Петроглифы на камнях Латвии


Словиша

 

В Августе 1986 года латышский натуралист Гунтис Энинс, пробираясь сквозь густой лес долины реки Брасла, обратил внимание на странные видения между камней... Рисунки дней иных.

Еще 30 петроглифов на камнях и скалах Латвии было открыто за прошедшие двенадцать лет. Символы, начертанные на камнях, являются в своем роде уникальным явлением, и требуют подробного изучения. Уже обнаружено множество различных изображений, из них важнейшие: из Виртаки (рис.3), на камне из реки Гауйа (рис.1), на берегу реки Брасла (рис.5). Несколько лингвистов и археологов Латвии высказывали свои мнения по данным изображениям, впрочем не достигнув единства. Д. Уртанс считает, что основное количество изображений, мегалитов, камней* Велняса- это останки культа "ведьм Велняса", который существовал по его мнению, две или три тысячи лет назад. А по поводу петроглифов Виртаки, в журнале "Karogs" Уртанс сообщал: "Наиболее вероятно, что открытые знаки были вырезаны в позднее средневековье (16-17 века)". Уртанс сделал такой вывод, потому что петроглифы очень похожи на "знаки собственности" из Виртаки, которые использовались латышами до первой половины 19 века. Эти знаки ставились на предметы быта, и означали владение или фамильный знак отдельного лица. Иногда знаковую систему использовали для записи долгов и счета. И действительно: некоторые из "знаков собственности" очень похожи на петроглифы, но вообщем являются другими по своей сути(1), и времени начертания. Трудно сказать, являются ли эти изображения пиктографией, идеографией, или буквенной письменностью, но можно утверждать совершенно точно- это текст, несущий в себе важный, сакральный смысл. Вряд ли это буквы и слова, скорей всего это запись образов, сакральные письмена мироздания. Наиболее близок к реальности лингвист Карулис: "Магические символы следовали с человеком всю его жизнь... и его взгляд на мир выстраивался в определенную систему мироздания... Чтобы понять это точней, запомнить, и передать поколениям." Он дает очень интересную интерпритацию изображения на камне из Виртаки: "На верху солнце (символ неба). Под ним горизонтальная линия (земля), под которой символ змеи (древний знак земли), за тем мы видим знак подземного солнца (который символизирсолнечный круг со знаком птицы внутри, что означает улетающую душу), затем Подземные холмы (угловые линии, которые символизируют холмы древних культур тысячи лет назад). По видимому, знаки под этой линией символизируют различные существа, обитающие под землей." (Карулис, 1988)
Сам Гривинс считает, что такая интерпритация слишком примитивна, и может использоваться только в определенных случаях. И, приводя в пример знаки с камня из реки Гауйя, Гривинс утверждает, что это письменность, которую они (Гривинс, и др. латышские ученые) не могут прочесть(1).

 
      рис. 1- River Gauja

 
      рис. 2 - Talava

Другим ученым, Оязом Озолнисом была расшифрована нижняя группа знаков, со скалы реки Брасла (рис.2). На камне изображены различные композиции из крестов и очерченных пространств, которые Озолинс считает древними картами; а знаки по мнению исследователя являются символами племен, или общин, населяющих эти территории, что вполне вероятно.

Теперь, изложив позиции многих ученых по вопросу изображений, мне самому нужно высказать свою точку зрения. Как бы не был Карулис близок к пониманию символов, изображено там иное. Возможно и верно восприятие правой группы изображений, как символа мирового древа, но скорей всего автор изображения вырезал образ рождающего действа.

 
      рис. 3 - Virtaka
рис. 4 - birning

Группа символов, расположенная слева, изображает женское начало, в момент появления нового живого существа, в виде ромба, который, в свою очередь символизирует космос. Это изображение практически детально совпадает с определенными орнаментами русской вышивки, рассмотренной Б.А.Рыбаковым (рис.4).

Правая группа знаков изображает более детально процесс деторождения, окруженный всей сопутствоющей мифологической символикой. Рождающее начало, видимо, ограничивается изогнутой линией (истолкованной Карулисом, как Подземные холмы) а ниже сам образ новой жизни в виде знака "O". Остальную символику, я считаю, понять очень сложно. Она изображает различные проявления странной жизни, духов и богов, кружащихся и мерцающих.

И о петроглифах реки Гауйи: знаки на камне воспроизводят пути светил на небесах, т.е своего рода календарь древних жрецов Леттов. Внизу изображены люди, знаки вспаханного поля, что можно понять, как указания, когда сеять, пахать. В некоторых местах присутствуют знаки, которые можно интерпретировать как письменность, но только условно. Так-же на камне можно увидеть изображения звезд, во всем их сакральном великолепии...

 
      рис. 5 - River Brasla

*Вообще явление, как камни Велняса, связаны с рассматриваемыми нами изображениями. Рисунок показывает камень Велняса из округа Jekabpils (рис.6), Латвия. Огромный, (6,5 на 3,5 метра) камень являлся, когда-то давно алтарем древнего культа. На нем выбиты четыре малых отверстия, и одно большое. При чем малые расположены по форме ромба вокруг большого. Уртанс считает эти углубления огромным изображением копыта, потому что во многих фольклорных преданиях Велняс представлен с одной человеческой ногой, и с лошадиным, или коровим копытом. Видимо, академик не учел того, что такая форма копыт совершенно не реальна (1).


 
рис. 6 - Velinas stoun

 

Библиография:

1. Valters Grivins "Latvian rock art" mag. "At the Edge" #8, 1997.

2. Б.А.Рыбаков "Язычество древних славян"

Назад на Главную страницу.