Воспитывать или не воспитывать...

Все воспитание ребенка сводится к тому, чтобы он усвоил, что такое хорошо и что такое плохо. Но это совсем не так просто, как кажется. Например, на первый взгляд может показаться, что родители могут влиять на ребенка иначе, чем воспитаны сами. Скажем, вырабатывать у маленького человечка такие представления о добре и зле, которые отличаются от их собственных представлений. Но на самом деле это не так. Мама-официантка может сколько угодно внушать ребенку, что брать чужое без спросу нельзя. Но если она сама при этом периодически приносит с работы "бесплатные" продукты, то ни скрыть это от своего ребенка, ни воспитать его честным человеком у нее не получится. И любые душеспасительные беседы о девичьей чести пропадут втуне, если сама мама беспорядочно меняет половых партнеров. И так далее.

Строго говоря, если бы влияние на детей ограничивалось только родительским влиянием, то дети в вопросах добра и зла каждый раз всего только повторяли бы позицию своих родителей, а поговорка насчет яблока и яблони точно отражала бы жизнь. На самом деле в жизни это происходит иначе, и только потому, что помимо родителей мощное воспитательное влияние на детей оказывает сама окружающая жизнь. Воспитатели в детских садах. Учителя и одноклассники в школах. Тренеры на спортивных полях и площадках. Друзья-приятели в подворотнях. Радио, телевидение, газеты. Фильмы, которые смотрит ребенок и книги, которые он читает. И все это вместе взятое по силе воздействия обычно превосходит то, что ребенок берет от родителей. С каким знаком оказывается результат такого комплексного воздействия, зависит от очень многих причин, и это лучше всего знают специалисты психологи и педагоги.

Но любой политик должен отдавать себе отчет, что если в обществе нет выстроенной системы воспитания, то формирующаяся психика маленького человечка остается один на один с массой противоречивых воздействий. И в этом случае результат воспитания перестает быть предсказуемым, а сам ребенок, как правило, оказывается плохо подготовленным к полноценному включению в общественные отношения. Вот почему сейчас так трудно делать прогнозы, каким окажется нравственный климат России через одно-два поколения.

Чем в этом смысле отличается послереформенная Россия от России образца хотя бы 80-х годов? В 80-х годах мы еще имели единую и довольно стройную систему воспитания. Хотя в ней могло многое не нравиться. Например, излишняя идеологизация. Искаженное преувеличение роли общественного в ущерб личному. Полное отсутствие четко поставленной задачи воспитания у детей чувства человеческого достоинства. И это еще далеко не все. Но это была система, она была едина и стройна. И в целом давала положительный эффект, поскольку большинство населения вырастало законопослушным и полноценно включалось в самостоятельную общественную жизнь.

Сейчас эта система разрушена до основания. У меня нет сомнений, что в ней многое нужно было менять, но мы, по доброй русской традиции, вместе с водичкой выплеснули и ребенка. Старую систему развалили, новой не создали. И я уверена, что это есть основная причина резкого роста преступности, наркомании, проституции в молодежной среде. Более того, в обстановке углубляющегося кризиса во всех сферах общественной жизни, задача создания другой воспитательной системы становится трудновыполнимой. Во всяком случае, ее решение потребует десятков лет. А поколения, которые за это время войдут в самостоятельную жизнь, уже непоправимо упущены. И скоро представители этих поколений, лишенные в массе своей здоровой нравственной основы, придут в производство, экономику, политику. И будут сами принимать судьбоносные для страны решения. К чему это приведет, не хочется даже думать.

Тем не менее, думать нужно, и нужно что-то делать, стараясь по возможности сократить период "воспитательного вакуума". Думаю, что сейчас следует интенсивно и внимательно изучать уже имеющийся опыт других стран. Это, во всяком случае, будет быстрее, чем заново изобретать велосипед.

Ну, например, готовясь к поездке в Китай, я многое прочла об этой стране. В частности мне попались заметки европейских психологов, изучавших китайскую систему воспитания. Один эпизод в этих заметках показался мне настолько многозначительным, что я хочу о нем рассказать.

Все, конечно, знают, нашу детскую игру "один лишний", в которую массовики-затейники играют с детьми на каждом утреннике. Ну, когда ставят в круг стулья - на один меньше, чем играющих детей, а потом дети под музыку танцуют вокруг этих стульев. Когда музыка обрывается, каждый стремится занять ближайший стул, а кому стула не хватило, тот выбывает из игры. Вместе с ним "выбывает" и один стул, и все начинается сначала. В конце остается один-единственный победитель, лучше всех толкавшийся локтями в битвах за "место под солнцем". Ну, и что эта игра воспитывает?

Так вот, у китайских детей есть похожая игра. Но там она - коллективная. Соревнуются две команды. Те же стулья, та же музыка, но никто из детей после очередного тура из игры не выбывает, - выбывает только стул. Выигрывает команда, которая сумела большим числом разместиться на меньшем количестве стульев. Естественно, дети обвешивают эти стулья живыми гроздьями, прижимаются как можно теснее, хохочут, и в конце концов валятся на пол в невообразимую кучу-малу.

Так просто, но посмотрите, что воспитывает такая игра! Первое - нет у тебя противников среди твоих друзей. Даже временных противников нет. Есть общий противник - сила земного притяжения, и нужно коллективно его одолеть. Второе: без поддержки (в самом прямом смысле слова!) и помощи товарищей в эту игру не выиграть. Третье: если между какими-то детьми существует личная неприязнь, то объективная необходимость сидеть друг у друга на руках, обнимать друг друга и удерживать от падения как минимум снижает эту неприязнь. Четвертое: в этой игре не бывает обиженных, - тех, кого оттолкнули. Даже самому слабому здесь помогут все, поддержат и позаботятся о нем, так как он - член команды. Если ему не хватит места или сил удержаться, то ведь вся команда проиграет!

Вот вариант игры, которая не разобщает, а объединяет. Которая учит с малых лет не соперничеству, а сотрудничеству, прививает понимание того, что объективные проблемы, поставленные природой и жизнью, легче решаются сообща. Нам же всячески пытаются привить индивидуалистическую, протестантскую мораль.

Конечно, китайский опыт - не панацея. И у нас, в России в народных традициях разных народов, есть очень много полезного, не все было плохо и советской системе. Главное - помнить: в воспитании нет мелочей, а полезные элементы системы воспитания можно найти у любого народа. Нужно только учиться, учиться строить все заново...

А теперь, если Вы согласны с тем, что прочли, скажите мне об этом. Вот кнопка:

Click Here!

Вернуться на главную страницу