Надежда КАШЛИКОВА
( ФУЗЗ )

МАША И МЕДВЕДИ:

СЕЗОН ОХОТЫ ДЛЯ ГАРПУНЩИКА

 

Коварная вещь - любовь. "Возьмет за горло, и пой как можешь", - говоря словами поэта. Желание человека вновь и вновь воспевать это великое чувство неистребимо. Рифмы, возвышенные метафоры неисчерпаемы. Опять, снова, в который раз - о любви. Кто-то находит "либэ, либэ, аморэ, аморэ", кто-то теряет - и "тают по капле силы, стынет по капле кровь". Остерегайтесь "гарпунщика"! Потом кусочки разбитого сердца приходится долго склеивать...

Повод и тема для разговора ©1 - второй альбом МАШИ И МЕДВЕДЕЙ "Гарпунщик". Очень откровенный, с изменчивым настроением - где-то игривым и несерьезным, а где-то с давящим привкусом меланхолии. Нежный, глубоко романтичный. Сильный, уверенный голос Маши - поистине сказочный дар природы. И владеет она им великолепно.

О "Гарпунщике" рассказывают Маша Макарова, гитарист Вячеслав Мотылев по прозвищу Хоттабыч, продюсер коллектива Олег Нестеров.

Вопрос: Как долго вы записывали новый альбом?

Ответ: Олег Нестеров: Мы заступили на боевую вахту 15 января, а последний микс был 12 марта. Над демо-версией работа началась 2 января с утра.

Вопрос: "Гарпунщик" отличается кардинально от "Солнцеклеша"?

Ответ: Вячеслав Мотылев: Музыка стала взрослее, тяжелее, я бы даже сказал - злее. В этом альбоме больше музыки, т. е. он получился более инструментальным. Больше присутствуют остальные члены группы, там не только Маша. Две песни ("Песня Духов" и "Лист" - Н. К.) сочинил наш басист Пит.
Олег: Очень хороший, очень точный, своевременный альбом. Он сместит некоторые акценты в восприятии людей относительно МАШИ И МЕДВЕДЕЙ. Первый сингл, "Земля" - один из моих самых любимых. От припева просто по коже мурашки бегут. В музыке появилось еще десять планов, условно говоря. Каждая песня глубже звучит, дольше цепляет. Гитарная психоделика.
Вячеслав: От даже чуточки шансона под бонги, с чистыми гитарами до довольно тяжелых вещей - фуззовая гитара, SLADE не SLADE, что-то такое. Есть трип-хоповая одна песенка.
Олег: Как человек, который постоянно вертится вокруг группы, могу сказать, что задача была следующая. Группа наиграла уже часть вещей на концертах. Играла долго, оттачивала. И очень важно было получить их с тем же результатом на пленке. Вот кардинальное отличие второго альбома от первого: группа выступила как стопроцентная группа. Т. е. этот срез, энергетика музыкантов, играющих совместно, легли на пленку.

Вопрос: На запись приглашались другие музыканты?

Ответ: Вячеслав: Коля Ксенофонтов из КВАРТАЛА сыграл перкуссию во всех песнях. Были трубачи - один тоже из КВАРТАЛА, другой из НОГУ СВЕЛО! И прекрасный струнный квартет - частично плетневские музыканты. Только в одной композиции, "Московская", но это шикарное место.
Олег: Микшировала альбом Бригитта Ангерхаузен, наш постоянный партнер и со-продюсер. Мы ей очень благодарны. У нее большой опыт работы. Перед микшированием "Гарпунщика" она записывала Нину Хаген.

Вопрос: А что думает Маша по поводу завершенной работы?

Ответ: Маша Макарова: Со мной происходит такая ситуация. Вся моя жизнь была как бы круглой тропинкой. Было у меня свое лицо какое-то. Это была Я, высшей пробы Я. И вот я вышла по этой круглой тропинке - удаляюсь, изменяюсь и вообще становлюсь какой-то не такой. Из-за этого мучаюсь. Но поскольку тропинка круглая, я обязательно опять приду к себе. Я уверена. И этот альбом, "Гарпунщик", он уже ближе ко мне. Но это еще не совсем я. Я чувствую, что это все равно еще переходный период.
Олег: После миксов мы сидели на кухне у Маши, и Бригитта сказала: "Маша, все, что от тебя требуется - просто жить и взрослеть. Остальное придет".
Ответ: Маша: Я говорю: "Смотри, Бригитта, я опять мальчонкой стала, у меня прическа как у мальчика". А она: "У тебя прическа борца". Так что я борюсь. Если серьезно, не могу пока почувствовать себя взрослым человеком. Я еще не выросла.
Ответ: Вячеслав: Маша правильно сказала. Полжизни мы накапливаем так называемый опыт. И только сейчас я понял, что задача остатка жизни - как раз избавляться от этого опыта и приходить к себе. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что опыт - вещь ненужная. Я не говорю о каких-то практических навыках. Может быть, меня музыканты поймут. Когда ты сидишь, снимаешь очень долго, и потом тебе стукнуло столько-то лет, и ты вдруг понимаешь, что не то снимал. И ты вспоминаешь, каким был, что делал, когда только начинал дергать струны. Поэтому, наверное, вся наша музыка и особенно новый альбом - попытка каждого из нас вернуться к себе, докопаться до этого маленького "я", вытащить этого малюсенького червячка и начать его взращивать. Это очень здорово. Потому что столько наносного, лишнего, по крайней мере, в моей жизни, что хочется от всего избавиться.
Ответ: Маша: Когда вы послушаете альбом, поймете, насколько хороши музыканты в группе МАША И МЕДВЕДИ. Я ими горжусь, слушаю и не нарадуюсь, как они играют.

Вопрос: Как чувствуешь, со временем ты лучше стала петь?

Ответ: Маша: Да, конечно. И так любой человек, который постоянно ездит куда-то... У меня есть подруга. Она много лет училась вокалу. Недавно была на нашем концерте, год спустя. Говорит: "Ты опытом концертным достигаешь каких-то правильных вещей, интуитивно. Без обучения". В этом мне повезло. Хотелось бы учиться петь, потому что это интересно, и я люблю петь.

Вопрос: То есть с тобой никто специально не занимается?

Ответ: Маша: Пока нет. Я, в принципе, думала об этом. Вопрос спорный. Мне многие люди говорят, что не нужно учиться. Даже Валентина Пономарева. Я просто подошла к ней, поинтересовалась, не занимается ли она преподавательской деятельностью. Мне нравится, как она владеет своим голосом. Она сказала, что никогда не училась и мне не советует. Она слушала кого-то и пыталась подражать. Самое прикольное обучение - просто пытаться подражать кому угодно. И тогда ты сам находишь какие-то фишки.

Вопрос: Идеал?

Ответ: Маша: Наверное, есть. Элизабет Фрейзер из COCTEAU TWINS. Я не могу понять, как она поет. Слушаю, и это чудо какое-то для меня.

Тема ©2 - Композиция "Где Цветы", спетая дуэтом Машей Макаровой и Олегом Нестеровым. Историю ее появления на свет рассказывает г-н Нестеров.

Вопрос: Пит Сигер

Ответ: В начале ХХ века, а может быть, в конце прошлого казаки придумали песню "Колода Дуда", колыбельную. В 50-х годах Пит Сигер читает в английском переводе роман Шолохова "Тихий Дон" и видит там всего четыре строчки из этой песни, но которые на него производят впечатление. Ищет в своей далекой Америке целиком песню "Колода Дуда", не находит и пишет свою, которая называется "Where Have All The Flowers Gone". Записывает и благополучно о ней забывает.

Вопрос: Марлен Дитрих

Ответ: Песню слышит Марлен Дитрих, и для нее композицию переводят на французский и немецкий. Она поет ее на трех языках, и благодаря ей "Where Have All The Flowers Gone" обретает всемирную известность. Марлен всегда заканчивала свои выступления этой песней. В 1990 году я посмотрел французский фильм о Второй мировой войне - больше таких фильмов о войне я не видел. Заканчивался он "Where Have All The Flowers Gone" с подстрочником. Тогда я не знал, кто ее исполняет.

Вопрос: Олег Нестеров

Ответ: Песня буквально потрясла меня, и я заболел ею. Через два года мне сказали, что это. Я купил CD, и обнаружил, что ее сочинил Пит Сигер, и лет шесть или восемь пытался переводить на русский. Но то подойдешь, то опять отойдешь. Она имеет жесткую структуру. Там от куплета к куплету меняется только одна ключевая фраза и одно слово. Поэтому соблюсти рифму было сложно. Мне помогло то, что я прочитал об этой истории в журнале "Кругозор" за 1964 год и полез в "Тихий Дон". К тому времени осталось только поставить какие-то точки над i. Перевод я делал совместно с поэтом Александром Барашиным, моим коллегой из МЕГАПОЛИСА.

Вопрос: Маша Макарова

Ответ: Я уже был знаком с Машей. И мне показалось, что раз песня состоит из вопросов и ответов, нужно ее спеть вдвоем, чтобы был и мужской и женский голос. Потом была работа с сэмплами, и происходили магические вещи. Для примера, во втором куплете звучит 32-тактовый кусок - играет кларнет. Мы ткнули первую попавшуюся ноту, и этот сэмпл отыграл от начала до конца на куплете. Встал по тональности, по ритму, по смыслу, просто по всему. Так получалось со львиной долей всех сэмплов, которые мы использовали. Т. е. было такое ощущение, что перед нами кто-то бежит и открывает впереди все двери.

Вопрос: Финишная прямая

Ответ: Мы продвигались по этой истории. В конце концов, когда демо было готово в начале декабря 1998-го, мы посчитали, что у нас ничего путного не выйдет. Песня же истощила нас физически. Пробовали записать гитарную версию, но получалась такая песня протеста, не вполне нас устраивающая. В какой-то момент все же достали аранжировку и подумали, что она хорошая. Там играет григовский "Пер Гюнт"; вибрафон из "Песни О Друге" Высоцкого из кинофильма "Вертикаль"; саксофонист Скотт, первый из всех звезд джаза поехавший в Индию в конце 50-х учиться восточной философии; турбины из вступления песни "Там За Облаками" группы САМОЦВЕТЫ. В ночь с 22 на 23 февраля мы записали с Машей вокал в студии, стоя друг напротив друга. Маша пришла на студию неожиданно лысой опять. Это сыграло свою роль. Спели несколько дублей, выбрали лучший. Но это не конец истории. Как только я принес ее на радио, на следующий день полетели бомбы и ракеты... Так получилось. Песня родилась в казацком крае, я спел с девушкой, которая недалеко оттуда ушла. С другой стороны, ХХ век - чем начался, тем и заканчивается. И песня также имеет свой магический круг. В альбом она войдет, наверно, бонус-треком.