенно актуально. Кроме этого существует дистанционный запуск. Можно не выходя из офиса прогреть двигатель, заодно подстраховавшись от заложенной бомбы. Все эти функции с ИК-брелком не реализуешь, поскольку требуется большой радиус действия брелка.
Однако, как показывает опыт, при установке даже самых сложных сигнализаций систему, открывающую двери ИК-брелком, у нас в России не отключают. Причина в упомянутой выше иллюзии безопасности. Но это опасный самообман. Имея некоторые, не самые лучшие, знания и навыки в электронике, можно вскрыть ИК-замок едва ли не быстрее, чем подбором ключа, но находясь при этом на изрядном расстоянии от автомобиля и будучи вне подозрений. Зачем - это уже другой вопрос. Не все машины с ИФ-замком имеют сигнализации. Имея напарника, можно в течение 5-8 секунд открыть дверь, заложить в салон "жучка" или бомбу под сиденье и снова запереть дверь. Если сработает сигнализация, подбежавший хозяин подумает, что срабатывание ошибочное. Двери заперты, стекла целы. Можно просто довести хозяина до исступления, сидя в укрытии и периодически открывая замок. Кончится тем, что он просто плюнет и отключит сигнализацию.
Пожалуй, достаточно детективных сцен. Рассмотрим техническую сторону вопроса. При нажатии на кнопку брелок, как правило, излучает подряд три одинаковых кодовых посылки. Это нужно для большей надежности срабатывания, но замок открывается и от одной. Длина кода невелика - порядка 16 бит, возможно, у некоторых моделей больше. Защиты от неправильного кода нет. Если подать неправильный код, а затем с паузой менее секунды правильный - замок тут же откроется. Значит, код можно подобрать простым перебором. Для этого подойдет простейшее устройство на базе микроконтроллера серии PIC16Cxx или аналогичного.
Возможно, не всегда код удастся подобрать. Тогда его можно перехватить. Да-да, именно перехватить. Световой сигнал брелка достаточно силен. Брелок с новой батарейкой открывает машину  на расстоянии 4м днем и 6м ночью. Разница из-за того, что ночью нет мешающей засветки. Применяя микромодуль ИК-фотоприемника от телевизора "Sharp", автор без проблем считывал отраженный от лакированной поверхности сигнал на расстоянии до 4м без всяких дополнительных ухищрений. В этом микромодуле смонтирована бескорпусная микросхема и ИК-фотодиод. Хорошая чувствительность объясняется тем, что светодиод был ничем не закрыт и система ДУ телевизора изначально настроена на большую чувствительность. Применение простейшего объектива из одной линзы, с размещением фотодиода в ее фокусе, увеличивает дальность считывания сигнала примерно до 5-6м. Даже этого достаточно, чтобы перехватить код из припаркованной неподалеку машины или, например, через окно на лестничной клетке между первым и вторым этажами. Кстати, свет хорошо отражается именно вверх, благодаря округлости двери иномарки.
К сожалению, у автора не нашлось под рукой универсального обучаемого пульта ДУ, какие сейчас продаются в магазинах и на радиорынках. В режиме обучения в память этого пульта можно записать эталонный сигнал и назначить ему определенную кнопку. Если вместо штатного фотодиода подключить описанный выше выносной датчик, получится готовый код-граббер автомобильных ИК-кодов. Кроме того, некоторые пульты собираются на тех же контроллерах серии PIC.  Перепрограммировав его, получаем универсальный сканер и граббер в одном флаконе. Притом мощность его излучения можно сделать раз в 10 больше, чем у брелка и открывать машину с 15 метров прямой видимости (или отраженным лучом, но ближе).

ВЫВОДЫ:
1. Если у вас на машине установлен центральный ИК-замок и имеется сигнализация, отключите ИК-датчик, или хотя бы закройте его заглушкой из фольги или жести. Тонкий пластик хорошо проницаем для ИК-лучей. В Японии при установке сигнализации с радиобрелком ИК-датчик убирают. Пользуйтесь только брелком сигнализации.
2. Если сигнализации нет, пользуйтесь брелком на минимальном расстоянии от машины. Но не старайтесь ставить самую дешевую сигнализацию в малоизвестных сервис-центрах. Кроме постоянных ложных срабатываний и вероятности пожара от замыкания в плохом монтаже, вы ничего не получите.
3. Если имеете обучаемый пульт ДУ, попробуйте записать в него код с вашего брелка. Пригодится, если потеряете ключ.

© Globus, 1999г.