Home Болгария Россия Финляндия Чехия Турция где были они Рассказы Ссылки
 Чтобы добраться до Горного Алтая нужно для начала попасть в город Горно-Алтайск.  Горно-Алтайск это столица Республики Алтай, не путать с  Алтайским краем. Попасть в Горно-Алтайск  можно из г. Бийска,  а в Бийск в свою очередь из Барнаула. Справедливости ради надо  заметить, что имеются и другие дороги из Барнаула и Бийска,  минуя Горно-Алтайск, но я буду рассказывать об этом маршруте,  так как большинство людей в силу разных причин предпочитают  именно его. Предпочел его и я. Итак, вы добираетесь до  Горно-Алтайска. Но попасть туда нужно непременно утром, так  как автобус на Усть-Коксу (следующий пункт нашего назначения)  отходит в 7 часов утра по местному времени, разница с Москвой  плюс 3 часа. Однако если вы все же не успеваете на автобус, то  это не беда.
На Усть-Коксу,  Мульту, Тюнгур ходят машины,  что-то типа такси, которые вы нанимаете тут же на автовокзале.                   Можете даже не суетиться, увидев ваши рюкзаки, водители сами    подойдут  к вам. Не спешите, сначала приценитесь, они без вас   все равно никуда не уедут. Если вы все же решите ехать на           автобусе, то знайте что он ходит только до Усть-Коксы, а если         нужно дальше, то все равно нужно искать машину.
От  Горно-Алтайска до Тюнгура, самого удаленного места, ехать   около 7 часов и стоить это будет  около 300 рублей с человека
(на 1 сентября 1999 г ) торг уместен, возможно договориться и        дешевле.Выбирайте лучше а/м <Нива> или <УАЗ>, потому что а/м  других марок могут просто не доехать. Если вы захотите пойти  на Мультинские озера, то вам нужно доехать до селения Мульта, но знайте, что там организован заповедник и с вас будут брать  деньги за стоянки и еще за что-нибудь, деньги не большие, но неприятен сам факт. Я решил ехать до Тюнгура и идти вверх на Кучерлинское озеро по реке Кучерла. Если идти по реке Аккем до  Аккемского озера и далее в район горы Белуха, то вам тоже   нужно в Тюнгур. Здесь нет заповедников и денег никто не берет. Итак, будем считать, что мы ехали, ехали и, наконец приехали в   Тюнгур.  Попросите водителя, чтобы он довез вас до турбазы <Высотник>. Там собираются  такие же личности с рюкзаками как  вы и от них, вы можете узнать много интересного о своем  маршруте и другие интересующие вас вещи. На базе <высотник>  для вас комнаты в летних домиках - 40 рублей, баня - 30                рублей, продуктовый магазин. ( Все цены на 1 сентября 1999 г)    База работает летом, что там осенью я не знаю, но сезон у них    заканчивается 1 сентября.
Исток реки Кучерла
 Если не хотите платить за эти удобства, то проследуйте на берег Катуни, там вы тоже будете  далеко не в одиночестве. А может быть вы прямо из машины рванете на маршрут, я не знаю, но,  во всяком случае рассказ том, как добраться до Тюнгура я заканчиваю и начинаю рассказ о маршруте, который я прошел вместе со своей супругой и  прилегающих к этому маршруту территориях. Мы вышли с базы <Высотник> около 9 часов утра, перед нами тянулось селение Кучерла, в котором проживают алтайцы монголоидной расы. Дело в том, что один местный житель, русский по национальности, утверждал, будто коренные алтайцы - это голубоглазые и светловолосые люди, чрезвычайно суровые и даже злые. А монголоидные алтайцы - это просто потомки Чингизхана.  Голубоглазых и светловолосых я не встречал, а вот монголоидных алтайцев сколько угодно. Отзывы о них были не самые лестные. Говорили, что стоит им напиться, а это дело они очень любят, то начинает играть горячая кровь и тут можно от них ожидать  всего что угодно. Дескать, могут и за карабины схватиться  и палить в  друг друга начать.  А карабины и ружья  на Горном Алтае есть практически в каждом доме.  Ну раз говорят, значит что-то в этом есть и мы решили не испытывать судьбу и обойти селение Кучерла по околице.Оставив за собой селение Кучерла и один мостик через реку       Кучерла, который  находится непосредственно в селении, мы двигались вверх вдоль реки по широкой наезженной тракторами дороге, пока не подошли ко второму мосту через реку. Сначала мы, было перешли этот мост, но потом я решил взглянуть в свою карту десятилетней давности. По карте значилось, что примерно  часа через два пути будет другой мост, через который также можно перейти на другую сторону реки. Та сторона реки, по которой мы шли казалась мне предпочтительнее, дорога была шире и  более наезженная. Поэтому мы решили перейти реку по третьему мосту, если начинать считать мосты с селения Кучерла. И допустили первую большую ошибку! Мы шли уже часа два, а мостик все не появлялся. Зато дорога кончилась и началась еле заметная лесная тропа, приходилось продираться через лес, а делать это в начале маршрута с тяжеленным рюкзаком крайне не удобно.
И, наконец кончилась даже и тропа, перед нами  выросла скала которая в буквальном смысле  прижала нас к реке. Пролезть по скале налегке было  возможно, но не с нашими тяжеленными
 рюкзаками. Делать нечего, пришлось идти обратно  ко второму мосту. Вернувшись к мосту, мы  перешли реку и двинулись вверх. Мы потеряли  часов пять времени и затратили много сил.  Так  прошел первый день.  За этот день мы изрядно  устали,  но  я уже чувствовал как падают с моих  плеч цепи города и его суеты, я уже начинал  слышать голоса леса и реки, я уже начинал думать о  вечном:На утро мы снова двинулись  к своей цели -   Кучерлинскому озеру. Мы все время двигались вдоль реки, но после обеда во второй раз, потеряв бдительность вдруг стали отдаляться от нее и подниматься куда-то вверх. Потом подъем стал настолько крут, что, поднявшись наполовину, как нам казалось, уже не хотелось спускаться. Мы все же решили осмотреть, чем все это кончиться. Мы видели, что движемся уже не вдоль реки Кучерла, а перпендикулярно ей. Поэтому в нас родились смутные сомнения, что теперь мы идем не на Кучерлинское озеро, а на Аккемское, через перевал. Вот только какой?  Понять это из своей карты мы не могли, на нашей карте вообще не было этой дороги. Но силы все таяли, а подъем все продолжался.  Мы шли по лесу, где совершенно не было мало-мальски ровного места для ночевки, однако идти уже я больше не мог. Но и надежда на то, что мы просто обходим какую-либо гору, тоже была. Я все ждал,  что тропа должна пойти вниз, к реке Кучерла, но она шла только вверх.
  Когда силы окончательно меня покинули я бросил рюкзак и, отдышавшись стал шарить глазами по лесу в поисках места для ночевки. Но даже намека на подобное место не было. Всюду были огромные кочки и большой наклон, так что поставить палатку, даже такую небольшую как у нас было просто негде. Но вдруг мне показалось, что за маленькой речушкой, вдоль которой мы теперь поднимались, есть такое место! Я попытался перелезть на тот берег по завалу огромных сухих деревьев. Их обломанные сучья страшными штырями торчали во все стороны, сгнившие ветки трещали под моими ногами грозя уронить меня на эти штыри. Я, что есть силы цеплялся руками за сучья потому что ноги так устали, что просто отказывались меня держать. Наконец я перебрался на тот берег и стал осматривать место. Мне показалось, что я нашел плохое, но все- таки сносное место для стоянки и стал перебираться по завалу обратно. Вдруг толи усталость дала о себе знать, толи я расслабился, но нога моя соскользнула со ствола дерева и я уселся ногой на сучок, однако успел схватиться рукой за какую-то ветку.  Выбравшись я посчитал раны, проткнутая нога и поцарапанные руки.  Нет,  сюда  с рюкзаком не пробраться. Тогда моя жена, оставив рюкзак пошла еще вверх на разведку. Вернувшись, она сказала, что если подняться еще метров 100 будет хорошее место для стоянки.  Собрав последние силы,  мы дотащились до этого места:
Утром  мы продолжили подъем и через 1,5 часа достигли            седловины перевала. Красота, которая  раскинулась перед нами,   была впечатляющей.Мы просидели довольно долго в созерцании  красивейших алтайских гор, но нам нужно было принимать            решение, либо подниматься на перевал и уходить на Аккемское  озеро, либо спускаться вниз и продолжать свой маршрут. Теперь  мы точно поняли, что допустили вторую ошибку, и эта тропа через перевал ведет на Аккемское озеро. Вот только как долго нам придется спускаться к Аккемскому озеру, мы не знали. Поэтому мы решили возвращаться на нашу тропу на реке Кучерла. Спуск по крутому склону довольно трудное занятие, ноги устают очень быстро и шанс сорваться куда больше чем при подъеме. Но во второй половине дня мы уже отдыхали на нашей любимой реке Кучерла. Там мы встретили троих ребят из Екатеринбурга и Питера, которые поведали нам где же мы все-таки гуляли. Речушка, по которой мы пошли вверх называется Текелюшка и перевал  носит такое же имя.  Остаток этого и половину следующего дня мы  провели в движение к озеру, теперь мы никуда не отдалялись от реки и все время держались вдоль нее. Мне уже начинало казаться, что мы вообще никогда не придем к этому озеру, как вдруг шум реки стих и перед нами открылась водная гладь нижнего озера!Через полчаса мы уже сидели на Кучерлинском озере. Красота этих мест сказочна и нереальна, какие бы слова я сейчас не пытался подобрать, какие бы фотографии и видео  съемки не показывал вам, все равно это не способно отразить того, что мы  там увидели.  В Алтайском лесу водится огромное множество зверей и птиц, растет много разных ягод и грибов. Кедровые орехи, красная смородина, брусника, малина, горный мед - это то, чем   мы наслаждались на Алтае.Если вы физически здоровы и слово  <палатка> не вызывает у вас неприятия, то непременно поезжайте туда сами. Не смотря на все трудности, я уверен, вы останетесь довольны. Вы можете воспользоваться услугами туристических фирм, которые наймут для вас в алтайских селениях  лошадей,  покормят вас, позаботятся о ночлеге. На Кучерлинском озере есть интересные домики на недосягаемом берегу, принадлежащие одной питерской турфирме, ей же принадлежит база <Высотник>. Название этой фирмы мне прекрасно известно, но это уже реклама: Однако самостоятельная поездка обойдется вам намного дешевле. Там на озере мы встретили одну интересную пару из города Новокузнецка. Они поделились с нами продуктами и пошли       вниз. Через два дня когда мы сушились на базе <Высотник>, так как все два дня спускались под дождем и жутко промокли, мы снова  встретили эту пару из Новокузнецка. Их звали Надя и Сергей. Скооперировавшись вместе,  мы двинулись в алтайское село Тюнгур искать машину, которая отвезет нас вниз. Провели в деревне минут сорок, ребята купили у алтайцев молока и золотой  корень. Оказалось местные жители совсем не страшные, они мало,чем отличаются от наших деревенских жителей. Разве, что наличием деревянной юрты во дворе, которая служит им  чайной и  местом собрания всей семьи. Хотя рядом стоит большой дом, в юрте все - таки привычнее и лучше. Вот такой вот он-Алтай!