Как догнать и перегнать Америку?

Давайте порассуждаем.

Десять столетий назад Русь уже приняла христианство и перестала быть языческой страной. Но и пять столетий назад на карте мира еще не было США. Ни в каком виде. Тем не менее, сейчас эта страна есть, и уровень ее нынешнего развития сегодняшней России даже не снился.

Для меня главный урок из этого простого факта состоит в том, что даже многовековое отставание можно преодолеть. И можно значительно опередить того, от кого отставал на века. Вот мой ответ анекдоту.

Причем нам-то даже изобретать ничего не нужно. Достаточно понять, что позволило США в исторически короткий срок так сильно рвануть вперед.

Я ответ знаю, как знаете его вы, как знает его любой грамотный человек.

Если вам нужна самая современная стиральная машина, пойдите и купите ее. Если вам нужно много таких машин - купите линию по их производству. Если нужно очень много - купите технологию и создавайте свои собственные линии. Но даже в том последнем случае ваши стиральные машины будут современными очень недолго, потому что, пока вы наладите производство по купленной технологии, кто-то в мире придумает более совершенные технологии и более совершенные машины.

И есть только один способ постоянно быть впереди: иметь мозги, которым все технологии и создаются. Чтобы этот кто-то, который придумывает, каждый раз оказывался нашим соотечественником.

Их, мозги, можно выращивать. Их можно покупать. Но их обязательно нужно иметь.

Это поняли в США очень давно, и пошли по пути покупки мозгов во всех странах мира. Просто людям умственного труда создавались для жизни и работы идеальные условия. Отсюда и впечатляющий рывок в развитии.

Это поняли в Японии, и пошли по пути выращивания собственных мозгов. В результате крошечная, недавно еще отсталая и феодальная, Япония сегодня - главный мировой конкурент США в вопросах технологии.

Это когда-то понимали и в России. Успех петровских реформ был обусловлен тем, что царь Петр как раз и выращивал собственные мозги, посылая на учебу боярских детей и учась за границей сам.

Но сейчас в России этого не понимают. То есть, теоретически-то понимают, но не только не покупают и не выращивают мозги, а даже позволяют самобытным российским талантам, чудом пробившимся в условиях пренебрежительного отношения к умственному труду, утекать на Запад.

И вот, если сохранится это пренебрежительное отношение к умственному труду, если не будет для умных и талантливых людей в России таких условий, какие им созданы в США и Японии, то тогда наше отставание действительно НАВСЕГДА. Но достаточно поставить умственный труд на то место, которого он заслуживает, достаточно оценить его так, чтобы лучшие выпускники престижных американских вузов почитали за честь и успех найти работу в России, как от нашего отставания за какие-нибудь 50-70 лет не будет и следа.

Это, между прочим, не исключает и японского пути развития. Мало того, если применять оба этих способа одновременно, - покупать мозги и выращивать, а потом удерживать собственные, то есть шанс все сделать быстрее даже, чем это удалось Японии.

И начинаться все, я думаю, должно с учителя. Относитесь к Ленину, как хотите. Но вспомните его обещание: "Мы поставим учителя на такую высоту, на какой он никогда не стоял, и стоять не может в буржуазном обществе". Это обещание осталось невыполненным. Не будем касаться причин этого невыполнения, посмотрим только результаты.

В условиях, когда учитель нищий, в педагогические институты будут поступать только средненькие выпускники школ. Талантливые ребята туда не пойдут. Это правило, и случайные исключения ничего в нем не меняют.

Но ведь ясно, что из троечника-выпускника получится троечник-студент, а из него - троечник-учитель. И вот именно ему мы доверим детей. И именно от него, троечника, мы будем ждать отличников-выпускников. Не дождемся. Либо это будут липовые отличники, либо это будут единицы, когда могли бы быть сотни и тысячи.

Хочу сразу оговориться. В российских школах есть талантливые учителя. Но это - вопреки государственной политике в образовании, а не благодаря ей. И есть учителя, которые своим трудом, работой над собой смогли добиться, что стали крепкими специалистами. Речь - не о них, талантливых и трудолюбивых. Речь идет о системе и об основной массе. В массе своей сегодняшний учитель это вчерашний троечник, со всеми вытекающими последствиями.

Так обстоят дела.

Если хотим, чтобы они обстояли иначе, то нужны условия, в которых учитель, рядовой учитель был бы богат и счастлив. Только в этом случае блестящие выпускники школ будут толкаться локтями на вступительных экзаменах в педагогический институт. И из них выйдут отличные учителя. Которые будут поставлять обществу отличных выпускников школы в массовых количествах. И так далее, этот процесс бесконечен, нужно только его запустить.

А теперь, если Вы согласны с тем, что прочли, скажите мне об этом. Вот кнопка:

Ваше слово! Рейтинг сайтов

Click Here!

Вернуться на главную страницу