Иванов Ю.В. (Москва)

ПОДБОР СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО СОЦИОНИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

Результатов массовых опросов с определением психологических типов не публиковалось. Поэтому автором книги в 1999 – 2000 годах был проведен массовый опрос людей с определением психологических типов. В задачу исследования входило:

Для тестирования применялся видоизмененный тест Вейсбанда. Результаты тестирования заносились в базу данных. При обработке результатов учитывалось не только соционическая характеристика опрошенного, но и “выраженность характеристики”. Видоизмененный тест Вейсбанда дает возможность распределить ответы по следующей шкале: всего вопросов 28, из них по каждой характеристике 7 – (0 – 7, 1 – 6, 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 1, 7 - 0).

Исследованием было охвачено 592 человека, специалистов предприятий и студентов вузов.

Тестирование проводилось среди студентов Государственного международного университета природы, общества и человека “Дубна” (150 человек, специальность “Экономика”), студентов Московского государственного авиационного института (140 человек, среди них 90 – специальность “Экономика и управление”, 50 – техническая специальность “Энергетические установки”) и 11-ти человек других вузов. Вторая половина опрошенных является работниками промышленных предприятий, таких как авиационный завод “Авиакор” (Самара), Самарский металлургический завод, “Саянская фольга” (Саяногорск) и некоторых других.

Опрос (анкетирование) проводился в порядке личной инициативы автора, он не был результатом оплаченного заказа или гранта, поэтому охват и выбор опрашиваемых определялся в первую очередь возможностями автора книги. Автор является преподавателем МГАИ и читает курс в Университете природы, общества и человека “Дубна”, поэтому логично было опросить студентов этих учебных заведений (всего 301 человек). Вышеперечисленные предприятия автор консультировал по вопросам управления персоналом и параллельно провел там анкетирование (291 чел.).

Результаты тестирования по психологическим характеристикам представлены в табл. 1.28.

Таблица 1.28

Психологические характеристики

Мужчины

Женщины

Итого

Чел.

%

Чел

%

Чел.

%

Экстраверсия

139

45,9

144

49,8

283

47,8

Интроверсия

164

54,1

145

50,2

309

52,2

Сенсорика

107

35,3

115

39,8

222

37,5

Интуиция

196

64,7

174

60,2

370

62,5

Логика

203

67,0

186

64,4

389

65,7

Этика

100

33,0

103

35,6

203

34,3

Рациональность

193

63,7

151

52,2

344

58,0

Иррациональность

110

36,3

138

47,8

248

42,0

Из таблицы следует, что в целом в выборке преобладают интуиты (62,5 %), логики (65,7 %) и рационалисты (58,0 %). Экстраверты и интроверты представлены приблизительно поровну. Объяснить это можно, скорее всего, контингентом опрошенных – это специалисты-технологи и экономисты на предприятиях, а также студенты – экономисты и инженеры. Среди них и должны преобладать интуиты и логики. Проведение анализа по полу свидетельствует о некоторых различиях между мужчинами и женщинами. Среди мужчин заметно больше рационалистов (+ 11,5 пункта), несколько больше интуитов (+ 4,5 пункта), интровертов (+ 3,9 пункта), логиков (+ 2,6 пункта). При этом среди женщин экстраверты и интроверты, а также рациональные и иррациональные типы представлены практически поровну. В целом, если исключить характеристику “рациональность-иррациональность”, заметной разницы между мужчинами и женщинами не наблюдается.

Результаты исследования подтверждают положения соционики о равенстве полов по психологическим характеристикам и не подтверждают ходячие представления о “мужском” и “женском” характере. В соответствии с этими представлениями мужской характер – общительный, конкретный, логичный, решающий (т.е. мужчина экстраверт, сенсорик, логик и рационалист). Женский характер, в соответствии с этими же представлениями – замкнутый, задумчивый, чувствительный, воспринимающий (т.е. женщина – интроверт, интуит, этик и иррационалист). Соционика не выделяет специфические мужские и женские качества, и исследование это подтверждает.

По итогам анкетирования были построены диаграммы распределения людей по квадрам и типам (рис. 1, 2).

 

Рис.1

Диаграмма (рис.1) отображает распределение опрошенных по квадрам. Из диаграммы видно, что распределение реальных людей по квадрам равномерное - в каждой квадре присутствует примерно по четверти всех опрошенных. Следовательно, распределение психологических типов по квадрам отображает реальную действительность.

Диаграмма (рис. 2) отображает распределение опрошенных людей по психологическим типам. Оно, в отличие от предыдущей диаграммы, имеет ярко выраженный неравномерный характер.

 

Рис. 2

Представлены:

Максимально Минимально

ИЛЭ – 66 СЭЭ - 10

ЛИИ – 61 СЭИ - 14

ЛСИ – 56 ЭСЭ - 18

ЛИЭ – 54 СЛИ - 22

ЛСЭ – 54 СЛЭ - 24

ИЛИ – 52. ЭСИ - 24

Интерпретировать данные результаты можно следующим образом.

Как уже отмечалось выше, анкетный опрос проводился среди специалистов и студентов инженерного и экономического профиля, поэтому выборка достаточно точно показывает распределение экономистов и инженеров по психологическим типам. При этом она не является репрезентативной для российского общества в целом. Т.е. неправильно утверждать, что среди российских граждан преобладают психотипы ИЛЭ, ЛИИ и ЛСИ, при этом очевидно их преобладание среди российских инженеров и экономистов. Это неудивительно, если представить, насколько важны такие качества как логика и рациональность для специалистов этих профессий.

Теперь посмотрим, как распределились психологические функции (рис. 3). Графики построены для каждой соционической функции (на рис. 3 представлена экстраверсия – интроверсия). Остальные функции имеют такой же характер. На оси абсцисс каждого графика отложим варианты ответов (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), а за ось ординат – количество ответов.

Из графиков хорошо видно, что распределение характеристик соционических функций среди опрошенных носит нормальный характер. Каждый график описывается своей формулой распределения. На графиках ряд 1 соответствует плотности распределения, ряд 2 – само распределение.

 

Рис. 3. Распределение опрошенных по функции “экстраверсия –интроверсия”

Результаты исследования показывают: психологические типы Юнга и все модели, построенные на основе этих психологических типов (“Ю”, “А”), рассматривают психологические типы с ярко выраженными, контрастными характеристиками: интроверсия – экстраверсия, сенсорика – интуиция, этика – логика, рациональность – иррациональность. Т.е., по Юнгу и его последователям, прежде всего Августинавичюте, ИЛЭ – ярко выраженный иррационалист, интуит, логик и экстраверт, СЭИ – ярко выраженный иррационалист, сенсорик, этик и интроверт. Жизненный опыт убеждает, что в жизни промежуточных типов или подтипов встречается достаточно много, чтобы говорить об этом как не об исключении, а явлении типичном. Результаты анкетирования подтверждают эту точку зрения (“мы – средненькие”).

Результаты исследования показывают, что людей с ярко выраженными соционическими признаками не так много. При этом не ярко выраженным признаком считалось практическое равенство ответов по соционическим функциям. То есть если при ответах по какой-нибудь функции, например, “этика-логика” получено три ответа “логических” и четыре “этических”, или наоборот, четыре ответа “логических” и три “этических”, в исследовании это считалось слабым или не ярко выраженным признаком. Все остальные варианты (5-2, 1-6, 7-0 и т.д.) показывают ярко выраженный признак соционической функции.

При обработке результатов исследования опрошенные были разделены на следующие группы:

  1. Без ярко выраженных признаков (0 признаков)
  2. Один ярко выраженный признак, например интроверсия, или этика. (1 признак).
  3. Два ярко выраженных признака, например интроверсия и этика (2 признака).
  4. Три ярко выраженных признака, например, интроверсия, этика и рациональность (3 признака).
  5. Четыре ярко выраженных признака, например, интроверсия, этика, сенсорика и рациональность (4 признака). По сути это и есть ярко выраженный психологический тип, в данном случае это этико-сенсорный интроверт (ЭСИ).

Результаты расчетов по психологическим типам и квадрам представлены в таблице 1.

Исследование показало, что наибольшее количество опрошенных обладают двумя ярко выраженными признаками – 34 %, одним признаком – почти 30 %, тремя признаками – 25 %. Ярко выраженных психологических типов всего 5,1 %. Это оказывает существенное влияние на профессиональную ориентацию людей и профессиональный отбор персонала.

Таблица 1

Психологические типы и квадры

Количество признаков

0

1

2

3

4

Альфа

11

43

54

42

9

Бетта

15

40

49

38

9

Гамма

7

44

46

37

6

Дельта

12

49

52

33

6

Итого

45

176

201

150

30

Процент

7,6

29,7

34,0

25,3

5,1

По сегодняшней классификации промышленно-производственный персонал делится на три категории: основные рабочие, вспомогательные рабочие и РСС – руководители, специалисты, служащие. Эффективность работы любого предприятия в конечном итоге зависит именно от правильности принимаемых решений: сбора и подготовки информации, правильности проектов управленческих решений, и, наконец, от самих решений. Поэтому роль РСС на любом предприятии всегда была решающей. Особенно повысилась эта роль в рыночных условиях, когда неправильно принятое решение может привести к банкротству предприятия.

Начнем со специалистов. На свете существует несколько тысяч профессий и десятки тысяч должностей. Здесь выбраны и рассмотрены наиболее распространенные и необходимые для предприятия, в первую очередь в деловой сфере, менеджменте, финансах. Должностные обязанности для этих профессий взяты из тарифно-квалификационного справочника по должностям служащих.

В таблицах приведены лучший, приемлемый и не рекомендуемый вариант психологических типов для наиболее распространенных на предприятиях профессий. Лучший вариант – это лучшее сочетание двух признаков для данной профессии, худший – сочетание двух противоположных признаков, остальные варианты отнесены к приемлемым.

Администратор

Должностные обязанности. Обеспечивает работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий. Осуществляет контроль за сохранностью материальных ценностей. Консультирует посетителей по вопросам наличия имеющихся услуг. Принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей и проводит соответствующие организационно-технические мероприятия. Осуществляет контроль за рациональным оформлением помещений, следит за обновлением и состоянием рекламы в помещениях и на здании. Обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на прилегающих к ним или зданию территориях. Контролирует соблюдение работниками организации трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, техники безопасности, требований производственной санитарии и гигиены. Информирует руководство организации об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимает меры к их ликвидации. Осуществляет контроль за исполнением работниками указаний руководства организации.

Таблица 1

Профессия

Соционические характеристики

Лучший вариант

Приемлемый вариант

Не рекомендуемый вариант

Администратор

Иррациональность

Экстраверсия

ИЛЭ

СЛЭ

СЭЭ

ИЭЭ

ЭСЭ СЭИ

ЭИЭ ИЭИ

ЛИЭ ИЛИ

ЛСЭ СЛИ

ЛИИ
ЛСИ

ЭСИ

ЭИИ

Администраторы практически все время работают с людьми, выслушивая их и их претензии, принимают решения по этим претензиям, разрешают конфликты. При этом обстановка все время меняется, возникают новые ситуации, требующие быстрых решений. Лучшими качествами в этих условиях являются иррациональность – для быстрой реакции на меняющиеся обстоятельства и экстравертность – для постоянного общения с людьми. Поэтому лучшими администраторами являются иррациональные экстраверты (ИЛЭ, СЛЭ, СЭЭ, ИЭЭ), худшими – рациональные интроверты (ЛИИ, ЛСИ, ЭСИ, ЭИИ), подобными качествами не обладающие. При этом СЭЭ и ИЭЭ – этики, что помогает им лучше понимать мысли людей, в конфликтах действуют этическими методами. ИЛЭ и СЛЭ – логики, лучшие организаторы, старающиеся до конфликтов ситуацию не доводить. Остальные варианты являются приемлемыми.

Подобраны лучшие психологические типы и для других профессий специалистов: архитектор, аудитор, бухгалтер-ревизор, контролер, бухгалтер, финансовый менеджер, дизайнер, диспетчер, инженер, конструктор, логистик, менеджер по продажам, механик, программист, психолог, специалист по кадрам (персоналу), социолог, техник, технолог, художник, эколог, экономист, экономист-маркетолог, эксперт по маркетингу, экономист по планированию, электроник, юрисконсульт, эксперт по юридическим вопросам.

Подобраны лучшие психологические типы и для профессий служащих и рабочих: агент, водитель, грузчик, дежурный, дежурный бюро пропусков, делопроизводитель, кассир, кладовщик, лаборант, нарядчик, учетчик, оператор диспетчерской службы, охранник, стрелок, секретарь.

Роль руководителя в бизнесе очень высока, поэтому и задача подбора руководителя чрезвычайно важна. Для того, чтобы понять, как подбирать (назначать) людей руководителями, вначале необходимо описать, какие бывают руководители. Их можно разделить на восемь типов по тому, как они строят свои отношения с подчиненными. Психологические типы руководителей представлены в таблице 2.

В целом лидеры-экстраверты лучшие руководители, чем интроверты, так как в первую очередь ориентированы на других людей - подчиненных, а не на себя.

Подбор руководителей в зависимости от их психологического типа представлен в таблице 3.

Для двух верхних уровней руководства – высшего и среднего таблица построена по принципу сочетания двух соционических функций “экстра-интроверсия” и “сенсорика-интуиция”.

Однако таблица на этом не закончена. Учитывая, что руководство вопрос сложный и, уровней руководства в компании не два, целесообразно добавить третий блок для третьего уровня руководства – низший. Обычно на этом уровне у руководителя небольшое число подчиненных, поэтому можно рекомендовать сюда. логических интровертов – рациональных (ЛИИ, ЛСИ) и иррациональных (ИЛИ, СЛИ). Не рекомендуемые варианты для этого уровня руководства – этические интроверты СЭИ, ИЭИ, ЭСИ, ЭИИ.

Таблица 2

Экстраверсия – интроверсия

Экстраверт

Интроверт

Рациональные

Тип

Командный

Режиссер

Эксперт

Обидчивый

Психологический тип

ЛИЭ

ЛСЭ

ЭСЭ

ЭИЭ

ЛИЭ

ЛСИ

ЭСИ

ЭИИ

Иррациональные

Тип

Находчивый

Силовой

Нерешительный

Уютный

Психологический тип

ИЛЭ

ИЭЭ

СЭЭ

СЛЭ

ИЛИ

ИЭИ

СЭИ

СЛИ

Ориентация

на людей

На успех

на себя

На себя

Внешняя среда

Благопри-

Ятная

Неблагоприятная

нейтральная

Нейтральная

Стиль руководства

Демократический

Авторитарный

Либерально-хаотический

Авторитарно-хаотический

Таблица 3

Уровень руководства

Лучший вариант

Приемлемый вариант

Не рекомен-дуемый вариант

Спокойная ситуация

Ситуация реорганизации

Высший (дирек-тор, заместитель директора, нач-альник филиала)

ЭИЭ

ЛИЭ

ИЛЭ

ИЭЭ

ЭСЭ ЛИИ

СЛЭ ИЭИ

СЭЭ ИЛИ

ЛСЭ ЭИИ

СЭИ

ЛСИ

ЭСИ

СЛИ

Средний (заве-дующий отде-лом, начальник цеха, управля-ющий, торговый представитель)

ЭИЭ

ЛИЭ

СЛЭ

СЭЭ

ИЛЭ СЭИ

ЛСИ ЭИЭ

ЛИЭ ЭСИ

ИЭЭ СЛИ

ЛИИ

ИЭИ

ИЛИ

ЭИИ

Низший (мастер, Старший менеджер, менеджер, администратор)

ЛИИ

ЛСИ

ИЛИ

СЛИ

ИЛЭ ЭСЭ

ЭИЭ СЛЭ

ЛИЭ СЭЭ

ЛСЭ ИЭЭ

СЭИ

ИЭИ

ЭСИ

ЭИИ

Остальные варианты являются промежуточными и, при отсутствии ярких лидеров, вполне приемлемы.