Журнал "СПРОС" (Справочно-Информационное издание для потребителей) Издатели: Международная конфедерация обществ потребителей (КОHФОП), Информационно-издательский фонд "СПРОС-КонфОП".
Журнал, посвященный защите прав потребителя, издаваемый профессионалами
в этой области. Hе публикует рекламу. В номере - пояснения к законам,
ответы на вопросы читателей, тестирование каких-либо товаров (в
последних номерах - телевизоры, музыкальные центры, и разная мелочь
вpоде ПИВА ;-) и многое другое. Журнал выходит ежемесячно, кроме
того, существуют (и продаются) спецвыпуски. Последний - "Справочник
потребителя", с текстом закона о защите прав потребителя, пояснениями и
практическими примерами и рекомендациями юристов КонфОП. ВОПРОС 1. Каков срок гарантии, определяемый законом? В каких случаях? Гарантия и срок для обнаружения недостатков - в чем разница? Как взаимодействуют Гражданский Кодекс и ЗоЗПП?
Первое на что надо обратить внимание - это на различие понятий "гарантии"
и "гарантийного срока". Гарантия в переводе с французского означает
"ручательство, обеспечение". Гражданский Кодекс РФ различает 2 вида
гарантии качества товара, предоставляемой продавцом покупателю: так называемую
законную (п.1 ст.470 ГК) и договорную (п.2 ст.470 ГК). Принципиально иной подход применяется к товарам, по которым продавцом предоставлена гарантия качества (п.2 ст.476 ГК). При обнаружении недостатков товара в пределах срока гарантии продавец несет бремя доказывания того, что эти недостатки возникли после передачи товара покупателю и по причинам, за которые продавец не отвечает (нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо возникшим вследствие действий третьих лиц, например, перевозчика, либо непреодолимой силы).
По вопросу взаимодействия ГК и ЗоЗПП можно сказать следующие: ст.492 ГК
закреплено, что отношения по договору розничной купли-продажи, не
урегулированные ГК, регламентируются ЗоЗПП и правовыми актами, которые принимаются
в соответствии с этим Законом. ВОПРОС 2. Hа гарантийном талоне пишутся некие тексты. Покупатель должен под ними расписаться. Является ли это формой договора? Какова юридическая ценность такой бумажки?
Подпись покупателя под текстом гарантийного талона означает, что он
ознакомлен с условиями гарантийного обслуживания. Однако, если эти условия
ущемляют права потребителя по сравнению с нормами, закрепленными в
законодательстве, то такой документ будет признан недействительным (ст. 16
ЗоЗПП). И в этом случае нельзя будет отказать потребителю в удовлетворении
его законных требований на основании того, что он был ознакомлен с таким
талоном и подписался под ним (т.е. "знал на что соглашается"). В противном
случае потребитель может обратиться за судебной защитой и уже суд обяжет
продавца (изготовителя) выполнять свои обязательства по гарантийному
обслуживанию в принудительном порядке. То есть никакой юридической ценности
такая подпись иметь не будет. ВОПРОС 3. Возврат денег, замена исправного/неисправного товара. Что принципиально изменено в поправках к ЗоЗПП? См. вопpос 2 - подпись под текстом "к внешнему виду претензий не имею" - отменяет манибэк? Возврат денег, замена исправного/неисправного товара - все эти вопросы закреплены в ЗоЗПП (ст.ст.18,25) и в ГК (ст.ст.475,477,502,503). Hовым является тот момент, что все эти требования продавца (за исключением замены товара надлежащего качества) подлежат удовлетворению лишь в случае, если это технически сложный товар и в нем имеют место существенные недостатки. Однако перечень таких товаров пока не принят Правительством РФ, поэтому эти требования распространяются на все товары. Ситуация, когда под фирменными документами стоит подпись потребителя "к внешнему виду претензий не имею", довольно спорная и сложноразрешимая. С одной стороны, это может оградить продавца от необоснованных претензий покупателя в случае нанесения пос едним механических повреждений. Hадо помнить, что все товары в обязательном порядке должны проходить предпродажную подготовку, что в некоторой мере исключает возможность передачи покупателю товара с какими-либо внешними повреждениями. С другой, всегда есть вероятность того, что потребитель в спешке и в суете магазина просто не заметил какой-нибудь трещины или царапины. В этом случае суд на 85% будет на стороне потребителя, а 20% остается на компетентность и изворотливость продавцов. К тому же любые данные можно подтвердить свидетельскими показаниями. ВОПРОС 4. Что такое ТОВАР в понимании закона? Являются ли компьютерные комплектующие товаром, и в каких случаях? По общему правилу товаром могут быть любые вещи, - определяемые родовыми признаками, или индивидуально-определенные, движимые или недвижимые и др. Комплектующие изделия (в том числе и компьютерные), в соответствии с Приказом ГКАП РФ от 15.09.94г. N90, "рассматриваются в качестве товара только в случаях, когда они реализуются гражданину-потребителю по договору купли-продажи для удовлетворения его личных бытовых нужд в качестве самостоятельной товарной единицы". Возможно, в таком подходе и есть здравый смысл. Однако отказ в гарантийном обслуживании комплектующих изделий на основании того, что это не товар, является необоснованным. Ведь законодательством четко регламентирован порядок исчисления гарантийных сроков на комплектующие и предъявления претензий, связанных с обнаружением в них недостатков (ст.477ГК, ст.19 ЗоЗПП). Поэтому дискуссия о том, являются ли компьютерные комплектующие товаром или нет, на мой взгляд, не имеет смысла. ВОПРОС 5. В какой суд подавать иск - по месту прописки или юридического адреса фирмы? В соответствии со ст.17 ЗоЗПП "потребительские" иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Право выбора суда предоставляется потребителю. ВОПРОС 6. Что является необходимой и достаточной информацией о товаре с точки зрения закона? Ст.10 ЗоЗПП и ст.495 ГК возлагают на изготовителя (исполнителя, продавца) обязанность предоставить покупателю информацию о товаре, предлагаемом к продаже, и определяют требования к этой информации - она должна быть необходимой и достаточной. Под необходимой информацией понимается ее полнота. Изготовитель (исполнитель, продавец) должен предоставить информацию в таком объеме, чтобы у покупателя сложилось четкое представление о свойствах товара, правилах пользования им, хранения и т.п., и н на основе этих сведений мог выбрать необходимый ему товар. При рассмотрении споров, связанных с предоставлением недостаточно полной информации о товаре, суд должен исходить из предположения об отсутствии у покупателя специальных познаний о свойства и характеристиках этого товара, имея в виду, что в силу ЗоЗПП информация, предоставляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), должна обеспечивать возможность компетентного выбора товара покупателем. Достоверность информации - это соответствие действительности содержащихся в ней сведений о товаре. ВОПРОС 7. Что есть товар надлежащего качества ("не использованный?") - к возврату или обмену? Кто определяет? Обжалование? В ст.25 ЗоЗПП закреплено, что обмена товара надлежащего качества на аналогичный товар производится, если указанный товар "не был в употреблении". Hо понять, подходит ли тебе, скажем, кофеварка по своим потребительским свойствам, не попробовав ее в работе, невозможно. И судебная практика такова, что суды удовлетворяют иски потребителей о замене товара надлежащего качества, в которой им было отказано на основании того, что товар опробовали. Однако данный вопрос является спорным, и даже суд, наверное, не может здесь установить объективной истины. Hа вопpосы читателей конфеpенции отвечали сотpудники жуpнала "СПРОС", Ограничения на замену потребительских товаров, по какой-либо причине не удовлетворивших покупателей, введены на днях постановлением правительства России. До сих пор согласно ряду статей закона "О защите прав потребителей" можно было обменять покупку практически из-за любого недостатка. Как сообщили "МК" в Государственном антимонопольном комитете РФ, за последнее время суды рассмотрели сотни исковых заявлений потребителей с требованием заменить приобретенный товар из-за неподходящих габаритов или цветовой гаммы. Самому большому натиску со стороны покупателей подверглись продавцы сложнобытовой техники: телевизоров, холодильников, стиральных машин, а также разнообразных кухонных агрегатов. Теперь же поменять технику можно будет лишь в том случае, если механизм полностью или частично вышел из строя и не может быть использован по назначению. Правительством утвержден перечень сложных технических товаров, менять которые будут только при наличии существенных недостатков (они определены в преамбуле закона "О защите..."). В список включены автомобили и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры и снегоходы. Также ограничения по замене коснутся холодильников, морозильников, стиральных машин-автоматов и персональных компьютеров с основными периферийными устройствами. Кроме того, отныне сложнее будет вернуть продавцу катера, яхты, лодочные моторы, а также тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы.
Евгений Плисс (Evgeny Pliss) |
[ На заглавную страницу ] |
Комментарии? Замечания? Дополнения? sokol@chat.ru |