Река Б.Лаба 2000 год.



Уровень воды: "Прощай Родина!" и каньон Сосновый - очень высокий; каньон Малый Блып и "Щель" - высокий; каньон Соленые Скалы - выше среднего-высокий; за порогом "Затычка" - средний.

Состав участников

каяк 
Макс Сопрунов руководитель
катамаран Тритон-2 
Рома Медведев капитан, в отсутствии Сергея Волкова главный пошляк группы
Юля Бронер матрос, зам. руководителя, снаряженец
катамаран Рапира 
Маха Бабанова капитан, завхоз
Гуля Воронова матрос, врач
катамаран Рапира 
Лена Казанцева капитан, финансист
Андрей Птичников матрос, сексорг

29.04.2000
031 - Отъезд из Москвы поездом #27 Москва-Кисловодск. Не обошлось без приключений. Маха ехала на вокзал с работы на "Газели" и попала в аварию. По счастливой случайности мимо проезжал Андрей, которого тоже подвозили на машине, увидав ДТП и Махину голову, выглядывающую из окна машины, притормозил и дальше они поехали вместе. Вобщем все закончилось благополучно - никто на поезд не опоздал.

30.04.2000
032 В Ростове-на Дону в наш вагон подсела Гуля, которая до Ростова добиралась с двумя самолетными остановками: Нью-Йорк - Москва, Москва - Ростов-на-Дону. 730 прибыли в Невинномыск. позавтракали. На вокзале дежурят только легковые машины. Они готовы вести куда угодно, но за хорошие деньги (2 машины 3000 рублей). Около 930 на вокзале появился диспечер с автостанции, высматривающий тургруппы. Договорились, что рейсовый автобус, идущий до станции Преградная заедет за нами на ж/д вокзал. ~ в 950 погрузились и поехали. По дороге автобус остановили на посту милиции и 20 минут проверяли паспорта. В 1110 были в Черкеccке. Макс остался в городе, чтобы оформить пропуск в погранзону, а мы поехали дальше. В 1340 были в Преградной. Оказалось, что в 1430 идет автобус на Курджиново - погрузились и поехали. Местные жители отнеслись к нам пониманием и сожалением :). В Курджиново приехали в 1530. Нас высадили в центре поселка у "рынка" - довольно длинный ряд рыночных стоек под крышей, что было очень кстати - пошел дождь. Мы пообедали, дождались окончания дождя и пошли искать машину. Далеко идти не пришлось - с первого же участка нас окликнул молодой человек и предложил отвезти. Договорились, что за 300 рублей и 65 литров бензина (360руб.) он довезет нас до Загедана. В 1645 выехали из Курджиново, да, ехали мы на ГАЗ-66 без тента. Нам повезло - дождь перестал и всю дорогу его не было. Проехали пост со шлагбаумом. Разрешение для въезда в погранзону у нас не потребовали - все операторы шлагбаума были уже немного навеселе. Подождав на посту Макса, но не дождавшись в 1730 поехали дальше. Посередине дороги максов рюкзак стало тошнить - сначала из него высыпались тапочки, потом что-то съесное, затем показался батон колбасы! В последней трети дороги со стороны водителя начались разговоры на тему - "надо бы добавить", но были довольно легко отклонены. 1950 приехали на место стапеля - после Кордона немного не доезжая п.Дамхурц перед притоком свернули с дороги на полянку у реки. Поставили лагерь, на съезде с дороги повесили маркер для Макса. Вечером Макс так и не появился.
Рассказ Макса. В погранкомендатуре проблем не возникло, понадобились три списка группы с паспортными данными и адресами. На одном из списков надо было написать график движение, ксерокопии паспортов их очень обрадовали и ускорили процесс оформления.
За 30 рублей добрался на такси до окраины города - остановка "Водокачка". Более получаса голосовал, но никто не остановился. В результате на рейсовом автобусе за 25 рублей доехал в 1520 до Зеленчукской, где встретил водителя автобуса, который вез группу до Преградной. В 1620 сел на рейсовый автобус до Курджиново, вначале выяснив на всякий случай, что в 700 из Зеленчукской в Лабинск через Курджиново идет автобус. (Зеленчукская оставила гадкое впечатление: в буфете плохое пиво и шпроты). Автобус правда дальше Преградной не поехал, т.к. до Курджиново ехало всего 2 человека. Через 10 минут поймали машину - за 10 рублей доехал до Курджиново и еще за 20 рублей до шлагбаума. В 1800 был на блокпосту, где обнаружил записку, оставленную группой. На посту шла гулянка по поводу Пасхи. Налили и угостили шашлыком. Среди гуляющих встретил водителя, который в прошлом году увозил нас с Лабы. Старший поста сказал, что при проезде до Дамхурца разрешение из погранкомендатуры не обязательно. К 2300 веселье угомонилось. Старшему поста стало скучно и он ушел спать, попросив никого не пускать. В 2400 приехал микровтобус, шедший до Рожкао. Там некая христианская община г.Шахты (Ростовская обл.) организовала детский лагерь. Довезли бесплатно, накормили, уложили спать. Сторожевую службу несет кавказкая овчарка по кличке Казбек. Утром после завтрака проводили, помолившись за меня, сказали, что никто из Рожкао наверх не поедет. Минут через 40 дошел до моста у Селеных Скал, где догнала и подобрала попутка, шедшая до Кордона (1км ниже Дамхурца). В 1055 приехал на Кордон. В 1100 был в лагере - встретили тепло, предложили поесть. ;)


01.05.2000
На стапеле Подъем в 800. Позавтракали и начали собирать катамараны. В 1100 пришел Макс, рассказал, какой классный борщ в Рожкао. Обстановка стала значительно веселее. Каты и каяк собирали до обеда. Экипаж Тритона не стал ставить дополнительные вязки на внешние кницы, рассудив, что Лаба все-же не Аргут с Катунью - и так сойдет. После обеда приказом по лагерю был объявлен легкий оздоровительный сон. В 1630 подъем и обнос катамаранов выше Дамхурца с последующим сплавом до места стоянки. До 1900 успели скатиться два раза. Во время второго тренировочного заплыва в абсолютно невразумительной бочечке у Тритона сломало одну из внешних книц. Хм. Ну что делать. Надо, так надо - поставили вязки на все внешние кницы и спокойно легли спать. Предварительно отужинав разумеется. Вообще про раскладку стоит сказать отдельно. Видимо, во время летнего похода Макса на Хангарул его кормили не особо вдоволь и посему на эту весну он запланировал раскладку в 800г в день (Маха вступила в должность завхоза уже в поезде). Причем, сначало предполагалось, что нас идет 9 человек, потом выяснилось, что только 7, но не все стали перепаковывать продукты с учетом меньшего колличества участников. Если учесть еще, что все взяли что-то факультативно, да еще большую половину группы составляли хрупкие девушки с более чем скромным аппетитом, то сей поход явно тянул на пищевую "шестерку". Правда справедливости ради стоит отметить, что весь мужской состав группы отличается неординарным аппетитом, посему стойко и мужественно переносил выпавшие испытания.

02.05.2000
Подъем в 730. Назначенный сексоргом Андрей почему-то проснулся за час до подъема и начал колоть дрова, чем разбудил всех остальных. Позавтракали и начали собирать вещи для сплава. Собрались и отчалили в 1230 (правда мы быстрые?). От места стоянки идут шиверы, несколько несложных прижимов. Во время сплава отрабатывали чалки. Два раза останавливались для подгонки снаряжения и отлива воды из каяка. Через 25 минут ЧХВ дошли до стоянки за разрушенным мостом перед порогом "Прощай Родина!". После обеда сходили к порогу (ок. 40 минут пешком). Когда подошли к порогу застали там другую группу из Москвы, которая готовилась к прохождению. Идти должна была четверка. Страховку обеспечивали двумя морковками с правого берега с большого камня до впадения речки Сосновая. По всей видимости, многие из этой группы уже не раз были на Лабе, но опыт в данном случае сыграл злую шутку - страховка морковками с этого камня возможна видимо при среднем уровне воды, в высокую воду с данной точки кидать морковки бессмысленно, т.к. в случае киля людей выносит на поверхность непосредственно напротив камня и у них нет тех 2-3 секунд, на то чтобы придти в себя и быть готовым к ловле морковки. Более того в высокую воду после впадения Сосновой образовалась довольно жесткая бочка, как раз на расстоянии длинны морковки от камня. Кроме того на раме ката для никому из нас не понятных целей была натянута сетка! Кат зашел вроде бы хорошо, но в сливе ни носовые ни кормовые не зацепились, кат тормознуло и сбойкой положило через правый баллон. После переворота один из четырех повис снаружи ката (внутри же сетка!), т.е. в довольно беспомощном положении - он просто не мог ничего сделать с морковкой, которую очень точно кинули в середину ката. Вторая морковка пролетела мимо. Кат и люди (и два отдельно плывущих весла) ушли в каньон. Попыток вылезти на кат и поставить его не делали. Одному удалось выбраться в ~50м после впадения Сосновой, второй выбрался на правый берег на ЛП, кат и два человека ушли дальше. Два страховщика перечалились на ЛБ на двойке и по дороге побежали к выходу из каньона (на следующий день выяснилось, что все закончилось благополучно). Чувствовалось, что температура падает. Возвратившись в лагерь обнаружили, что к нашему месту стоянке подошла еще одна группа (из Александрова) на трех двойках. Да, по дороге к лагерю нашли довольно много сморчков, но злобный Макс запретил их готовить (а ведь в них столько витаминов!).

03.05.2000 "Хочу к бабушке в Техас!"
Подъем в 730. Идет мокрый снег. Холодно. Выходить из палаток никому не хочется. До завтрака наблюдалось вялое шевеление, но к приему корма вылезли все. Снег с дождем перешел в просто снег. Собрались и отчалили. В 1040 зачалились перед порогом "Прощай Родина!" на ЛБ на большой поляне с бревнами. В 1100 пошли на просмотр каньона Сосновый, а главное выхода из него. Спуститься к выходному участку сложно, но сверху впечатляет - на протяжении 100-150 метров сплошная пена. Лужицы на дороге стали подергиваться льдом. Пока шли Гуля, как раз в тему, рассказала замечательную историю, которую им поведал в Штатах знакомый, работающий гидом на рафте.
Как-то катал мамашу с довольно маленькой девочкой. После того как девочку первый раз обрызгало водой, она сказала, что хочет обратно в кемпинг, после второго вала, заявила, что хочет домой, а после третьего, уже с надрывом в голосе: "Хочу к бабушке в Техас!"

Идет снег, очень холодно и лезть в воду никому не хочется, а перспектива киля уж совсем не возбуждает. После возвращения к катам принимается решение, что обе Рапиры и каяк обносят и "Прощай Родина!" и Сосновый. Экипаж Тритона решил обнести слив "Прощай Родина!" (из-за опасности киля и дальнейшего ухода в каньон, т.к. страховку, при условии обноса двух двоек организовать будет сложно) и идет каньон Сосновый. После обноса катов и шмоток с Тритона одну из Рапир (Маха и Гуля) поставили на воду за Сосновым на страховку, также поставили две морковки и фото-видеосъемку. В 1410 экипаж Тритона обнес "Прощай Родина!" по ПБ. при обносе к порогу подошли Александровцы. Они предложили постраховать наш кат своими в случае, если мы решим идти порог, но, помня прошлый год, мы, поблагодарив, отказались, т.к. в случае нашего неудачного прождения неизбежно создадим им трудности. Начали сплав. После ЛП, а затем пологого правого есть улово на ПБ, куда можно при необходимости зачалится.
Выходная часть с наплыва оказалась еще более впечатляющей - цепь мощных косых бочек, при прохождении которых создавалось впечатление, что кто-то лупит огромным бревном по баллонам ката. Прошли успешно к несказанной радости страхующих. Прохождение заняло ~5 минут.Остались на ночевку на полке ЛБ за выходом из каньона. У Александровцев в "Прощай Родина!" один из катов положило и они ушли в каньон самосплавом, после выхода из каньона экипаж поставил кат и нормально зачалился. Оставшиеся два ката прошли успешно.

04.05.2000
Подъем дежурных в 730. Все остальные через 45 минут. Погода хорошая. Все равно копались долго и вышли только в 1115. До каньона Малый Блып ок. 15 минут сплава. Светит солнце, правда все же довольно холодно, но настроение у всех гораздо веселее. В 1145 начали просмотр каньона, поставили страховку после "Щели" - две морковки у впадения левого притока. Вообще каньон не особо изменился, в отличии от Соснового, по сравнению со средним уровнем воды. В 1245 стартовал Тритон и каяк, прошли успешно, затем также прошли Рапиры. В 1345 прохождение было закончено. До начала Соленых Скал ~18 минут сплава. Несколько несложных прижимов и шивер. Зачалились за мостом у поляны на ПБ. После обеда сходили на просмотр Соленых Скал. Уровень воды по сравнению с тем, какой был три дня назад, когда мы ехали мимо сильно упал, но все равно гораздо выше прошлогоднего. Маха и Андрей съездили в Рожкао и купили молока и творога, а также пива и сигареты.

05.05.2000
Подъем в 830. Очень холодно, но светит солнце. Соленые скалы идут две двойки - Юля с Ромой и Маха с Гулей. Остальные обеспечивают страховку и фотосъемку. Прохождение запланировано в три этапа с двумя промежуточными чалками (после навала на камень у ПБ, и после "горки" и мощных бочек за "мельницей"). Начали прохождение в 1120. В конце первого участка Тритон расконтовало кормой вперед, но экипаж быстро выровнил судно и благополучно зачалился. Девушки прошли чисто. Второй (наиболее сложный) участок оба ката прошли успешно, но девушки не успели зачалится и прошли почти весь третий участок, зачалившись в улове у ПБ перед заключительной "горкой". После того того как стало понятно что зачалится им не удастся, Маха зычным голосом подала команду: "Идем в ж#пу левым вариантом!". ;) Удалось. Страховка была перенесена на последнюю чалку за "Домом" и девушки стартовали. В одной из бочек их тормознуло, закусило и протащило к ПБ, но им удалось выйти из бочки и они успешно первыми закончили прохождение Соленых Скал.
Тритон прошел третий участок без проблем. Шиверу у "Дома" прошли правее предыдущего экипажа. не "застряв" в бочке. После прохождения отнесли каты в кусты и отправились обратно в лагерь. Рядом с нашими катами ночует группа александровцев, которая также без происшествий прошла Соленые Скалы. На поляне рядом с нами стоит еще група из Украины с микроавтобусом Форд и двумя катами - четверкой (весьма оригинальной конструкции) и двойкой. Они любезно предложили отвезти наш третий кат за Соленые Скалы, чем мы с благодарностью воспользовались. Кстати сегодня украинцы сломали свою двойку в Сосновом.

06.05.2000
Подъем в 730. Собираем вещи и обносим их за порог "Затычка". Затычку не идем - вода упала и бревно, торчащее уже третий год, делает прохождение просто опастным. Рапиры и каяк переносим за "Затычку", экипаж Тритона решил перечалится к "Затычке", что и успешно сделал. После камня "Дом" на ЛП две мощные бочки - у ЛБ на повороте и за ней в ~15м по центру реки. Проход под ПБ. За "Затычкой" позавтракали и в 1245 пошли дальше. Около 15 минут сплава до Рожкао. Еще 45 минут ЧХВ до каньона Зигзаг. После каньона начали присматривать места для стоянки, несколько раз чалились. Народ, явно зажрался - "тут кочек много", "тут папортники, а они нагоняют тоску"... В результате через ~25 минут ЧХВ встали на ЛБ на лугу. Рядом идет дорога. Встали на стоянку около 15 часов.

07.05.2000
Подъем в 645. Вышли в 850. Порог примерно через 30 минут сплава перед железным автомобильным мостом на ЛП. Далее несколько шивер образованых сходом селевых потоков. В Курджиново река разбивается на протоки. Много завалов - последствий паводка. Два раза переносились через отмель. В 1100 зачалились перед бетонным автомостом. Разбираемся, сушимся. В 1530 автобус Кисловодск-Лабинск (останавливается около моста). Сели в автобус без проблем, правда больше тур. групп не было. В 1745 были в Лабинске (за 35 рублей с человека). В 1920 идет автобус на Армавир. Договорились с водителем, чтобы он завез нас на Ж/Д вокзал (200 руб. с группы). В любимой с прошлого года гостинице "Северная" напротив вокзала сняли 7-ми местный номер (215 рублей за номер). Душ в подвале.

08.05.2000
Блестяще спланирован и лихо, по-молодецки, произведен набег на Армавирский рынок. Особо "пострадали" прилавки с варенцом, сметаной, редиской, молоком, лавашом, а бабулька, что торговала копченой шейкой, наверное выполнила месячную норму. Правда некоторые торговцы, зазывая попробовать, например, мед несколько сникали, когда видели, что мы подходим пробовать с важным видом, отламывая на ходу кусок хлеба. :) В результате закупили столько продуктов, что только на ужин в поезд было ~8 кг! Пишевая шестерка продолжается! Когда сели в поезд стало понятно, что народ настроен решительно, хотя было что-то циничное, когда перед приемом корма некоторые глотали вначале фестал, а уж потом уминали за обе щеки.