греко-романские манускрипты (иллюстрации)

Въ русской сказка, тождественной съ нъмецкою: ╚Der goldene vogel╩, упоминаются золотыя яблоки, которыя зрeютъ по ночамъ и похищаются жаръ-птицею: поэтическое изображение грозы, бурное дыхание которой обрываетъ плоды дерева-тучи, или что тоже≈ "разбрасываетъ золотистыя молнии и разливаетъ живую воду дождя. Въ хорутанской редакции этой сказки, вместо золотыхъ яблокъ, речь идетъ о похищеиии славной виноградной лозы, что на всякой часъ давала по ведру вина; вино,какъ мы знаемъ, одно изъ названий безсмертнаго напитка. Въ немецкихъ сказкахъ древо жизни (Laum des lebens) представляется съ золотыми яблоками; оно ростетъ на конце света въ чудесномъ саду, за моремъ; вороны, посланники Одина, которые по нашимъ поверьямъ приносятъ живую и мертвую воду, добываютъ для сказочныхъ героевъ и золотыя яблоки. Въ другихъ сказкахъ вместо вороновъ заступаетъ соколъ: онъ похищаетъ золотые плоды, неусыпно-оберегаемые въдьмою на высокой стеклянной горе (небе) или въ подземномъ царстве (въ темныхъ вертепахъ облачныхъ горъ).
Кожица и сокъ золотыхъ яблокъ мгновенно заживляютъ раны 1). Въ нашемъ простонародьи разсказываютъ: кто ъстъ яблоки до втораго Спаса, когда освящаются эти плоды въ церкви, умершие родичи того не получать въ раю на Сласовъ день золотыхъ яблокъ, которыми оделяетъ ихъ Богородица 2). Въ послами новгородскаго apxieпicкoпa Василия, памятник XIY века, упомянуто о насажденномъ Богомъ paе и растущихъ въ немъ яблокахъ, подающихъ исцълешя отъ болъзней 3). Въ связи съ этими данными возникъ суеверный обычай лечить болезни обыкновенными яблоками, освященными въ церкви, о чемъ свидътельствуютъ обличительный слова XYI столетия; ╚немощнаго беca, глаголемаго трясцю (лихорадку), мняться прогоняюще некими ложными писмяны, проклятыхъ бесовъ еленьскихъ пиша имяна на яблоцехъ ≈ покладаютъ на святой трапезе (вар. на престолЬ) въ годъ люторги╩ (во время литургии). Ради животворящихъ свойствъ, приписанныхъ небеснымъ яблокамъ, русское предание даетъ имъ название молодильныхъ или моложавыхъ: стоит только вкусить отъ этихъ плодовъ ≈ какъ тотчасъ-же сделаешься и молодымъ, и здоровымъ, не смотря на преклонные лъта. Любопытная русская сказка о молодильныхъ яблокахъ и живой водъ, извъстная и у другихъ народовъ , сообщаетъ одинъ изъ древнъйшихъ мифовъ. Состарившийся и oслепнувший царь, о которомъ говорить она, олицетворяетъ собою зимнее время, когда все на земле увядаетъ, дряхлеетъ, и всемирное солнце теряетъ свой ярюй блескъ. Изображая времена года живыми, человекоподобными существами, народная Фантазия Весну представляла прекраснымъ юношею, а Зиму слЪпымъ старцем. Чтобы возвратить царю его молодость и aptflie, сынъ-царевичъ долженъ добыть живой воды, которая исцеляетъ слепоту, и моложавыхъ золотыхъ яблокъ, т. е. вызвать весну съ ея благодатными дождями, золотистыми молниями, светозарнымъ солнцемъ и со всей роскошью растительнаго царства . Живая вода и золотыя яблоки обладаютъ равною творческою силою: они одинаково обновляют дряхлаго старика, делаютъ его цветущимъ юношею и даже уподобляютъ семилетнему ребенку; больному даютъ крепость и здравие, мертвому  жизнь, безобразие превращаютъ въ красоту, безсилие ≈ въ богатырскую мощь ;и та, и другая обретаются въ стране далекой ≈ въ вечно-неувядаемомъ саду и оберегаются драконами и великанами. По одному варианту сказки о молодильныхъ яблокахъ и живой воды, вокругъ этого сада лежитъ громадный змей, сомкнувшись кольцомъ: хвостъ и голова его сошлись вместе. Этотъ 3мей иапоминаетъ намъ великанскаго lorniungandr'a Эдды, въ которомъ представление о дождевыхъ тучахъ, облегающихъ небо, сочеталось съ идеей всесветнаго океанъ-моря; такимъ образомъ указанная подробность вполне соответвует греческому преданию╩, что золотыя яблоки ростутъ за пределами многошумнаго океана, окружающаго землю, т. е. въ отдаленныхъ областяхъ облачнаго неба. По свидетельству сказокъ. садъ съ моложавыми яблоками и ключами живой воды находится въ дивьемъ (небесномъ, см. I, 127≈8) государстве, где царствуетъ Царь-вида красоты неописанной, СИЛЫ непомерной, И ТЕШИТСЯ BMесте СЪ СВОИМЪ ВОИНСТВОМЪ изъ храбрыхъ дъвъ богатырскими играми и подвигами. По некоторым вариантамъ, живая вода стоитъ у ней въ пузырьке подъ изголовьемъ (и тотъ пузырёкъ никогда не опорожняется ≈ сколько не бери изъ него!), или прямо сочится съ ея рукъ и ногъ. Могучая красавица живетъ въ золотомъ дворце и соединяетъ въ ceбе черты, отождествляющия ее съ богиней Идуною и валькириями. Идува, хранительница золотыхъ яблокъ, обитала въ Brunnakr't, (,т. е. среди источниковъ живой воды; а по указанию другаго , она возсъдала на мировой ясени Иггдразиллй и сторожила вдохновительный медъ ≈ Odhro'rir ). Шведы помнятъ о стране въчной юности (land der jiigend), где ростетъ дерево съ бездонными яблоками, а при немъ бьетъ ключъ, воды котораго блестятъ какъ чистое золото; кто вкуситъ этихъ плодовъ или выпьетъ этой воды, подобной золотистому искромётному меду, тотъ снова делается юнымъ, хотя бы дожилъ до седыхъ волосъ . Обладательница небесныхъ дождевыхъ источниковъ, Царь-девица является во главе облачныхъ нимф, со всею воинственною обстановкою, какая издревле придавалась богине весеннихъ грозъ и сопутницамъ Одина≈вадькириямъ; на родство ея съ этими лебедиными девами указываетъ одинъ изъ списковъ русской сказки, называюпий Царь-девицу Лебедью; сверхъ того, о валькирияхъ известно, что въ обители блаженныхъ они подносили богамъ и усопшимъ героямъ рогъ, наполненный безсмертнымъ медовымъ напиткомъ. Странствование въ обетованную страну Царь-девицы совершается на богатырскомъ коне, иа крыльяхъ птицы-сокола, или (какъ въ сербской редакции) прямо съ помощью ветра, и сопряжено съ разными трудностями. Царевичъ, добывающий живую воду и моложавыя яблоки, есть богъ-громовникъ; являясь во дворецъ Царь-девицы, онъ находить ее спящею, т. е. окованною зимнимъ сномъ. Глядя на ея дивную красу, царевичъ не выдержалъ: пользуясь сномъ девицы, онъ лишаетъ ее невинности, похищаетъ живую воду и моложавый яблоки и спъшитъ въ обратный путь; богатырской конь его скачетъ черезъ высокия дворцовыя cтены, но зацъпляетъ ногой за протянутые струны ≈ и тотчасъ раздается по всему царству звонъ и грохотъ, Царь-девица пробуждается, преследуетъ похитителя и вступаетъ съ нимъ въ бракъ.