ПЕРЕДАТЬ ЭСТАФЕТУ ДРУГИМ

"Я столько раз себе говорил: "Сзади тебя идет другой - в белой одежде. Он сделает несравненно больше того, что делал ты, будучи в лохмотьях. Не падай духом, потому что ты уже слышишь, как идут, идут эти новые люди. Новые люди, которые освобождены от той слепоты, в которую нас вогнала ужасная старая жизнь. Они по-новому посмотрят на Христа, по-новому почувствуют святую Церковь, и это их укрепит, и они найдут свое место для служения Богу в этом трудном, тяжелом, но божественном мире." Эта надежда даже в самые трудные моменты моей жизни не покидает меня".

Архим. Сергий (Савельев). Из проповеди 29 января 1975 г.

Для нас пример общины о.Сергия - очень поучительный пример. Община, возникшая в середине 20-х годов, просуществовала до сего дня, хотя сегодня это уже всего несколько пожилых сестер, увы, только сестер, сегодня это небольшая группа людей, которая рискует в скором времени прервать свое общинное существование. Однако ХХ век - это век, пройти который было нелегко. И что бы ни случилось с общиной о.Сергия, она войдет в духовную историю нашей Церкви, и значит, она войдет в сердце каждого из нас. Как бы хотелось, чтобы эта община жила долго, долго и непрестанно. Но " все, что имеет начало, - как говорили древние, - то имеет и конец".

Безусловно духовным лидером, вдохновителем этой общины был сам о.Сергий (Савельев), а после его смерти - его прямые наследники. Они готовы были с самого начала передать эстафету другим. О.Сергий, как вы знаете, говорил, что, вот, мы в лохмотьях идем за Христом, а за нами идут люди в белых одеждах. Они ждали людей в белых одеждах, они чаяли их явления в нашей церкви.

Каким-то чудесным образом на самом исходе жизни Кати Савельевой, последнего лидера этой общины, мы познакомились с сестрами, мы познакомились с опытом этой общины. Хотя и прежде видели и слышали о.Сергия, но, как всегда, излишне доверяясь слухам, излишне доверяясь ходившим по всей Москве насмешкам, мы недооценивали жизнь этой общины тогда, когда о.Сергий был жив. Да и по обстоятельствам времени община жила несколько прикровенно. Она, конечно, не спешила рассказывать о своем опыте. Далеко, далеко не все знали о нем. Хотя и сейчас можно лишь поражаться тому, как смело и открыто проповедовал о.Сергий в Москве тех лет. Я хорошо помню это время. Мне казалось, что кроме о.Виталия Борового и о.Всеволода Шпиллера больше никто Евангелия в Москве не проповедовал. Никто. Все остальные проповеди были псевдопроповедями. И тем не менее тогда же был о.Сергий - третий замечательный проповедник стольного града.

Сегодня, вспоминая его, можно многому поражаться: его терпению в скорбях, его удивительному чувству правды Божьей и неправды в нашей эмпирической земной канонической церкви. Он смел говорить правду церковному начальству и о церковном начальстве. Он особенно горевал в связи с тем, что церковь в первую очередь не являет того, что должна являть. Он считал, что все наши беды ХХ века связаны с грехами церкви, особенно церкви, унаследовавшей традицию константиновского периода своей истории. Он обвинял церковь каноническую в том, что она прельстилась властью, сребролюбием, стяжательством, перестала быть человечной и поэтому божественной. Однажды у него даже вырвалось: "Чистый стал Нечистым", - имея в виду известный переулок.

Он имел право так говорить, потому что сделал все для того, чтобы показать пример другой жизни в церкви: вместо разложившейся приходской жизни - жизнь общины, вместо церковного управления методами мирскими, светскими - примером устроения общинной жизни, где лидер, глава общины действует только любовью, что не значит мягкотело, не строго, не требовательно. Нет, очень требовательно, очень строго, так как положено, но с любовью.

Община строила себя по примеру мечевской общины, как родная семья. И называли друг друга члены общины родными. И до сих пор зовут себя так. О.Сергий смог пронести свидетельство силы любви, силы духа. Он почувствовал, что там, где любовь, там и Бог, с такой силой, как это было свойственно святым отцам самого древнего периода - II-III веков.

Мы давно не слышали такой проповеди. Даже замечательные проповедники, его современники в нашей церкви в этом отношении уступают ему. Все они говорили о любви, делали акцент на любви, но говорили несколько иначе и поступали несколько иначе. Сила свидетельства церковной жизни, явленной изнутри общины о.Сергия не может быть опровергнута ничем.

Да, пришло время смены. Кому-то надо сменить тех, кто уже на исходе своей жизни. Они выполнили свою сложнейшую историческую миссию. Теперь нужно что-то новое. И действительно, пришли люди "в белых одеждах". И не случайно это вызывает новые потоки клеветы и злобы. Как тут не вспомнить, например, прозвучавшее на этой неделе выступление на волнах радио "Радонеж", когда пришедших на Фомину неделю новопросвещенных в белых одеждах обвинили в том, что они пришли совершить "языческие обряды 8-го дня". Ибо они почему-то, как и все "кочетковцы", "не считают крещение действительным, если таких языческих обрядов совершено не будет". Бредовость подобных заявлений очевидна, но они, действительно, прозвучали на всю страну, без всякой реакции со стороны церкви.

Не то беда, что такие вещи сейчас звучат. Они всегда могут прозвучать, в любое время, от кого угодно. Но беда, что нет реакции. Но для нас с вами это свидетельство истины. Для нас с вами, как ни странно, это именно утверждение того, что вот те, кто в белых одеждах на Фомину неделю стоял в этом храме, вот они-то сейчас пришли как раз для того, чтобы сменить замечательных, праведных, может быть, святых сестер уходящей общины о.Сергия.

О.Сергия всегда обвиняли во всех грехах. Поразительно, как повторяется история. Но это такое же свидетельство истинности его служения, того, что он вошел в вечную Божью память, того, что мы можем обращаться к нему как к святому. Аминь.

Свящ. Георгий Кочетков.

Из Слова после вечерни.

24 апреля 1999 г.