Часть вторая

ЙОГА ИНТЕГРАЛЬНОГО ЗНАНИЯ

ГЛАВА IV

Концентрация

 

Наряду с чистотой, и как средство ее выявления, требуется концентрация. Чистота и концентрация — это, в действительности, два аспекта, женский и мужской, пассивный и активный, одного и того же статуса бытия; чистота — это условие, при котором концентрация становится полной, верно действенной, всемогущественной; при помощи концентрации чистота делает свои работы, а без нее ведет только к состоянию умиротворенного молчания и вечного покоя. Их противоположности также тесно связаны; ведь мы видели, что нечистота является смешением Дхарм, рыхлым, смешанным и взаимозапутанным действием различных частей существа; и эта путаница происходит из-за отсутствия правильной концентрации знания на энергиях в воплощенной Душе. Дефектом нашей природы является, прежде всего, инертное подчинение действию вещей, беспорядочно приходящих в разум, и затем беспорядочно несовершенная концентрация, проводимая порывисто, нерегулярно с более или менее случайным упором на том или ином объекте, в соответствии с тем, как этому объекту удается заинтересовать не высшую душу или рассуждающий и различающий интеллект, а беспокойный, скачущий, переменчивый, легко устающий, легко увлекающийся низший разум, являющийся главным врагом нашего прогресса. В таких условиях невозможна чистота, правильная работа функций, ясный, незапятнанный и светлый порядок существа; разнообразные работы, посвящаемые шансам окружения и внешним влияниям, должны обязательно наталкиваться друг на друга и связывать, сбивать с пути, отвлекать, извращать. Равным образом, без чистоты невозможна полная, ровная, гибкая концентрация существа на правильном мышлении, правильной воле, правильном чувстве или на надежном статусе духовного переживания. Поэтому чистота и концентрация должны идти вместе и помогать победе друг друга, пока мы не достигнем того вечного покоя, от которого сможем перейти к некоему частичному образу в человеческом существе вечной, всемогущей и всеведающей деятельности.

Но на пути знания, как он практиковался в Индии, концентрация использовалась в особом и более ограниченном смысле. Она подразумевала то отстранение мышления от отвлекающих действий ума и ту концентрацию ума на идее Одного, с помощью чего душа поднимается из феноменального в одну Реальность. Именно из-за мышления мы распыляемся в феноменальном; и именно благодаря обратному процессу сбора мышления в себе должны мы вернуться в реальное. Концентрация обладает тремя силами, с помощью которых может быть достигнута эта цель. С помощью концентрации на чем-либо мы можем познать эту вещь, заставить ее раскрыть свои сокрытые секреты; мы должны использовать эту силу, чтобы знать не вещи, а одну Вещь-в-себе. Опять же, с помощью концентрации вся воля может быть собрана для обретения того, что еще не схвачено, все еще находится за нашими пределами; если эта сила достаточно тренирована, достаточно целеустремленная, достаточно искренняя, уверенная в себе, преданная только себе, абсолютная в вере, тогда мы можем использовать ее для овладения любым объектом; но мы не должны использовать ее для овладения множеством объектов, которые мир предлагает нам, а духовно схватывать тот один объект, стоящий преследования, который также является единственным субъектом, стоящим познания. С помощью концентрации своего существа на каком-либо одном состоянии, мы можем стать всем, чем пожелаем; например, мы можем стать массой силы и отваги, даже если раньше мы были массой слабости и страха, либо мы можем стать всей великой чистотой, святостью и миром или единственной универсальной душой Любви; но мы должны использовать эту силу, чтобы стать даже не этими вещами, сколь бы высокими они ни были по сравнению с тем, чем мы сейчас являемся, а, скорее, стать тем, что находится выше всех вещей и свободно от всякого действия и атрибутов, стать чистым и свободным Существом. Все иное, все прочие концентрации могут быть ценными только для подготовки, только для предшествующих шагов, для постепенной тренировки распущенного и само-распыляющегося мышления, воли и существа к их высокому и уникальному объекту.

Такое использование концентрации подразумевает, как всякое другое, предварительное очищение; это также подразумевает в конце отречение, прекращение и, наконец, подъем в абсолютное и трансцендентное состояние Самадхи, из которого нет возвращения, кроме как, возможно, для одной души из тысяч. Ведь тем самым мы идем ко “всевышнему состоянию Вечного, из которого души не возвращаются” в циклическое действие Природы;* и именно в это состояние Самадхи стремится уйти Йогин, нацелившийся на освобождение, покидая свое тело. Мы видим такую последовательность в дисциплине раджа-йоги. Ведь сначала раджа-йогин должен достичь определенной моральной и духовной чистоты; он должен избавиться от низшей или тянущей вниз деятельности разума, но впоследствии он должен оставить всякую деятельность и сконцентрироваться на одной идее, которая ведет от деятельности к спокойствию. Концентрация раджа-йоги имеет несколько стадий: стадия, на которой объект охватывается, стадия, на которой объект удерживается и стадия, на которой ум теряется в статусе, который представляет объект или к которому ведет концентрация, и только последняя стадия концентрации называется в раджа-йоге Самадхи, хотя это слово может использоваться в гораздо более широком смысле, как в Гите. Но в Самадхи раджа-йоги есть различные градации состояния, — есть градация, на которой разум, хотя и потерянный для внешних объектов, все еще созерцает, размышляет, воспринимает в мире мышления, есть градация, на которой разум все еще способен на первичные образования мысли и есть градация, на которой душа поднимается за пределы мышления в молчание Непередаваемого и Невыразимого. В действительности, во всей Йоге есть множество предварительных объектов концентрации мышления, форм, словесных форм мышления, значимых имен, и все они служат поддержкой* разума в этом движении, все они должны быть использованы и превзойдены; согласно Упанишадам, высочайшей поддержкой является слог АУМ, чьи три буквы представляют Брахмана и Всевышнее Я в трех его степенях статуса: Пробужденной Души [Waking Soul], Грезящей Души [Dream Soul] и Спящей Души [Sleep Soul], и чей могущественный звук поднимается к тому, что лежит как за пределами деятельности, так и за пределами статуса**. Ведь для всей Йоги знания конечной целью является Трансцендентное.

Однако мы взяли за цель интегральной Йоги нечто более комплексное и менее исключительное — менее исключительно позитивное из высочайшего состояния души, менее исключительно негативное из его божественных излучений. Мы действительно должны нацеливаться на Высочайшее, Источник всего, Трансцендентное, но не в исключении того, что оно превосходит, а как источник установленного переживания и всевышнего состояния души, которое будет трансформировать все прочие состояния и переформирует наше сознание мира в форму его тайной Истины. Мы не стремимся удалять из нашего бытия все сознание вселенной, а стремимся реализовать Бога, Истину и Я как во вселенной, так и трансцендентных по отношению к ней. Поэтому мы будем искать не только Невыразимое, но и Его манифестацию в качестве бесконечного бытия, сознания и блаженства, охватывающих вселенную и играющих в ней. Ведь эта триединая бесконечность является Его всевышней манифестацией, и это мы будем стремиться знать, разделять и становиться этим; и поскольку мы стремимся реализовать это Триединство не только в себе, но и в космической игре, мы также будем стремиться к знанию и участию во вселенской божественной Истине, Знании, Воле, Любви, которые являются Его вторичной манифестацией, Его божественным становлением. С этим мы также должны стремиться отождествить себя, к этому мы также должны пытаться подниматься и, когда период усилия будет пройден, позволить ему путем отречения от всего эгоизма, подтянуть нас к своему бытию, низойти в нас и охватить нас во всем нашем становлении. Это служит не только средством приближения и перехода к Его всевышней трансцендентности, но и условием, даже когда мы обладаем и обладаемы Трансцендентным, божественной жизни в манифестации космоса.

Чтобы мы могли делать это, термины концентрация и Самадхи должны принять для нас более богатый и более глубокий смысл. Вся наша концентрация является просто образом божественного Тапаса, благодаря чему Я сосредотачивается в нас, благодаря чему оно манифестирует внутри себя, благодаря чему оно поддерживает свою манифестацию и обладает ею, благодаря чему оно отходит назад от всякой манифестации в свое всевышнее тождество. Бытие, сосредоточенное в сознании на себе ради блаженства — вот божественный Тапас; и Знание-Воля, сосредоточенная в силе сознания на себе и своих манифестациях, является сущностью божественной концентрации, Йогой Господина Йоги. Заданная само-дифференциацией Божественного, на котором мы сосредотачиваемся, концентрация является средством, с помощью которого индивидуальная душа отождествляет себя и входит в любую форму, состояние или психологическую само-манифестацию (бхава) Я. Использование этого средства для объединения с Божественным — вот условие достижения божественного знания и принцип всей Йоги знания.

Эта концентрация происходит с помощью Идеи, использующей мышление, форму и имя в качестве ключей, которые передают концентрирующему уму Истину, лежащую сокрытой за всем мышлением, формой и именем; ведь именно через Идею ментальное существо поднимается за пределы всякого выражения к тому, что выражено, к тому, по отношению к чему сама Идея является только инструментом. Благодаря концентрации на Идее ментальное существование, коим мы сейчас являемся, прорывает барьер нашей ментальности и достигает того состояния сознания, состояния бытия, состояния мощи сознательного бытия и блаженства сознательного бытия, которому Идея соответствует и по отношению к которому она является символом, движение и ритмом. Концентрация с помощью Идеи является только средством, ключом, открывающим нам сверхсознательные планы нашего существования; целью и кульминацией является определенное само-сосредоточенное состояние всего нашего существования, поднятое в ту сверхсознательную истину, единство и бесконечность само-сознающего, само-блаженного существования; и этот смысл мы будем придавать термину Самадхи. Это не просто состояние, отошедшее от всего сознания внешнего, отошедшее даже от всего сознания внутреннего в то, что существует за пределами и того и другого в качестве их семян или в то, что трансцендентно даже по отношению к их семенам; это установившееся существование в Одном и Бесконечном, объединенное и отождествленное с ними, и такой статус будет оставаться в любом случае, даже если мы прибываем в пробужденном состоянии, в котором сознаем формы вещей, или если мы отходим во внутреннюю деятельность, которая сосредотачивается на игре принципов вещей, игре их имен и типичных форм, или если мы воспаряем к состоянию внутренней статичности, где мы достигаем самих принципов и принципов всех принципов, семени имени и формы.* Ведь душа, достигшая сущностного состояния Самадхи и укрепившаяся в нем (самадхиста) в том смысле, который Гита придает этому слову, имеет то, что фундаментально для всякого переживания и не может выпасть из этого из-за какого-либо переживания, сколь бы ошеломляющим оно ни было для того, кто еще не поднялся к этому верху. Душа, достигшая состояния Самадхи, может охватить все в своем бытии, не будучи связанной, ограниченной или сбитой с толку чем-либо.

Когда мы достигаем этого состояния, и все наше существо и сознание становится сконцентрированным, тогда отпадает необходимость концентрации в Идее. Ведь в супраментальном состоянии все положение вещей обращается. Разум — это то, что пребывает в распылении, в последовательности; он может концентрироваться одновременно только на одной вещи, а когда он не сконцентрирован, он перебегает от одной вещи к другой почти случайно. Поэтому он должен концентрироваться на одной идее, единственном субъекте медитации, единственном объекте созерцания, единственном объекте воли, чтобы обладать или господствовать над ними, и он должен делать это, по крайней мере, во временном исключении всех других объектов. Но то, что находится за пределами разума и во что мы стремимся подняться, превосходит бегущий процесс мышления, превосходит деление идей. Божественное центрировано на себе, и когда оно выбрасывает идеи и действия, оно не делит себя и не заточает себя в них, а держит их и их движения в своей бесконечности; неподеленное, ее целостное я стоит за каждой Идеей, каждым движением и одновременно за всеми ними вместе. Удерживаемые им, каждая идея и действие спонтанно вырабатываются, не через отдельный акт воли, а общей силой сознания за ними; если нам кажется, что в каждом есть концентрация божественной Воли и Знания, то это множественная и ровная, а не исключительная концентрация, и реальностью ее скорее является свободная и спонтанная выработка в само-собранном единстве и бесконечности. Душа, поднявшаяся до божественного состояния Самадхи, разделяет, по мере своего достижения, это обращенное состояние вещей, — истинное состояние, ибо истинно то, что обретено нашей ментальностью. Именно по этой причине, как говорится в древних книгах, человек, достигший Само-обладания, достигает спонтанно, без необходимости концентрации в мышлении и без усилия, того знания или результата, что Идея или Воля в нем движется охватить.

Значит, достижения этого установившегося божественного статуса должно быть целью нашей концентрации. Первым шагом концентрации всегда должно быть приучение скачущего ума к установившемуся стойкому ходу связного мышления, сосредоточенного на единственном субъекте, и ум должен делать это, не отвлекаясь на всякие приманки и чуждые призывы его внимания. Такая концентрация достаточно привычна для обычной жизни, но она становится более трудной, когда мы должны концентрироваться внутренне, без какого-либо внешнего объекта или действия, за которое держался бы ум; все же искатель знания должен достичь этой внутренней концентрации.* А также это не должно быть просто последовательное мышление интеллектуального мыслителя, чьей единственной целью является только постигать и интеллектуально связывать вместе свои концепции. Требуется не столько процесс рассуждения, сколько пребывание, как можно дольше, на плодотворной сущности идеи, которая, благодаря настоянию воли души на ней, должна передать все грани истины. Так, если предметом концентрации является божественная Любовь, тогда ум должен концентрироваться на сущности идеи Бога как Любви, причем ум должен делать это таким образом, чтобы разнообразная манифестация божественной Любви светло возникала не только в мышлении, но и в сердце, существе и видении Садхака. Сначала может придти мышление, а затем переживание, но равным образом может сначала придти и переживание, а знание возникнуть из этого переживания. Затем это всегда должно снова достигаться и все больше и больше удерживаться, пока оно не станет постоянным переживанием и, наконец, не станет Дхармой или законом существа.

Таков процесс концентрированной медитации; но более усердным методом является фиксирование всего ума в концентрации только на сущности идеи, так чтобы достичь не мысленного знания или психологического переживания предмета, а самой сущности вещи за идеей. В этом процессе мышление прекращается и переходит в поглощенное или экстатическое созерцание объекта или, путем слияния, переходит во внутреннее состояние Самадхи. Если и дальше следовать этому процессу, тогда затем то состояние, в которое мы поднимаемся, должно быть призвано вниз, чтобы оно завладело и низшим существом, разлило бы свет, мощь и блаженство в нашем обычном сознании. Ведь иначе мы можем обладать этим только в возвышенном состоянии или во внутреннем Самадхи, как это и происходит со многими; но мы потеряем это, если пробудимся или опустимся до контактов с миром; и такое усеченное обладание не является целью интегральной Йоги.

Третий процесс заключается в том, чтобы сначала не концентрироваться в усердной медитации на одном субъекте или в усердном созерцании одного объекта мышления-видения, а полностью успокоить ум. Этого можно достичь разнообразными способами; один способ — полностью отойти от ментального действия, не участвуя в нем, а просто наблюдая его, пока, уставший от своих несанкционированных прыжков и бега, он впадет во все нарастающих и, в конечном счете, абсолютный покой. Другой способ — отвергать мысленные внушения, отбрасывать их от ума всякий раз, когда они приходят, и прочно держаться за мир и покой бытия, которое действительно и всегда существует за беспокойством и бунтом ума. Когда развуалирован этот тайным мир и покой, великий покой устанавливается в существе, и обычно с ним приходит восприятие и переживание все-пронизывающего молчаливого Брахмана, а все прочее поначалу кажется простой формой и фантомом. На базисе этого покоя все прочее может быть выстроено в знании и переживании больше не внешних явлений вещей, а более глубокой истины божественной манифестации.

Обычно, когда достигнуто это состояние, напряженная концентрация больше не необходима. Ее место заменяет свободная концентрация воли*, использующая мышление просто для предложений и передачи света низшим членам. Затем эта Воля будет настаивать на том. чтобы физическое существо, витальное существование, сердце и ум перелепили себя в формы Божественного, которые раскрываются из молчаливого Брахмана. Быстро или медленно, в соответствии с предшествовавшей подготовкой и очищением членов, они будут обязаны с большей или меньшей борьбой подчиниться закону воли и ее мысленному внушению, так что, в конечном счете, знание Божественного завладеет нашим сознанием на всех его планах, и образ Божественного будет сформирован в нашем человеческом существовании, как это было сделано древними Ведическими Садхаками. Для интегральной Йоги это самая прямая и самая мощная дисциплина.