Шахматы демонстрировались: атташе по культуре
Российского посольства в Украине 1997; в "Украинском доме"города
Киева 1997 г.; гостям и хозяевам Славянского базара в г Одессе в 1998г |
Поворотные вехи истории Москвы времен Рюриковичей. Шахматы, посвящены 850-летию Златоглавой Москве.
Автор- Елена Уралова.
|
В композиции сделана попытка авторски отразить поворотные вехи
в истории
Москвы в эпоху Рюриковичей: упоминание в летописи-
1147г.; закладка деревянной крепости- 1156
г.; разорение и сожжение Москвы ханом Батыем
-123; захват Московского кремля поляками и
сожжение Москвы- 1611г .
С целью более детальной проработки костюмов, фигуры выполнены в виде бюстов.
Белые.
|
Черные.
|
Король- Юрий Долгорукий . За
основу взято его описание из исторической литературы. Впереди на
кольчуге изображено солнце. Это подчеркивает его связь с киевскими князьями(в
основу положено крылатое выражение "Владимир- солнышко"). На
спине- один из вариантов" Георгия- победо- носца",что олицетворяет
связь с Москвой.
|
Король- хан Батый. На груди
у него "золотая" пайцза с изображением разъяренного тигра. Пайцзу
получил Бату-хан из рук своего отца- сурового и смелого Джучихана. А Джучихан
получил из рук своего отца- Чингисхана. Голова тигра означает повеление
кагана: " Вы должны повиноваться хранителю этой пайцзы, как будто
мы сами приказываем". На спине "вышит " серый кречет, несущий
черного ворона- покровиеля рода Чингисхана.
|
Ферзь- русская княжна, помощница в делах
княжьих, символизирует возрождение земли Московской.
|
Ферзь- одна из семи жен - Юлдуз, сопровождавшая
Бату- хана в походе на Русь. Она была любимой женой хана Батыя. На шали
вышито семь звезд. Это означает, что она взята в поход седьмой рабочей
" черной " женой. На голове ее ожерелье из Царьграда, подаренное
главой Рязанских послов , зверски убитых Бату- ханом.
|
Ладья- башня деревянного Москов-
ского кремля, начало которому, согласно исторической литературе, положил
Юрий Долгорукий в 1156г., начав строить укрепления на берегу р. Москвы.
1237 г.
Монголо- татарская орда пересекает земли русские, предводимая внуком Чингисхана-Батыем.
Последний наряду со многими горо- дами русскими сжег и Москву.
|
Ладья - одна из башен возрожденного
после нашествия монголо- татар белокаменного Московского кремля.
|
Ладья- шатер монголо-татар.
На своде изображено движение небесных светил по небосклону, обозначающее
стремление хана Батыя к завоеванию всего мира. На стенах шатра изображены
символы татар и монгол
Конь(1-й)-дикий кипчакский конь,
покрытый попоной после укрощения.
Пешки(3 шт.) -татарские и монгольские
воины (тысячные и сотники).
|
|
|
Кони(оба)- русские богатырскиe
кони, оседланные и готовые к походу.
Пешки (3 шт.)- русские богатыри
, защитники земли русской и московской
|
Начало 17 столетия. Польша, Литва стараются захватить Московское
государство. 1611г. польские
захват- чики сжигают Москву.
|
Слон (1-й)-олицетворяет польского
короля Сигизмунда в шляхтичских латах.
|
|
|
Слон (1-й)- князь Дмитрий Пожарский.
Слон (2-й)- Кузьма Минин
Пешки белые(3шт.)-стрельцы, защищавшие Москву.
|
Слон (2-й)- Лжедмитрий, марионетка
польско-литовских захватчиков. На груди у него герб с чистым полем, означающий
отсутствие родовитости.
Ладья (2-я)-шатер польско-литовских
захватчиков. На своде изображены элементы гербов польской шляхты. На стенах
шатра приведены: Польский герб, Литовский герб, элемент герба гетмана Сагайдачного,
основные элементы гербов шляхты.
|
|
|
|
|
|
|
Пешка (1- шт. )- зажиточный
донской казак, принимавший участие в освобождении Москвы.
Пешка(1- шт. )- бедный украинский казак, недовольный
польским правлением, будущий соратник "старого Хмеля"
( Б.Хмельницкого) и принимавший участие в борьбе против польско- литовских
войск.
|
Конь (2-й )- конь тяжелой рыцарской
конницы.
Пешки3 - шт. )- польские шляхтичи и литовские
рыцари.
Пешка(1- шт. )- бедный донской
казак, олицетворяющий сторонников Болотникова, поддерживавших поляков.
Пешка (1 шт.)- украинский казак
(зажиточный), олицетворяет соратников гетмана Сагайдачного, принимавших
участие в походе против Москвы.
|
|
|
|
|
|
На одном торце шахматной доски вырезан собор Василия Блаженного,
а на другом- один из вариантов "Георгия- Победоносца". Спереди-
вид на Московский Кремль 17-18 столетий. Все барельефы окружены листвой-
символ непроходимых лесов Руси.
Сзади изображены волны- это символизирует многочисленные водные преграды,
которые необходимо преодолеть врагу при продвижении к Москве. Искусственно
создано небольшое расстояние между шахматными полями, что также означает
многочисленные водные преграды на пути к Москве.
Основная литература:
1.Б. А. Рыбаков "Мир истории: начальные века русской истории", изд." Молодая Гвардия",
2.Б. А. Рыбаков "Мир истории: начальные века русской истории", изд."Молодая Гвардия", М.,1984 г.
3.Энциклопедический словарь. Гл. редактор Б.А. Введенский, изд. "Большая советская энциклопедия", М., 1953 г.
4.С. М. Соловьев "Чтения и рассказы по истории России", изд."Правда", М.,1989 г.
5. Наталiя Полонська-Василенко "Iсторiя Украiни", Т. 1,
вiд."Либiдь ", Киiв,1993 р.
6.Лев Колодный"Самая главная площадь ", изд. " Детская литература " , М. , 1985 г.
7.Рабинович "Не сразу Москва строилась", изд. " Московский рабочий", М., 1982 г.
8.А В. Шишов "Минин и Пожарский", изд."Военное издательство", М., 1990 г.
9.Д. I. Яворницький"Iсторiя запорiзьких козакiв", Т. 1- 3, вiд. " Свiт ", Львiв, 1990 р.
10.В. К. Лукомский, В. Л. Модзалевский "Малороссийский гербовник", изд. "Либiдь", Киiв,1993 р.
11.И. Каменцева, Н. В. Устюгов "Русская сфрагистика и геральдика", изд."Высшая школа", 1974 г.
12.В. Ян "Батый ", изд." Правда", М.,1984 г.
13.I. Крипякевич"Коротка Iсторiя УкраIни", Репринтне вiтворення 1918 р., Днiпропетровськ, 1991 р .
Пишите
|
|
|