О рекламе

Давайте начнем с того, что определимся, чем реклама является, и чем она не является, и являться не может.

Любая реклама какие-то сведения людям дает. Но чаще всего честно сообщается только то, что существует некая фирма, которая продает то-то и то-то, и что находится эта фирма там-то и там-то. Все остальное - либо полный, либо частичный обман. И никакая фирма не хочет, чтобы потребитель владел честной информацией о ее продуктах или услугах, потому что тогда о любом товаре или услуге возможному покупателю должно быть известно все, включая их отрицательные свойства. А это снижает количество реальных покупателей, и, конечно, - доходы фирмы. Поэтому в ход идут все мыслимые средства "окучивания" потенциальных покупателей и их кошельков. От умолчания до прямого обмана. Каждое слово в рекламе тщательно взвешено. Очень часто этим занимаются профессиональные психологи. Но взвешено не с точки зрения правдивости или точности, а с точки зрения влияния на покупательские массы.

Мало того, все рекламодатели, даже при прямой конкуренции между собой, строго придерживаются одного правила, согласно которому все они, при любых противоречиях, все-таки находятся на одной стороне баррикады, а масса окучиваемых клиентов - на другой стороне. Данная конкретная стиральная машина всегда лучше, но не другой конкретной стиральной машины, а лучше некоторой "обычной". Данный стиральный порошок, или прокладки на каждый день, или детские подгузники, или зубная паста, или компьютер также лучше "обычных" аналогов. Это - негласный сговор производителей и торговцев против покупателей, и одновременно - доказательство нечестности рекламы. Оно и понятно. Ведь если сегодня сравнить свой стиральный порошок с другим конкретным порошком, то придется критиковать последний, а значит - рассказывать о его отрицательных качествах. Они, кстати, прекрасно известны, поскольку каждая солидная фирма имеет свои исследовательские лаборатории, где проверяют и тестируют не только собственную продукцию, но и продукцию конкурентов. Но если это сделать, то завтра конкурент ответит тем же, и покупателям станут известны отрицательные качества твоего собственного порошка... или компьютера. Это как раз и будет честная информация, но кому она нужна? Покупателям? Их нужды рекламодателей не волнуют, и оплачивать их они не собираются. Мне вот всегда было интересно, что станут делать рекламодатели, если в продаже появится стиральный порошок в яркой красивой упаковке и под названием "ОБЫЧНЫЙ"?

Отсюда первый вывод для любого потенциального покупателя: в рекламе правда только то, где искать данную фирму. Все остальное лучше на веру не принимать.

Второе, что нужно понимать, так это то, что рекламный бизнес - один из самых выгодных, если не самый выгодный. В нем крутятся миллионы, если не сотни миллионов долларов. Прямо здесь, в России. Это настолько нешуточное дело, что если Влад Листьев, например, каким-то образом затронул интересы людей, которые "держат" этот бизнес на телевидении, то другой причины его убийства я бы и не искала. Несколько секунд телевизионной рекламы стоят рекламодателю десятки тысяч долларов, - в зависимости от времени, когда реклама пойдет в эфир и от популярности передачи, которую она прервет. Но наивен тот, кто полагает, что эти деньги рекламодатель платит из своего кармана. Он платит их из наших с вами карманов, то есть из карманов покупателей, которых этой рекламой привлечет. Потому что, как и любые другие расходы на производство и реализацию, рекламные расходы тоже включаются в цену товара.

И тут возникают о-о-о-очень интересные аспекты. Например, по телевидению регулярно идет реклама "Российских железных дорог", и только рекламодатель да телевизионщики знают, в какую сумму она обошлась российским пассажирам. Именно пассажирам, - не думаете же вы, что эти затраты не включены в стоимость билетов! Между тем, давайте подумаем, а может ли эта реклама сама по себе реально привлечь хотя бы одного пассажира? Я уверена, что не может. Кому нужно ехать - и так поедет, и именно по российской железной дороге, поскольку другой-то нет. Кому не нужно - не поедет, хоть ты зарекламируйся. Выходит, полные идиоты сидят в МПС, или откуда там эта реклама оплачивалась? Вот уж не думаю. Моя версия этих событий - щедрый "откат". Ну, то есть, потенциальному рекламодателю предлагают: "Закажи рекламу, скажем, на 100000 зелененьких, и 25 процентов получишь наличными". Поди, плохо? И почему не согласиться, если заплатят в итоге все равно пассажиры? Это, кстати, еще одна причина, почему я считаю необходимым жесткий антимонопольный контроль над естественными монополистами, - мы уже об этом как-то говорили.

Нет, конечно, это не обвинение МПС. Для обвинения доказательства нужны, а их не так-то просто раздобыть. Подчеркиваю, - это только версия. Предложите другую, более правдоподобную, и я тут же от своей откажусь. Например, МПС может публично заявить, что решение это дурак принимал, и что он уже уволен. И все, - официального обвинения уже не предъявишь. Другое дело, поверим мы в это или нет. Я не поверю.

Но вернемся к рекламе. Вот как раз потому, что меня заставляют оплачивать эти бешеные расходы на рекламу, я стараюсь вообще не покупать рекламируемые товары. И это - второй вывод для потенциального покупателя: все затраты на рекламу идут из его кармана.

Кроме того, думаю, что все хорошие товары рекламируют их покупатели лично, остальные рекламирует радио и телевидение.

Третий вывод касается "привлекательных" или "доступных", или "низких" цен. Или еще так называемых скидок. Самая низкая цена, после всех "скидок", не может не включать все затраты, в том числе на налоги, рекламу, и так далее, и еще некоторую прибыль. Следовательно, если вам "вкручивают" что-то о фантастическом снижении цен, то это означает либо что вам пытаются столкнуть неликвиды, либо что до снижения цен вас просто обдирали сверхвысокой ценой. А скорее всего - то и другое вместе.

Особенно смешны всякие "бесплатно". Бесплатно только вороны каркают. За все остальное вы заплатите. Другой вопрос, в какой момент, в какой форме и сколько конкретно.

Но у "рекламной" темы есть еще одна сторона, которой хочу коснуться. Ладно еще, когда реклама прерывает развлекательное шоу, или матч "Большого Шлема", или даже политическую программу, - можно как-то мириться. Но вот представьте: талантливый режиссер поставил психологически сложный художественный фильм. Ведь ему, чтобы создать атмосферу фильма, чтобы погрузить зрителя в эту атмосферу, заставить сопереживать героям (а зачем еще мы смотрим кино!), понадобилось вложить весь свой талант, все мастерство актеров, оператора, мастеров монтажа, и бог знает какого еще количества талантливых творческих людей. Ведь режиссер работает на души людей, вызывает к жизни их лучшие чувства, будит их тончайшие оттенки и старается сделать людей лучше. И вот - триумф, получилось создать именно такую атмосферу, какая нужна! Только сами мастера знают, каким трудом такое дается. А потом, в самый напряженный момент фильма, врывается что-нибудь вроде прокладок с крылышками или детских подгузников. Да это все равно, что вытереть ноги о "Джоконду" Леонардо да Винчи.

Не говорите мне, что во всем мире художественные фильмы прерываются рекламой, и никто от этого не умер. Во-первых, не факт, что не умер. Кто знает, может, если бы Билл Клинтон смотрел фильмы Формана без рекламных перебивок, то и Югославию не превратили бы в полигон для новой техники НАТО. Потому что фильмы Формана формируют душу.

А во-вторых, Россия - не США. Это же нужно настолько не знать своего народа, чтобы не понимать: российский зритель - особенный. Он в даже в коллизии "Санта-Барбары" и "Рабыни Изауры" вживается всем сердцем, полностью погружаясь в атмосферу фильма. Не говоря уже о кинолентах Андрея Тарковского. И реклама в этот момент для него - личное оскорбление, он и рекламодателя ненавидит, и его товары. И кто же может рассчитывать потом ему эти товары продать?

Поймите, здесь уже не о рекламе речь. Здесь речь о том, что если ставить задачу вытравить из российских душ способность к сочувствию и сопереживанию, то вот оно, первое средство - реклама во время показа художественного фильма или спектакля.

Подвожу итог: реклама и ее засилье - зло неизбежное, бороться с ним невозможно и даже опасно. Но рекламные перебивки художественных фильмов и спектаклей я бы запретила законодательно, квалифицируя это как грубое нарушение авторского права на единство и целостность художественного произведения.

А теперь, если Вы согласны с тем, что прочли, скажите мне об этом. Вот кнопка:

Click Here!

Вернуться на главную страницу