- Пожалуйста, пиши обо мне поскромнее, - сказал Леня. - Без всяких там эпитетов и преувеличений. Просто: выдающийся автор Леонид Сергеев, и все. Ладно? "Мир уцелел потому, что смеялся" - эта мудрая фраза стала девизом Габровского фестиваля сатиры и юмора. Кстати, Леонид был одним из участников Фестиваля-81, куда поехал в числе семи победителей конкурса "Веселые ребята". Многие телезрители помнят этот интереснейший цикл передач, где царили юмор и смех, где участники были молоды и невероят- но остроумны. Но журналист из Казани Леонид Сергеев выделялся даже среди них. После этого цикла Сергеев получил предложение работать в Москве. Начало было положено, наверное, еще в детстве: музыкальная школа по классу фортепиано и стихи (Леонид: "Впрочем, кто из нас в детстве не баловался стихами?"). После школы - истфак Казанского госуниверситета, студенческий театр юмористических миниатюр, где играл уже и после окончания вуза, работая в "Вечерней Казани". Восемь лет, отданных, скажем так, юмору на сцене, не могут пройти даром. Именно тогда - прекрасное время, лучшие, на всю жизнь, друзья. И песни, первые песни. Все концерты Леонид Сергеев начинает циклом песен о войне. Здесь все свое: не только стихи и музыка, но и герой этих песен, и ощущение кровной сопричастности автора тому, о чем он рассказывает. Я не огово- рилась, употребив глагол "рассказывает". Военные песни Сергеева - это именно рассказы, чаще всего от первого лица, а сам рассказчик, как правило, - просто солдат, бывший крестьянин, который, даже глядя на изуродованную снарядами землю, горько и метко скажет: "взрывом вспаха- на земля...". Все песни Сергеева о войне- это непрерывный рассказ русс- кого солдата о земле. В песнях сильно именно фольклорное начало: оно и в чуть стилизован- ных мелодиях, и в использовании определенного лексического слоя: вслу- шайтесь - "полюшко", "колоколенка", "сторонушка". И главное - в ощуще- нии и впрямь народного происхождения этих песен: так достоверны они, так щемяще-просты, так точны: "Это вроде бы пустяк: нам с Егоркой за- цепиться за пригорок. А на деле все не так: тот пригорок лишь на карте уцелел...". Беру на себя смелость утверждать, что нет такого сатирика, юмориста, клоуна, наконец, который по сути своей не был бы лириком. По четкой формуле "летчик может не быть космонавтом, космонавту нельзя не ле- тать", - сатирику просто нельзя не быть лириком! Вспомним Чаплина, Зо- щенко, Райкина, Никулина, Жванецкого, Горина... Леонид Сергеев, зас- тавляющий нас, слушателей, не просто улыбаться, внимая его шуточным песням, но гомерически, по-детски самозабвенно хохотать, - Сергеев по сути своей лирик, очень остро воспринимающий мир, взаимоотношения лю- дей, ощущающий температуру слова... Он сочиняет сказку в стихах про старого дворника- сказку в духе Андерсена, сказку долгую, как одино- чество: о том, как седобородый дворник сметает в совок не листья, а оставленные за ненадобностью на дорожках парка слова, как потом он та- сует их, "отодвигая в сторону за свечку фальшивые и резкие слова", за- тем скрепляет друг с другом печальные и радостные, и слова эти начина- ют жить снова - "как отголоски спрятавшихся звезд...". Он уверяет нас словами старого театрального занавеса, что, "если бьются в такт жаркие сердца, можно полюбить в эти три часа...". Он доверяет нам свой душев- ный опыт: "Руку друга помним на ладони, руки милой помним на плечах. Позади - бесцельные погони, впереди - негаснущий очаг...". Во все времена смешить было делом непростым. В наше время, напол- ненное серьезнейшими проблемами, люди, пожалуй, как никогда, тянутся к юмору. Вот только требования к юмору возросли: он должен быть и интел- лектуальным, и современным, и злободневным. Леонид Сергеев - мастер юмористических песен. Пожалуй, можно под- разделить их на просто шуточные, "для хорошего настроения", как гово- рит сам автор, и на сатирические. Первые - это "Монолог льва" и "Монолог дрессировщика", блистатель- ный "Гусарский цикл", наполненный множеством реалий и понятий того времени (историческое образование!) и сегодняшним взглядом на эти по- нятия; цикл песен для телепередач "Адреса молодых", где Леонид нес- колько раз создавал образ, по его словам, "простого бытового мужа"; пародия на "информационные шлягеры", воспроизвести которые не смог бы, наверное, никто, кроме самого Сергеева: так виртуозны они по манере исполнения, так удивительно само умение пародировать, способность Лео- нида двумя-тремя штрихами нарисовать совершенно точный портрет персо- нажа. Сергеев пишет песни на свои стихи, но однажды он переложил на музы- ку стихотворение Сергея Федотова. Там есть строки, которые, очевидно, можно считать кредо Леонида Сергеева - автора, человека, гражданина: "Под знаменем улыбки, под смеха барабаны мы наступали на редуты лжи...". Если говорить об истоках творческой индивидуальности Сергеева, то, пожалуй, их можно найти в песенном арсенале Владимира Высоцкого и Юрия Визбора. И песни о войне, насквозь прочувствованные и предельно иск- ренние, и лирика, и сатирические зарисовки, бытовые сценки - все это Сергеев не просто позаимствовал у мэтров авторской песни, но и про- чувствовал, продолжил, дополнил и на своем личностном уровне, и в рам- ках уже своего поколения. Его песни наполнены удивительно точными, характерными деталями, с помощью которых он лепит образ - всегда безошибочно четкий. В одной из его лирических песен есть слова: "В сотне голосов зате- рялся мой...". Речь в этой песне о любви, но если спроецировать эти слова на мир самодеятельной песни, такой разнообразной и разностиль- ной, то все равно с уверенностью можно сказать: голос Леонида Сергеева не затерялся здесь. Он всегда будет услышан теми, кто познакомился с песнями этого автора - песнями веселыми и печальными, пародийными и лиричными. И всегда - очень четкими и настоящими. НАТАЛЬЯ АКСЕЛЬРУД