Владимир Рус

Русский патриотизм как идеология

(Часть 2)

Православие и православный монархизм как идеология

Русское православие на заре русской государственности явилось той идеологической силой которая связала родственные восточно-славянские племена в единый народ с единой культурой и на протяжение тысячелетия способствовала сохранению его внутреннего единства несмотря на территориальную и хозяйственную разобщенность и все старание иностранных завоевателей. Однако возрождение русской государственности после татаро-монгольского нашествия произошло только с возникновением самодержавной монархии. То что православие самостоятельно не может решить все задачи стоящие перед идеологией русского народа и государства было позднее отражено в основной идеологической формуле эпохи самодержавия: "Самодержавие-Православие-Народность". Ясно, что сейчас, в существенно атеистической стране, православие тем более может быть только составной частью идеологии русского народа.

Таким образом, мы переходим к вопросу о том, может ли идея монархии на современном этапе служить основой идеологии русского народа и государства.

Если русское православие явилось формой сохранения русского народа и предпосылкой его объединения после периода распада, то самодержавная монархия стала той силой которая осуществила это объединение. Она создала единое централизованное государство используя как имперские традиции православной Византии, так и ордынский опыт управления огромными пространствами и многочисленными народами, сочетающий жесткую дисциплину с веротерпимостью.

Практически до начала XX века монархическая форма управления справлялась со своими задачами и была вполне конкурентоспособна на мировой политической арене. Органически присущие монархии недостатки (имеется в виду подлинная монархия, при которой власть в руках монарха, а не "декоративная") компенсировались наличием таких же в окружающих странах. Однако, периодически возникающие проблемы престолонаследия, принцип передачи власти "не по уму, а по наследству", непредсказуемость продолжительности срока правления монарха, весьма редкое сочетание человеческих качеств, необходимое хорошему государю и т.д., привели к появлению иных, более гибких и динамичных форм государственной власти. Сейчас настоящая монархическая власть (под плотным американским контролем) это экзотика Аравийского полуострова, в других оставшихся на сегодняшний день монархиях власть монарха не более чем "власть английской королевы". Даже фундаменталистский исламский Иран избрал республиканскую форму правления.

Наверное, можно понять чувства русского человека искренне ищущего спасения страны в возвращении к "испытанным" формам правления, но объективно самодержавная монархия не позволяет обеспечить конкурентоспособность государства в современном мире, и тем более статус мировой державы или сверхдержавы. Недаром нынешний режим и обслуживающие его СМИ постоянно дают рекламу то иностранным "наследникам" русского престола, то "хорошему" испанскому королю, то последнему российскому императору и его семье. Они, продолжающие развал страны и русской государственности, считают для себя выгодным проталкивать в общественное сознание идею монархии, как одно из эффективнейших средств разобщения русских патриотов. Так, например, "государственники" и "державники" монархического толка зачастую видят в "государственниках" и "державниках" коммунистического толка врагов, в советской державе - по существу, несмотря на все перегибы, прямой наследнице и продолжательнице исторической линии Российской империи - "империю зла" в американском смысле, в высших мировых достижениях страны в советское время - только разрыв с русской самобытностью (наверное, "лапотной"). Очевидно, что в результате таких подходов страдает именно русская государственность и державность, самобытность и самостоятельность.

Таким образом, ни в коей мере не отрицая объединительной и культурной ценности православия для любого истинного русского патриота, всемерно поддерживая основные принципы государственности заложенные самодержавием - единство и независимость державы, строгий централизм власти, государственная собственность и монополия в стратегических отраслях, мощные вооруженные силы, мы вынуждены признать, что возврат к православной монархии не может в наше время обеспечить возрождения страны и ее достойное место в мире, сохранения и приумножения русского народа.

Державная и имперская идеологии

Державная и имперская идеи, конечно, не одно и тоже. Тем не менее, в нашей стране, они, как правило, переплетены в одну державно-имперскую идею. Самодержавие с первых своих шагов совершенно сознательно приняло историческую эстафету от Византийской империи, то есть потенциально стало империей еще фактически не будучи ей. Русская держава-империя пережила Российскую империю, она перевоплотилась в Советский Союз. И сейчас Россия - осколок единого русского государства - не являясь по существу империей тем не менее остается носителем имперских тенденций как отрицательного плана - тенденции распада федерации, так и положительного плана - объединительные тенденции, прежде всего в отношении славянских республик и территорий СССР. Другой осколок русского государства - Белоруссия, благодаря выдающейся роли Лукашенко, стал постоянно действующим ядром воссоединения трех ветвей русского народа в единую державу.

Можно представить человека считающего себя русским государственником (державником) и отрицающего имперскую составляющую державной идеологии. Тем не менее такого человека не назовешь русским патриотом, он, в лучшем случае, "российский патриот", отрекшийся от русских корней, позабывший, что "Киев - мать городов русских". Он подобие того "украинского патриота", который говорит, что Святой равноапостольский князь Владимир - князь не русский, а украинский и крестил он не Русь, а Украину. Такого рода патриотизм весьма неустойчив, он не имея под собой глубинной исторической основы склонен к сползанию к патриотизму региональному. В России - "сибирскому", "уральскому", "калининградскому", "казачьему", краевому, областному и т.д. вплоть до "местечкового". На Украине - западно-украинскому, крымскому и т.п. И в том и в другом случае такой "патриотизм" провоцирует дальнейшее дробление страны со всеми вытекающими последствиями.

Казалось бы державно-имперская идея, лишенная явного классового подтекста, должна была за годы "реформ" объединить всех русских патриотов, то есть подавляющее большинство населения страны. Такая сила (опять в сослагательном наклонении!) неизбежно опрокинула бы антинародный режим. Однако этого не произошло по ряду причин.

Во-первых, "демократический" режим, искушая лидеров оппозиции всех уровней соблазном власти (небольшой и фактически ничего не значащей), подталкивает их к мультипартийности, когда усилия многих патриотически обозначенных движений тратятся на отстаивание своей "самостийности" и своих, искусственно раздуваемых и подчеркиваемых, отличий, а также на тотальную критику других патриотических движений. Весьма симптоматично в этой связи использование во всем политическом диапазоне, от крайне правого до крайне левого крыла, таких сугубо внешних отличительных признаков как названия, атрибутика, форма одежды, символы и прочее когда-то существовавших партий, движений, сословий и т.д. В народе говорят об этом явлении просто - ряженые. Ясно, что за "ряженными патриотами" народ не пойдет, но их лидерам похоже это и не нужно, им достаточно иметь небольшие группы сторонников, небольшую (но свою!) власть, представительство в местных и федеральных органах власти. Они растаскивают патриотический электорат, не давая ему объединиться для нанесения удара по существующему режиму и открывая дорогу псевдодержавникам типа Лужкова или Лебедя, которые под маской государственников призваны сохранить существующую политико-экономическую систему, подрывающую корни русской независимости.

Во-вторых, сама по себе идея державности не дает ответа на многие вопросы относящиеся к ведению идеологии. Поэтому, будучи одной из важнейших частей любой подлинно русской идеологии, воплотившей в себе важнейшие традиции русской государственности, в том числе и самодержавия, она самостоятельно выполнять роль идеологии не может.

Русский национализм

Национализм, в западном смысле этого слова, органически чужд русскому народу. Национализм основывается на идее превосходства "этой" нации над "другими" нациями. Сам термин "русская нация" режет глаз и ухо. Это у германцев нация, а у русских - народ. Так необходимое любому народу самоуважение русские люди всегда находили не в том, что в новейшей истории принято называть национализмом, а в том, что именуют патриотизмом. Благодаря ему русский народ создал огромное многонациональное государство в котором веротерпимость сочеталась с уважением к другим народам, населяющим страну, и их обычаям. Попытки подменить понятие русского патриотизма понятием русского национализма оборачиваются пересаживанием на нашу почву чуждых русскому сознанию иноземных идей и традиций.

Наиболее заметным представителем националистического направления в идеологии сейчас стало движение Русское национальное единство (РНЕ). Не надо быть искушенным в политологии человеком чтобы увидеть идейный источник этого движения - германский нацизм. Символика, форма, приветствия, антикоммунизм - взяты на вооружение с минимальной адаптацией "а ля рюс". Столь точное копирование вызывает откровенное удивление - зачем нужно было так тщательно повторять именно внешнюю сторону немецкого национал-социализма, вызывающую инстинктивное отторжение у большинства русских людей, в стране с огромными жертвами победившей этот самый национал-социализм.

То что германский нацизм явление органически связанное с немецким менталитетом, традицией, историей подтверждается поистине огромными успехами достигнутыми Германией в экономике, политике, военной сфере, государственном строительстве, науке, технике, спорте в кратчайший исторический период с 1933г. по 1943г., то есть с момента прихода Гитлера к власти и до момента окончательного перелома в войне с Советским Союзом. Такая полнейшая мобилизация всех ресурсов нации возможна была только при глубинном внутреннем единстве фундаментальных особенностей идеологии нацизма с особенностями немецкого архетипа сознания. Кстати, об аналогичном внутреннем единстве коммунистической идеологии советского типа с русским архетипом сознания говорят не менее выдающиеся успехи Советского Союза. По-видимому, общим катастрофическим недостатком этих двух идеологических систем, независящим от их фактического содержания, явилось то, что они были рассчитаны как бы на "одноразовую" мобилизацию внутренних ресурсов народов - до скорой победы 3-го "тысячелетнего" рейха, в одном случае, и мировой революции (коммунизма), в другом случае.

Таким образом, даже попытки использовать в качестве идеологии русского народа слегка перекрашенную идеологию немецкого народа, потерпевшую сокрушительное поражение от русского народа и государства, представляются совершенно неестественными и, по меньшей мере, странными. Использование же националистической идеологии в иной форме также трудно считать целесообразным для интересов русского народа в многонациональном русском государстве, тем более, что русский национализм при этом будет конкурировать с позиций "западного" менталитета с проверенным временем самобытным русским патриотизмом .

Коммунистическая идеология и интернационализм

С коммунистической властью и идеологией в истории русского государства связаны грандиозные успехи, игнорировать которые может только глупец или предатель. Но и самое сокрушительное поражение за всю тысячелетнюю историю русской государственности также связано с ними. Причем русское государство в одночасье развалилось не под ударами внешних врагов, не под влиянием гигантских природных катастроф и не под тяжестью экономических трудностей, а из-за коренного перекоса в национальном вопросе, приведшего к утрате русского национального самосознания, деградации высшего эшелона власти, скрытой до поры космополитичности аппарата большинства центральных СМИ и, в огромной степени, из-за окостеневшей и оторвавшейся от реальности, от народного сознания идеологической системы, пронизывающей всю структуру власти и управления.

Итак, о причинах взлета и падения коммунистической идеологии в нашей стране и, одновременно, в мире.

В Российской империи марксистская идеология шла на смену идеологической системе самодержавия, явно не справляющегося с проблемами времени, и шла по нескольким направлениям - от копирования сложившегося на тот момент западноевропейского марксизма, до формирования "российского" марксизма, учитывающего российские реалии и особенности русского сознания. Победу, благодаря гениальной личности Ленина, одержал "российский" марксизм. Это направление марксизма в отличии от европейских форм сумело, с одной стороны, сохранить самобытность русского менталитета, и, с другой стороны, использовать принцип "пролетарской международной солидарности" в ходе интервенции Запада для выживания русской государственности. Результатом эволюции "российского" марксизма и победы в его рядах русских государственников над марксистами-космополитами явилось создание марксистской партии "русского" типа - коммунистической партии - носителя новой русской идеологии и строителя новой русской государственности. Следует подчеркнуть, что борьба за русскую государственность в "российском" марксизме на начальном этапе привела к огромным жертвам среди русского народа, соизмеримым с потерями, которые страна несла при отражении внешней агрессии, и продолжалась, с большим или меньшим накалом, до самого краха СССР, произошедшего под влиянием победившего космополитизма "союзной" верхушки КПСС и, поддержавшего ее, национализма "республиканских" верхушек.

Взлет, достижения страны были обусловлены "русскостью" коммунистической идеологии, ее исторической преемственностью по ряду основных черт русского архетипа:

О "русскости" коммунистической идеологии также косвенно говорит факт развала мирового коммунистического движения одновременно с крахом Советского Союза (редкие же исключения, как известно, подтверждают правило!).

Подкрепленная жесткой партийной и государственной дисциплиной "русская" коммунистическая идеология позволила стране в кратчайшие исторические сроки стать экономическим, военным, научным и политическим гигантом - свехдержавой, способной противостоять сильнейшим державам мира и любым военным блокам.

Однако, эта же идеология на определенном этапе стала тормозом развития страны и она же, разрыхлив национальное сознание русского народа, лишила государство стержня вокруг которого оно строилось.

Ценность марксизма (это неоднократно подчеркивали сами "основоположники" - Маркс, Энгельс и Ленин) в его научном методе познания - диалектическом материализме. Результаты анализа исторического процесса данные Марксом весьма интересны и полезны для практики, но они не являются абсолютной истиной на все времена. Ленину удалось творчески развивая марксизм сделать его теорией революционной борьбы в России, с помощью этой теории добиться победы коммунистической идеологии в нашей стране и создать социалистическую державу - преемницу Российской империи. В сталинскую эпоху потребность коренного пересмотра и модернизации коммунистической идеологии еще не назрела, и, возможно, не понятно было в каком направлении такой пересмотр нужно проводить. В этот же период марксизм вполне закономерно перестал быть наукой - он в качестве государственной идеологии обосновывал и оправдывал текущие решения партии. Такой поворот совершенно логичен. Использовать в качестве государственной идеологии научную доктрину вообще невозможно - или это наука, и тогда она должна быть подвержена постоянному научному анализу и дискуссии, или это идеология, и она опирается на "вечные" ценности народа и государства, то есть ни в коей мере не может ежеминутно подвергаться сомнению и критическому анализу. Поэтому, такие понятия как "диктатура пролетариата", "пролетариат", "рабочий класс", "классовая борьба", "пролетарская солидарность", "отмирание государства", "коммунизм как высшая стадия развития общества" и др., взятые из науки-марксизма в идеологию-марксизм из-за этой двойственности несли в себе постоянно накапливаемое противоречие дела и слова - менялась политическая ситуация, советское общество деклассировалось, коммунизм из "светлого завтра" становился недосягаемым в исторической перспективе идеалом, а термины, теоретические штампы и идеологические лозунги диктовали политическим лидерам послесталинского периода логику поведения, соответствующую не реальной обстановке, а оторванной от жизни и окостеневшей догме, когда-то бывшей научной теорией и "руководством к действию". Народом такие противоречия идеологии с реальной действительностью стали восприниматься как лживость власти, то есть "по нарастающей" шла потеря доверия к ней. Перестройка, которую встретили как очищающую от лжи струю, оказалась вначале пустой говорильней, а закончилась полным идеологическим околпачиванием народа и легким захватом власти "пятой колонной".

Самой большой и трагической идеологической ошибкой была попытка слить народы СССР в единый советский народ путем их отказа от национального самосознания. Эта попытка, при установке центральной власти на то, что "великодержавный русский шовинизм" зло большее, чем "национализм малых народов", обернулась расколом самого русского народа, а соответственно распадом всего русского государства - Советского Союза. КПСС постоянно и неуклонно в течение всего своего существования не просто укрепляла государственность союзных республик, увеличивала их территорию за счет РСФСР, способствовала зачастую многократному росту их населения, создавала промышленный и сельскохозяйственный потенциал, системы образования и медицинского обслуживания, "национальные" искусство и науку, но в ряде случаев, искусственно создавало государственность где ее просто не было - в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане и др. Тем самым, объективно способствуя росту национального сознания в национальных республиках, именно русскому народу она, эксплуатируя глубинный интернационализм русских людей, по существу уготовила роль "безнационального" советского народа. Страшный результат такой национальной политики перед нами.

После краха коммунистической системы на обломках КПСС возник веер партий и движений коммунистической ориентации. Крупнейшей партией, взявшей на себя роль приемницы КПСС, явилась КПРФ. Говорить сейчас о роли и месте других многочисленных коммунистических микропартий нет смысла, их сектантский характер достаточно полно характеризует тот факт, что за все годы "реформ" они так и не смогли, переступив через амбиции "вождей", объединиться с единомышленниками в какую-то более внушительную или, хотя бы, заметную силу.

КПРФ, подняв знамя коммунистической идеологии, собрала вокруг себя не только сторонников коммунистической идеи, но и многих патриотов-державников ранее "коммунистам" не сочувствовавших. Они голосовали за эту партию на всех выборах, проводившихся на всех уровнях. Голосовали именно за партию, "не взирая на личности" выдвигаемых партией кандидатов, видя в ней единственную организованную силу, способную противостоять "демократическому" режиму. Электорат КПРФ - наиболее стойкий и постоянный. На него не действует никакой гипноз "демократических" СМИ - побеждает простое русское здравомыслие.

Почему же КПРФ, имея такую стартовую базу доверия не смогло упрочить свои позиции, привлечь на свою сторону колеблющихся, но уже полностью разочаровавшихся в "реформах" людей? Казалось бы именно сейчас, впервые за много десятилетий, опять актуальными в нашей стране стали такие понятия коммунистической идеологии как "эксплуатация человека человеком", "пролетариат", "классовая борьба" и "классовая солидарность", а также те методы и приемы борьбы, которые революционные русские марксисты успешно использовали в своей повседневной деятельности. Ответ, на первый взгляд, парадоксален. Причина в том, что КПРФ, по большому счету, это некоммунистическая партия коммунистического электората и ее идеология по существу не является коммунистической.

В программных документах, речах лидеров партии присутствует привычный набор коммунистической риторики и, возможно, все это пишется и говорится вполне искренне, но сказано - "познай дерево по плодам его".

КПРФ , несомненно, партия патриотической ориентации. Она все шире использует в своей идеологии, наряду с коммунистическими лозунгами "социальной справедливости" и "интернационализма", традиционные элементы русского патриотизма - государственничество, подчеркнутое уважение к Русской Православной Церкви, веротерпимость, "помощь братьям славянам" и т.д.

Но самые сильные моменты коммунистической партийности в ленинском смысле, в расчете на которые партия и получает постоянно значительную народную поддержку - принципиальность, политический реализм и прагматизм в тактических вопросах, жесткая партийная дисциплина, демократический централизм и разумная партийная дискуссия, решимость бороться до конца всеми доступными средствами, готовность вождей жертвовать личным благополучием и рисковать своей жизнью во имя поставленных партией целей, повседневная работа в массах - как показало время, не нашли отражения в деятельности партии. Практически КПРФ стала партией исключительно парламентского типа и выполняет в парламенте странную роль "конструктивной оппозиции антинародному режиму". Нежелание возглавить, не на словах, а на деле, борьбу народа против "антинародного режима" явствует из установки руководства КПРФ на то, что "Россия в XX веке исчерпала свой лимит революций". Парламентская деятельность партии отличается склонностью к политическим компромиссам с нынешней властью, патологической боязнью роспуска парламента и постоянными неудачными попытками обыграть власть в тактическом плане. Ясно, что обыграть власть, играя по ее, изменяемым когда ей это нужно, правилам и на ее поле, невозможно. То есть, партия объективно подыгрывает режиму, выполняя функцию выпускного клапана и стравливая пар народного негодования, недопуская народного взрыва. Сложно рассчитывать на внутреннюю эволюцию партийного руководства, широкая партийная дискуссия по любым вопросам просто отсутствует - крупнейшая партия России не имеет даже своего печатного органа, который по словам Ленина является "коллективным организатором". "Хождение" КПРФ во власть на региональном уровне также, в целом, не способствовало росту ее популярности - во-первых, очевидно, что губернаторы-коммунисты в принципе не могут построить социализм "в отдельно взятой области", но предметом "демократической" критики становится сама способность коммунистов эффективно управлять экономикой, во-вторых, губернаторы-коммунисты в Совете Федерации вынуждены часто ради "ежеминутных" интересов своих регионов занимать непринципиальную позицию по отношению к режиму и его представителям, в-третьих, также как и их "демократические" коллеги, они зачастую оказываются замешанными в различных финансовых и прочих скандалах и неблаговидных поступках.

Надеяться же на то, что КПРФ, учитывая сказанное выше, добьется роста народной поддержки и, тем более, победы патриотических сил на парламентских или президентских выборах, мягко говоря, трудно.

Таким образом, несмотря на наличие в коммунистической идеологии сильных сторон полезных патриотическому движению и на готовность современных коммунистов принять на вооружение ряд традиционных патриотических принципов, отсутствие у руководства КПРФ решительности и фактический отказ от ленинских принципов борьбы, наряду с отпугивающими многих патриотов, воспоминаниями о старых идеологических "грехах" КПСС, не позволяет коммунистической идеологии снова занять центральное место в русском общественном сознание.

"Демократический патриотизм"

Под условным названием "демократического патриотизма" мы объединили попытки использования патриотических лозунгов антипатриотическими силами для укрепления своих позиций с одной стороны и дискредитации самой идеи патриотизма с другой стороны. Последнее часто осуществляется путем доведения до абсурда некоторых идеологических принципов, вполне положительных с точки зрения русского патриота.

Тут и суперпатриотизм полковника (а может уже и генерала) "оперативного резерва" Жириновского с его ЛДПР, и номенклатурный патриотизм НДР, и локальный "крымский" патриотизм Лужкова с его номенклатурным же "Отечеством" , и "региональный" патриотизм Шаймиева с Аушевым с их "Всей Россией", и "убойный" патриотизм Лебедя, и "телячий" патриотизм "социалиста" Рыбкина, и аж "всеславянский" патриотизм "молодых реформаторов" из кривого "Правого дела". Перечислить все невозможно, тем более, что постоянно одни псевдопатриотические движения уходят в тень, а на их место под рекламный аккомпанемент СМИ выдвигаются новые "патриоты".

Учитывая мощную пропагандистскую поддержку этих движений "демократическими" масс-медиа и отсутствие действительного центра консолидации патриотов (и следовательно, поиск его народом среди всех вновь возникающих под патриотическими лозунгами движений) не нужно удивляться, что некоторым из таких движений или их лидерам удается не просто оттягивать на себя часть патриотического электората, но и резко влиять на общую ситуацию в стране (как это было, например, с маневром Лебедя в предвыборную президентскую кампанию). Вот и сейчас, опять, даже среди безусловно патриотической прессы можно заметить метания между "несколькими демократическими злами" в поисках меньшего для, чего бы вы думали?, оказания ему (меньшему злу!) поддержки патриотически настроенного населения.

* * *

Итак, рассмотрев основные идеологические направления патриотической ориентации можно сделать вывод, что ни одно из них не может выполнять роль полноценной идеологии русского народа и государства в наше время. Поэтому старания лидеров и сторонников того или иного направления сделать его основой для объединения всех патриотических сил не дало никакого положительного результата и не даст впредь. Значит ли это, что у русского патриотического движения нет перспектив, а значит страна и народ обречены? Нет. Нетрудно заметить, что большинство из рассмотренных направлений имеют общие постоянно повторяющиеся традиционные элементы русской патриотической идеи. Собственно эти элементы и составляют и всегда составляли основу русской идеологии во все периоды нашей истории. Так, если отбросить моменты специфические для каждой конкретной исторической эпохи развития страны, если не пытаться фотографически повторять прошлое, становится очевидным, что в русской идеологии, например, важна державность, а ее конкретная историческая форма - "православное самодержавие" или "первое в мире социалистическое государство" - явление временное и преходящее. Совокупность этих постоянных элементов, отточенных и выверенных за века и есть подлинно русская идеология - русский патриотизм.

Каковы же главные, непреходящие принципы и понятия русского патриотизма и их содержание в нынешней исторической ситуации?


Часть 3 Часть 1 Азбука русского патриотизма


©1999, Владимир Рус
rusvladimir@chat.ru