АКЦИИ

 
ENGLISH/ ПРОЕКТЫ/ ПИСЬМА/ КОНТАКТЫ/ ФОТО/ АРХИВ/ АКЦИИ/ ДИСКУССИИ/ НОВОСТИ

Прага, Осень, Глобализация

(субъективные записки)

Как известно Чехия - единственная страна в мире, где литр пива стоит дешевле, чем литр бензина. Этот научный факт притягивает в Прагу массу сторонников "дешевого туризма"- от бывших советских людей, до европейских и американских студентов и пенсионеров. Кроме того, Прага очень красивый город. Из-за обилия туристов в городе формируется особая атмосфера отдыха - число отдыхающих заведомо превышает число работающих. В других городах люди все время куда-то бегут, едут, спешат, суетятся (как вспомню Москву или Нижний - мороз по коже) здесь же темпы жизни гораздо умереннее

Каждую весну чешские неформалы гуляя по Праге подсаживаются к клумбам и бросают в землю семечку - другую конопли. Летом среди цветов появляются "сорняки", которые и выпалываются добропорядочными неформалами. Конопля в Чехии, конечно, запрещена, однако многие хозяева пивных позволяют свободно курить марихуану в своих заведениях. Так что в этом плане Прага обставила даже пресловутый Амстердам.

Именно в этой спокойной Праге и решили провести саммит, уставшие от антиглобальных протестов, чиновники Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда.

Не тут то было.

***

"Глобализация" весьма условное понятие (что дает возможность пропагандистского маневра как сторонникам глобализации так и ее противникам). Большинство понимает под ней - открытие национальных границ мировому рынку (типа неолиберализм). Другие, выходя за рамки экономики, говорят о культурной и политической экспансии Запада, о распространении западного стиля жизни в других страннах.

Движение против глобализации неоднородно - оно состоит из инициатив которые имеют различные претензии к международным финансовым структурам, транснациональным корпорациям, правительствам развитых стран и т.п. В движении участвуют рабочие, безработные, студенты, активисты профсоюзов, рыбаки, безземельные крестьяне, феминистки, пацифисты, национальные меньшинства, индейцы, "зеленые", мелкая буржуазия, фермеры и многие другие┘

Экологов не устраивают трансграничные перемещения токсических отходов и "уход" от жестких экологических норм Запада, социалистов - контроль национальных экономик международной олигархии и эксплуатация стран "третьего мира". Есть и такие (к которым относится и автор этих записок) которые выступают не столько против глобализации как таковой (отдавая, например, должное такому глобальному явлению, как Интернет), сколько против глобализации для избранных. "Откройте границы для людей, а не для рынка" - говорят они. По всей видимости, именно с этой простой идеи и началось современное антиглобальное движение.

1 января 1994 года, когда Мексика вступила в Североамериканский Договор о свободной Торговле (NAFTA), в штате Чиапас началось восстание. Это не было традиционное коммунистическое восстание, но именно оно стало началом нового социального течения - антиглобализма.

После начала деятельности NAFTA власти США отнюдь не спешили ломать стену, построенную на границе с Мексикой, чтобы сдержать нелегальную эмиграцию. Мексиканцы были не нужны США - им были нужны лишь мексиканские рынки.

Когда границы открываются для финансов и товаров, но остаются закрытыми для людей и технологий - это не справедливо. И в этом солидарны и левые, и демократы, и все нормальные люди.

Западных политиков средний российский обыватель мог бы спросить: Если Россия - демократическая страна, тогда отчего вы не отмените визы? А если Россия - страна авторитарная и коррумпированная, тогда отчего вы предоставляете ей кредиты?

В том то и дело, что при открытых границах вся глобализация рухнет в одночасье. Вместе с макдонольдсами, шеллами, мировыми банками и т.п. Глобальная экономика - дутый миф, который поддерживается жестокой миграционной политикой, закрытыми границами и поддержкой авторитарных режимов.

Еще один аспект - экологический. Тут все понятно. Захоронение радиоактивных и токсических отходов, перемещение вредных производств, разграбление природных ресурсов в странах "третьего мира"┘

Многомиллионное движение фермеров Индии выступают против вытеснения местных семян, которые менее продуктивны, западными, которые дают высокие урожаи, но стерильны и поэтому фермеры вынуждены закупать их снова и снова┘

А вот как действует социально-экономический механизм:

Одна африканская страна выращивала зерновые культуры на своих скудных полях. Поскольку ее зерно не могло конкурировать с зарубежным, она вынуждена была продавать его на внутреннем рынке своему нищему населению по доступным для него ценам. Страна пребывала в глубокой нищете.

Это обеспокоило дядек из ВТО-ВБ-МВФ-МБРР. Они пришли к властям и сказали, а почему бы вам не возделывать вместо пшеницы - хлопок. Он в цене на мировом рынке, вы сможете его выгодно продать, страна интегрируется в мировое сообщество, экономика поднимется и страна заживете не хуже чем Запад. Так и решили.

Одна только маленькая проблема. Доходы от продажи хлопка оседали в карманах маленькой группы людей (в одних странах - капиталистов, в других - государственной бюрократии), которая контролировала торговлю.

Получать относительно дешевое зерно население страны перестало, а в доходах с продажи хлопка оно не участвовало. В стране начался голод. Нищие племена обороняются от очень нищих, начинались этнические столкновения. Население рвануло в соседние страны. Началась война.

Примерно такой сценарий был осуществлен в сотне стран. По данным экспертов, ранее работавших в мировых экономических структурах, а затем вышедших оттуда в знак несогласия с их политикой, только в шести странах из более чем сотни, наблюдался экономический рост.

***

Сопротивление глобализации в плане своей самоорганизации представляет из себя уникальное явление. Конечно, любители искать кто за кем и за чем стоит могут выдвинуть массу версий о том кому это выгодно и все такое┘ Ну пусть ищут.

Начавшись с восстания в Чиапасе в 1994 году, антиглобальная мысль уже к 1996 году сформировала свою концепцию озвученную на всемирной конференции в мятежном штате (хотя отдельные мыслители и организации поднимали эту тему намного раньше). Антиглобальные инициативы возникали в разных странах одна за другой, многие уже действующие движения подняли похожие лозунги. В течении нескольких последующих лет создалось множество инициатив, пытавшихся координировать антиглобальные действия. К их чести надо отметить, что ни одна из них не претендовала на монополию в этом вопросе. Глобализация антиглобального движения стала реальностью. Уже в 1998 году начались крупные международные акции против глобализации.

Поэтому нельзя говорить о каком-то едином центре движения, который хотя бы координировал протесты, не говоря уж о руководстве ими (Пробовали ли вы поруководить автономами или анархистами?)

Без лидеров, центров и иерархии движение, тем не менее, действует эффективно.

"возникает вопрос ≈ каким образом многочисленные микроскопические группировки радикалов сумели на сей раз договориться между собой, если за всю политическую историю мира им это ни разу не удавалось?" ("Завтра")

А все очень просто.

Получается так, что международные институты сами выступают в роли организаторов протестов - объявляя время и место своего очередного саммита┘

Сидя в лондонской (пражской, миланской, касимовской┘) пивной и прочитав номер какой нибудь "Файнейшнл Таймс" ("Днес", "Карьера де ля Сера", "Мещерской Нови") с анонсом саммита, активист антиглобального движения начинает копить деньги и собирать вещи. Кроме того, он лезет в Интернет и связывается с другими такими же людьми, звонит друзьям┘ Постепенно возникают группы, тусовки, сайты в интернет, бюллетени, рассылки и прочие атрибуты движения. Ближе к делу в процесс вовлекаются общественные и политические (главным образом левые) организации, которые в период между саммитами заняты другими делами.

К саммиту привязывают проведение различных семинаров, альтернативных конференций, дискуссионных групп и т.п. Это чтобы время провести и полезно и приятно - не из-за одного же голого протеста в такую даль ехать.

***

Само собой в Прагу собрались ехать и мы. Примерно за пол года до событий на "хранительской" тусовке в Касимове речь шла о двух автобусах - один для российских и украинских участников и один для белорусских. Чешские друзья изготовили официальные приглашения и отправили их по почте. В "тоталитарной" Белоруссии их получили вовремя. Мы ждем их до сих пор.

Когда стало понятно, что приглашения не придут (как будто они когда-нибудь приходили вовремя) мы отложили интересные книжки, встали с диванов и попытались заняться организацией поездки самостоятельно.

Положение осложнялось тем, что Чехия как раз в этом году ввела визы для бывших советских граждан.

Раньше "границы на замке" держал Советский Союз. Много воды утекло с тех пор. Теперь границу от людей стерегут с обеих сторон. "Наши" боятся, как бы народ не разбежался, а "ихние"┘ они боятся того же самого.

Единственной отдушиной все это время была для простого (не богатого) российского человека Чешская Республика. Это была единственная страна в Европе, куда можно было просто взять и поехать (без виз, без ваучеров или приглашений). Разумеется, массы народа устремились к этой отдушине. Чехия понравилась всем и левым и правым, и бедным и богатым, а российский суррогат среднего класса Прагу просто боготворил.

Правда, надо признаться, что ездили туда бедные и богатые с разными целями. Первые - чтобы заработать (до сих пор на строительных и торговых объектах там слышен русско-украинско-белорусский мат), вторые - чтобы купить недвижимость и получить гражданство (город Карловы Вары сейчас практически русский). Чешское гражданство позволяет свободно посещать все западные страны.

Но глобализация глобализацией, а мух (нас то есть) надо было от котлет отделять - Чехия ввела визы.

Это был удар ниже пояса. Опять же для всех - бедным стало проблемой купить визу, богатым увеличили срок получения гражданства, а средний класс понял, что "в случае чего" бежать теперь больше некуда (а тут еще у нас гэбисты пошли в гору). Раньше у либеральной интеллигенции была перспектива - "сегодня можно свободно ездить в Чехию, а завтра, глядишь, и в Западную Европу". Ан вышло совсем по-другому.

Здесь, возможно, многие ортодоксальные левые и патриоты усомнятся, чего, мол, хорошего в этой буржуазной Праге. Нечего там делать простому советскому человеку (И еще - "мало мы их танками давили").

Сразу товарищам отвечаю: Чехия на сегодня одна из самых свободных стран мира. И хотя она и буржуазная - ее капитализм это не совсем западный капитализм (хотя транснациональные корпорации, скорее всего, задавят мелкие местные лавочки при вступлении в Евросоюз). Цены на продукты в Праге не выше чем в Москве, а зарплаты рабочим платят вовремя и в большем размере. А все оттого, что они вовремя (и без крови) разогнали большевистскую бюрократию и не выбирали президента из Политбюро и КГБ. И когда грянет мировая революция, больше всего мне будет жалко мелкобуржуазную Прагу.

Хотя┘ я вовсе не склонен защищать их политическую систему.

Так или иначе, нам нужны были визы. Все лето московское консульство атаковали люди, однако, к сентябрю давка сошла на нет.

Воспользовавшись услугами туристического агентства, я получил визу уже 20 сентября, Витус заявившись прямо в посольство, также получил туристическую визу, а на следующий день стоимость визы выросла, кажется, до 59 долларов. Поэтому кроме нас, двух касимовских "хранителей", в Прагу не поехал никто.

С украинцами было хуже. Чешское консульство в Киеве напоминало Британское в Гонконге за день до перехода города под юрисдикцию Китая. Макс Буткевич, убедив боссов своего телеканала, выбил журналистскую командировку. Надя Шевченко, надев деловой костюм, в наглую позвонила консулу и честно пожаловалась, что не успевает на саммит. Консул протащил ее сквозь штурмующую толпу и охрану и чуть ли не лично вклеил в паспорт визу. При этом консул провел "воспитательную беседу" предупреждая Надю от контактов со "злыми анархистами".

***

Славек Тесарек - чешский "Хранитель радуги", которого пражская пресса время от времени называет лидером анархистов - человек очень мирный по взглядам близкий к пацифистам. Но так уж получается, что именно организованные им или при его участие акции, становятся в Чехии символом радикализма.

Как то Славек (и другие чешские "хранители") вместе с друзьями из чешского Earht First! организовал Street Party - акцию привычную для Западной Европы или Северной Америки - но необычную для Чехии.

Акция вылилась в многотысячную демонстрацию, стычки с полицией и разгром "Макдональдсов".

С тех пор всякого рода радикальные протесты журналисты неизменно связывали со Славеком и "хранителями".

Не задолго до саммита пресса прямо указывала на "хранителей", как на одну из основных движущих сил антиглобального сопротивления.

Еженедельник "Пятница" (Patek) в статье "Галерея революционеров" писал о Славике, как об "Анархисте с русской закалкой", который прошел Волгодонск и Касимов. И хотя Славек тут же заявлял, что "Революцию можно делать без насилия и баррикад", подача материала намекала на обратное.

Англоязычная газета The Prague Post опубликовала расклад сил┘

На правой странице разворота фигурировали представители мировой политической и экономической элиты, а на левой их оппоненты. Помимо умеренных организаций ("Друзья Земли", "Банкуотч", "Юбилей 2000", "50 лет - достаточно!") было отведено место и радикалам - INPEG и Анархистам. В аннотации к анархистам речь шла о Славеке и "Хранителях".

Если учесть, что количество чешских "хранителей" (группа "Против течения") вряд ли превышает дюжину, а из России, Украины и Белоруссии на акцию подъехало и вовсе 4 участника этого движения, то чешский миф о "Хранителях радуги" можно считать самым раздутым в мире.

***

Задолго до саммита обе стороны готовились.

Чешские власти, поняв в какую историю они влипли, попытались договориться с критиками глобализации о мирных дискуссиях. Поняв, что этот номер не пройдет стали готовить полицию. Чешская полиция, имевшая опыт "работы" с антиатомным движением в Темелине и с радикалами во время Street Party к крупным протестам была явно не готова. Поэтому власти отправили часть личного состава на стажировку в ФБР, закупили новое обмундирование и оборудование, расширили штат спецназа.

Власти храбрились и обещали предпринять ряд превентивных мер, чтобы не допустить повторения Сиэтла.

За несколько дней до открытия форума в воздух поднялись полицейские вертолеты и их рокот не смолкал целую неделю даже по ночам.

Кроме того власти распространяли панику среди мирного населения. Закрыли детские учреждения, предложили гражданам взять отпуск и поехать на время саммита за город. Мелких бизнесменов запугивали погромами и грабежами. Многие коммерческие структуры сократили до минимума свой персонал.

Готовились к событиям и протестанты.

Многочисленные сайты в интернет на всех языках призывали дать бой глобальному капитализму.

На заявления властей о том, что они не допустят повторения событий в Сиэтле, протестанты заявляли, что Сиэтл покажется легким шумом по сравнению с тем, что будет в Праге. Также было заявлено, что в Праге будет "самая крупная акция, что когда-либо видела Европа".

Вообще подобные резкие заявления были частью борьбы - замутить тему, деморализовать оппонентов, значит выиграть информационную схватку и расположить к себе "все прогрессивное человечество".

И этот раунд остался за антиглобальным движением - Европа замерла в ожидании.

Всяческие семинары и контр-саммиты начались еще с августа. Но особенно много мероприятий прошло в неделю, предшествующую открытию саммита.

Состоялось несколько небольших демонстраций, прошло несколько музыкальных фестивалей, множество тематических встреч. 22-24 сентября прошел Контрсаммит, состоявший из 8 конференций по различным аспектам глобализации. Мы на него не успели.

***

Мы прибыли в Прагу ранним утром 24 сентября. Перекантовавшись до открытия метро на вокзале, отправились на сквот "Милада"- основную базу размещения восточноевропейцев.

Пражские анархисты захватили пустующую виллу два с половиной года назад. До этого в Праге действовали два сквота - на улице подполковника Сохора (самый первый сквот в Праге) и легендарная Ладронка. Оба они постепенно стали закрытыми для новых жильцов. Ладронка "обуржуилась", а Сохорка легализовалась, перебралась на Папирную улицу и стала Папиркой. Прибывающим в анархическое движение многочисленным молодым людям требовались новые территории.

Анархисты, по инициативе Славека (тоже не коренного пражанина), нашли заброшенную виллу на севере Праги (район Холешовице) и поселились там. Некоторое время хозяева виллы (министерство образования) и не подозревали о новых жильцах, потом вызвали спецназ.

Вернувшись из Касимова с очередной акции "хранителей" Славек сразу попал на "разборку" с полицией. Отряд заблокировал Миладу и приступил к выселению жильцов. Однако несколько человек забравшись на крышу смогли продержаться до приезда прессы. Перед телекамерами полиция не рискнула очищать крышу и началась осада. Три дня несколько анархистов жили на крыше, получая продукты и воду по канатной переправе из окна многоэтажного студенческого общежития, расположенного поблизости.

Наконец, полиция капитулировала и составив акт удалилась. Дело передали в суд и до его решения предпринимать что-либо против сквотеров полиция отказалась. Основным обвиняемым оказался Славек.

Теперь он считает своей задачей перевести дело из уголовного в административное русло и таким образом создать в Праге юридический прецедент о ненаказуемости самовольного захвата домов.

Милада кроме того что она сквот, осуществляет и социальные проекты. Зимой анархисты готовят еду и раздают ее бездомным на вокзале Холешовице. Кроме того, Славек с товарищами помогает беженцам и цыганам, которых в Чехии притесняют нацисты и власти.

***

Прага на кануне боев производила приятное впечатление, которое можно обозначить одной фразой "Наши в городе". Атмосфера присутствия братьев по разуму вдохновляла.

На каждом углу навстречу попадались группы молодых людей в палестинских платках или с антиглобальными нашивками. Мы улыбались друг другу, здоровались на разных языках┘

Встречались и старые друзья - немцы из берлинской группы (которая провела несколько лет назад встречу российских и немецких анархистов в берлинском замке Гленике), голландцы рампамплановцы - известные своей полевой кухней, которую она возит по акциям. Пиджиашники (представители антиглобальных движений всего мира, объединенные в People Global Actions - PGA), ну эти и вовсе свои, так как и "хранители" и Социально-Экологический Союз участвуют в этой инициативе.

Антиглобалистов можно было встретить в пивных, кафе, но особенно в местах специально для этого отведенных.

С этими местами тоже получилась интересная история. Официально отведенный под дислокацию протестантов стадион в Страхове был пуст. Страховский стадион - результат компромисса некоторой части протестантов с властями. Дошло до того, что какая-то фирма взяла стадион в аренду и устроила там лагерь с туалетами, душевыми, интернет-кафе и прочими благами цивилизации. Всего около 500 человек решили там разместиться. Жить под контролем полиции (тем более платить за это удовольствие деньги) дураков не было. Кто-то разместился в сквотах (как мы), кто-то жил в молодежных туристических мотелях, кто-то снял квартиру. Пиджиашники устроились лучше всех - они арендовали квартиру в двух шагах от площади Мира (религиозное общество проживавшее там вывезло на это время свою паству подальше от Праги).

Кроме того, в центре Праги на Парижской улице работал информационный центр. В нем раздавались буклетики с телефонами посольств и адвокатов, на стене висел ксерокопированный план Праги с обозначением основных центров сопротивления, рядом доска объявлений, обвешанная записками на десятках языков. В соседней комнате стояли компьютеры - там работала антиглобальная пресса.

Простояв около часа возле информцентра и встретив кучу знакомых, мы оценили масштабы проведенной в интернет мобилизационной работы - каждую минуту в центр заходили новые группы приезжих и быстро получив информацию расходились в разных направлениях, пополняя пражские улицы "нашими". Информцентр работал как конвейер и только за час пропустил несколько сотен человек.

Еще один центр скопления людей был устроен на заброшенных верфях. Там остановились радикалы, приехавшие организовано на автобусах и вэнах. Там же проводились координационные встречи разрозненных антиглобальных инициатив.

Несколько дней на верфях проходили тренировки и совещания. Решили разделиться на три колонны: розовую, желтую и синюю. Каждая колонна собиралась протестовать по своему - с разной степенью радикализма - и приезжие активисты могли присоединиться к той группе, которая больше соответствовала их темпераменту.

После длительных дискуссий выработали стратегию протестов - заблокировать здание Конгресс-Центра (бывший Дворец Культуры) и не выпускать оттуда делегатов (обычно протестанты поступают наоборот - то есть не допускают делегатов внутрь). Вот и вся стратегия. Каким образом ее осуществлять - каждый решал сам.

Кроме того, возникла альтернативная "южная" группировка - представляющая из себя автономные группы анархистов и других радикалов, которые собирались действовать по обстоятельствам.

В закрытом для прессы и полиции павильоне проходили тренинги. Кто-то учился вырываться из полицейских захватов, кто-то отрабатывал тактику, кто-то изучал первую медицинскую помощь, здесь же продавали и раздавали атрибутику.

На улице проходили стихийные семинары и дискуссии. Оркестр "розовой" колонны - человек двести с барабанами и другими ударными инструментами оттачивал свои африканские ритмы, панки готовили еду в рампамплановской кухне.

Нацисты, проведя малочисленную демонстрацию против глобализма и левых и проиграв несколько мелких стычек, попрятались по щелям. Российские СМИ позже, почему-то заявляли о том, что анархисты и нацисты действовали сообща. Гнусная и наглая ложь.

На границах Чехии было неспокойно. Власти пытались ограничить проезд в страну западных активистов от которых ожидали плохого. То и дело поступали сообщения о выловленных и не впущенных в страну активистах. Один левый журналист из США так и проторчал в транзитной зоне аэропорта все время протестов. На границе с Австрией, на пропускном пункте Долни Двориште встал специальный поезд из Милана с итальянскими радикалами из организации Ya Basta!. Несколько активистов были идентифицированы полицией как участники событий в Сиэтле. Им было отказано во въезде в страну. Весь поезд возмутился (действительно в правовом плане пребывание в Сиэтле никак не может служить причиной запрета на пересечение границы). Итальянцы отказались проезжать без своих товарищей и принялись возводить баррикады прямо на путях. Ночью баррикады превратились в костры. Графики движения поездов были сорваны. После того как на границе встал международный экспресс из Праги в дело вмешался министр внутренних дел. Итальянцев пропустили.

Кстати поезд этот был не простой. Говорят, что итальянским радикалам его предоставило итальянское правительство. Такие вот у них законы.

Масло в огонь подливала и блокада австрийскими жителями чешской границе возле АЭС Темелин. На самом деле власти опасались не столько бунтов в Праге, сколько того, что после этих бунтов, тысячи радикалов отправятся закрывать Темелин. Они так туда и не отправились - а иногда было бы полезно делать то чего боятся власти┘

Попутно хочется развеять миф о том, что вот, дескать, в добропорядочную, тихую, сытую Прагу, понаехали неформалы из разных стран и устроили беспорядки. Во-первых, чехов было много и среди участников протестов (по различным оценкам до 3 тысяч человек), а во-вторых, многие простые люди поддерживали антиглобальное движение (по опросам - 28%). Еще только мы пересекли границу и решили выпить кофе в ночном ларьке, первый же кто нам встретился (хозяин ларька) одобрительно высказался на счет антиглобального движения.

"В Прагу?" - спросил он, увидев на нас палестинские платки - "Покажите им там┘"

(продолжение)