Зачем Республике Коми нужен выход к морю и почему его нет

Надо думать, что когда Сталин (или кто-то по его указке) черкал карту СССР, определяя будущие внутренние границы, то сознательно стремился ограничить "право наций на самоопределение вплоть до отделения", - помните ленинский принцип? Так вот, принцип-то провозгласили, и автономные республики создали, но при этом позаботились, чтобы ни одной из них не пришло в голову пользоваться своим правом на самоопределение. Вы, конечно, смотрели карту перед тем, как задавать этот вопрос? Действительно, граница Архангельской области, отсекающая Республику Коми от Ледовитого океана, проведена карандашом точно по линеечке.

Можно ли пересмотреть эту границу? Теоретически можно. Например, Архангельская область могла бы по договору с Республикой Коми передать нам узкую полосу, достаточную для строительства железной дороги к морю и порта, а в обмен получить такую же по площади территорию в южных, гораздо более для нее привлекательных районах. Практически же это обязательно наткнется на сопротивление центральной власти. Но почему не попробовать?

Теперь главная часть вопроса.

Сырьевой характер экономики Республики ни для кого не секрет. Мы сегодня - сырьевой придаток, и только. Причем в настоящее время такой придаток, богатствами которого Россия даже не очень и пользуется. Просто держит их "про запас". То, что это наносит прямой ущерб интересам Республики и ее жителей, уверяю вас, никого в Москве не беспокоит. Особенно катастрофической данная позиция является для таких городов, как Воркута и Инта. Ведь в этих городах угольная отрасль является единственной градообразующей. Ну, на что это похоже, когда цена угла при доставке его по железной дороге до границы России практически удваивается? Это разрушает и саму отрасль, и всю бюджетную сферу угольных городов, и их строительный комплекс. Надо же было вбухать такие огромные деньги в 33-ю шахту, чтобы потом ее просто затопить!

Но, имей мы собственный порт на Ледовитом океане и железнодорожную ветку к нему, - нас уже меньше волновала бы готовность или неготовность "материковой" России покупать наше сырье, и, в частности, уголь. А транспортные цены на российских железных дорогах, которые сейчас устанавливаются монопольно, не волновали бы вовсе. Тогда мы могли бы поставлять свое сырье на внешний рынок хотя бы несколько месяцев в году (в период навигации) по конкурентоспособным ценам. Сейчас такой возможности нет, потому что стоимость провоза нашего сырья по территории остальной России до самых границ резко увеличивает цену того же угля и делает его неконкурентоспособным.

Должна сказать, что сама по себе идея вывода Республики к морю мне не принадлежит. И властями Республики такая необходимость тоже вполне осознается. В частности, существует проект строительства железнодорожной ветки Карпогоры-Вендинга, которая должна соединить по кратчайшему пути нашу железную дорогу с дорогой архангельского направления, - с тем, чтобы короче можно было попасть на терминалы Архангельского порта. Экономится примерно 400 км железнодорожных перевозок, ожидаемое снижение транспортных тарифов - от 30 до 50 процентов. Создана администрация этого проекта. Это тоже сносное решение, но проекту "Белкомур" уже лет пять, если не больше, а первое звено этой ветки уложено только в октябре 1998 года. Говорят, в России долго запрягают, но быстро ездят. Только не слишком ли долго в этом случае мы запрягаем?

Конечно, любое подобное решение требует первоначальных затрат. Но под солидный проект можно же привлекать инвестиции, хотя бы за долю в доходах от реализации сырья или под договор о льготном ценообразовании. Уверена: если посчитать экономику вопроса, разработать технические условия, объявить международный тендер, - то инвесторы обязательно найдутся. Кстати, намерение искать инвестиции под этот проект, продемонстрировал в своем ежегодном докладе и Глава Республики.

В любом случае, это - движение вперед, по пути превращения Республики из сырьевого придатка в субъект мирового хозяйства, экспортирующий готовую продукцию.

А теперь, если Вы согласны с тем, что прочли, скажите мне об этом. Вот кнопка:

Click Here!

Вернуться на главную страницу