ИЗ ИСТОРИИ СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОЙ МОСКОВСКОЙ ВЫСШЕЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОЙ ШКОЛЫ

"И зачем Господь послал в мир апостолов? - прежде всего учить все народы: шедше научите все языки... Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; и не знаю, что ты такое, и что с тобою будет".

Свт. Филарет Московский

Десять лет - это и много, и мало. По сравнению с солидными учебными учреждениями, которые могут насчитывать уже века своей истории, наша Школа - совсем еще молодое учреждение. Однако, если вспомнить всю нашу историю ХХ века, то и 10 лет не так мало. То, что мы образовались, то, что мы начали свою деятельность, свою жизнь и, не прерываясь ни на что, продолжаем эту совместную жизнь, это обучение духовной жизни до сих пор - это некое чудо. И можно только благодарить Бога за это.

Свящ. Георгий Кочетков. Из слова на Актовом

(Филаретовском) дне МВПХШ 2 декабря 1998г.

1979 - начало регулярной катехизации в малых группах по специальной программе

1988 - создание учебных программ Высшей школы и прием на обучение

1-й группы студентов (12 чел.). Основатель Школы и ее

преподаватель - диакон Георгий Кочетков (с 1989 г. - священник,

настоятель храма в Подмосковье, затем - в Москве)

1990 - вхождение в состав Российского открытого университета

(богословский факультет). Начат выпуск журнала Высшей школы

"Православная община"

1992 - регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации

в качестве самостоятельного учебного заведения

1993 - в составе Школы выделяется Огласительное (катехизационное) училище; организуются 2-х годичные Богословские курсы

1994 - образован Заочный сектор

1995 - Школа принимает имя святителя Филарета Московского

(1782-1867), организатора перевода Библии на русский язык,

составителя катехизиса, выдающегося церковного деятеля

и проповедника

1996 - сформирован Попечительский совет

1998 - при Школе открыты курсы церковно-прикладных ремесел

Школа задумана была во второй половине 70-х годов, когда стало ясно, что в обществе открываются какие-то возможности для духовного действия, хотя и крайне ограниченные, особенно в официальной своей части. Официальная политика общества и государства того времени была жесткой и однозначной. Люди, которые определяли эту политику, не хотели замечать того, что происходит в народе, того, что происходит в обществе, того, какие происходят сдвиги. И в общем-то заставляли не замечать происходящие изменения и официальное церковное руководство. И поэтому возникла идея какой-то дополнительности, какого-то восполнения того, что в обществе объективно уже можно было делать, но не делалось по разным обстоятельствам.

Было ясно, что церковь себя реализует не полностью, что она находится в каком-то оцепении после тех страшнейших гонений, которые были обрушены на нее в ХХ веке. И, в общем-то, к этому оцепенению все привыкли. Привыкли настолько, что часто уже думалось многим, даже священнослужителям, не говоря про мирян, что те редукции, которые были вынужденными в жизни нашей церкви это уже и норма, что, мол, так должно и быть. Нет проповеди - и не должно быть, нет христианского воспитания - и не должно быть, нет участия и взаимосвязи между верующими в храмах и между собой в домах - так и должно быть.

И это, может быть, было самым тяжелым для людей, которые пришли в церковь значительно позже, не пережили на себе всех ужасов гонений и не понимали природы этого оцепенения церковной жизни. Горечь от того, что Евангелие, которое столь вдохновляет всех верующих, не может себя в полноте реализовать, воплотиться в нашей жизни, была присуща многим.

В воздухе тех лет, в 70-х годах, носились идеи всякого рода групп, встреч, общений, общин. Темы о церковной общине, духовной общине обсуждались практически везде, где было хоть немного самостоятельно мыслящих людей.

<...>Исходя из личного опыта светского высшего и аспирантского образования, во второй половине 70-х годов я как-то написал для себя такой маленький планчик: что, мне кажется, в первую очередь в церкви надо делать. И конечно же сюда вошли вопросы миссии, проповеди, детского и взрослого образования. И я думаю, что всем вам понятно, что такого рода мыслями делиться в те годы не было принято, чтоб не ставить под "удар" ни себя, ни того, с кем ты делишься.

И все-таки нашелся человек, с которым удалось поделиться. И человек этот, будучи опытным и ответственным церковным деятелем, богословом, хорошим знатоком истории и практики церкви, тут же сказал, что все это замечательно, но это дело всей церкви. Никакой круг людей, даже очень ревностный и образованный, не сможет справиться с этими задачами. Об этом должна заботиться вся церковь. Но понятно, что тогда, во второй половине 70-х годов, эта забота себя фактически выявить не могла.

<...> Именно в те годы, мы уже начали групповое, регулярное оглашение взрослых людей. И это дало колоссальный опыт приобщения к традиции в ее полноте со всех сторон, ведь оглашать надо было так, чтобы привести человека в полноту церкви, а не только приобщить к каким-то богатствам одного лишь рода.

<...> Далее пришлось свои знания как-то углублять в Духовной академии, писать кандидатскую диссертацию, составлять по материалам практически ведущегося оглашения "Катехизис для катехизаторов". Таким образом, это заставило задуматься еще над тем, как готовить самих катехизаторов. И вот тут уже, имея богословское образоване, можно было ощутить, а потом и подтвердить изнутри традиции, что высшее богословское образование достигается лишь тогда, когда человек становится способным проводить целостную, полную катехизацию взрослых людей, регулярно приводя их в Церковь. И вот, подготовка катехетов снова стала мощным толчком для того,чтобы увидеть, каким образование должно быть, чтобы не превращаться во что-то мертвое, кабинетное, схоластическое, абстрактное и частичное.

Во время празднования 1000-летия крещения Руси в нашей церкви многое изменилось. Именно в те годы (1987 - 1988гг.) уже последовательно и целостно шла разработка всех программ нашей Школы, которая могла бы существовать заочно и неофициально. То есть так, чтоба она, не отказываясь от возможностей официальных, могла существовать в любых условиях независимо от того, каково отношение государства к церкви, какие возможности официально существуют на данный момент.

К 1988 г. все программы были разработаны, была собрана уже большая библиотека. Понятно, что она состояла из нелегально изготовленных ксерокопий, но это была большая библиотека, даже несколько частных библиотек, на которые можно было опираться для того, чтобы обеспечить учебный процесс. При этом никаких не было даже мыслей ни о финансировании, ни о каких-то официальных помещениях - все это исключалось.

И вот, 4 июля 1988 г. прошли первые приемные экзамены. Были приняты 12 человек, в основном из той группы, которая незадолго до этого, за год с небольшим завершила свое оглашение и, не желая расходиться, продолжала существовать, постоянно встречаясь уже как маленькая духовная семья-община...

Свящ. Георгий Кочетков.

Из слова на Актовом

(Филаретовском) дне МВПХШ

4 декабря 1995 г.

СТРУКТУРА МВПХШ:

Учебный процесс

в Школе осуществляется

на 6-ти кафедрах:

D миссиологии, катехетики и гомилетики (зав. кафедрой - магистр богословия

свящ. Георгий Кочетков);

D богословских дисциплин и литургики (зав. кафедрой - свящ. Георгий Кочетков);

D Священного писания

(и.о.зав. кафедрой - канд.

экон. наук И.Я. Гриц);

D древних и новых языков (зав. кафедрой - канд. филол. наук Е.М. Сморгунова);

D философии и гуманитарных дисциплин

(зав. кафедрой - канд. филос. наук М.В. Шилкина);

D истории церкви

(зав. кафедрой - канд.

ист. наук О.Ю. Васильева)

При Высшей школе

действуют Огласительное училище, Богословские

курсы, Курсы церковно-

прикладных ремесел,

издательство, журнал

"Православная община",

система Круглых столов

и проблемных семинаров.

На 1 января 1999 г. в Школе обучается 137 студентов (из них 37 на заочном отделении

в 10 городах), 260 слушателей Богословских курсов (в т.ч. 108 на заочном отделении в

11 городах) и 511 оглашаемых Огласительного училища (ок. 260 на заочном отделении).

В Школе 33 профессора и преподавателя, большинство из которых имеет ученые степени доктора или кандидата наук, и 50 сотрудников.