РЕТРА (Rethra)


Давным давно, в самом начале врем+н приш+л Радигаст. Возгремел мир, встречая его, вихря травы и деревья. А вокруг жили великие и сильные Духи, дети и братья его. Их глаза светились огн+м древних знаний и холодом великого Неба. Их храмы кругами стоят на земле. И вечно стоять им, нерушимо. Солнце светило, и блики падали вокруг на холмы, и камни, и пели люди славя мир свой, и Солнца ход. Это путь без конца, путь за облака и дальше, к зв+здам, что светятся в глубине оз+р земель наших. А-а.. Вс+ в холмах, и песни и ветер. Огни костров, пиры, великие князья... И снег на полях шумит, вспоминая спящие травы.

На землях западных одним и важнейших священных городов была Ретра, что во владениях племени Редарей (Redarier). Есть несколько сведетельств средневековых хронистов, рассказывающих о славянских храмах упоминая имя Радигаста (Helmoldi, Adam of Bremen, Thietmari), но не все говорят именно о Ретре. Наиболее точным и полным я считаю это свидетельство: "...Знаменитейший город Редарей, Ретра- столица идолопоклонства; в н+м воздвигнут большой храм Богам, из которых главный Радигаст. В городе девять ворот и окруж+н он со всех сторон глубоким озером; входят в него по деревянному мосту, но это позволяется только тем, которые решают принести жертву, или получить ответ." (Адам Бременский, цит. и далее по А.Афанасьев "Поэтические воззрения...") Из этого сообщения мы можем понять, почему сведения столь разноречивы. Просто в Ретру не пускали христианских хронистов, и то, что им было известно- то только со слухов, и рассказов. Вероятно один Адам Бременский видел город сам, снаружи. В городе-храме жрецы гадали, предсказывали судьбу; и происходило это на общеплеменном уровне для всех Славян: как и Князей, так и простых землепашцев, воинов. Каждый год, на праздник в честь Божества приносились общие жертвы, собирался совет, решались племенные вопросы. Общий праздник был важным обьединяющим делом. "Ибо Редари и Доленчане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором находится идол Радегаста, и они только себе приписывали единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради ответов и ежегодных жертвоприношений." (Гельмольд)

О том, что это были за жертвы известно из следующего сообщения Адама Бременского. Он рассказывает о том, как язычники жестоко расправились с христианским мессионером, в день праздника Радегаста. Прич+м методы полностью совпадают с методами христианских рыцарей, злейших врагов Балтийских Славян. Это неудивительно, учитывая то, что Адам врядли мог бы остаться в живых после своих "наблюдений" за славянскими жертвоприношениями. "...голову же отсекли и, воткнув на копь+, принесли е+ в жертву Богу своему Радегасту в знак победы. Вс+ это происходило в столице Славян, Ретре, в четв+ртые иды ноября(т.е 10 ноября)." (Адам Бременский) О самой скульптуре Радегаста известно, что он держал в руках "секиру о двух остриях" (А.Афанасьев "Поэтические воззрения...") Немецкими археологами гордище Ретры не обнаружено. В одной из статей известный немецкий археолог Joachim Herrmann писал, что Ретра может быть Славянским фортом на холме около города Фелдберга. Но возможно Ретра сейчас под водой того озера, о котором говорил Адам Бременский, кто знает...




Назад на Главную страницу.
Назад на Святилища.