ГЛАЗ, ВВИНЧЕННЫЙ В┘ - 2

Часть первая:
Советы постороннего
 

    Прошло примерно года полтора со времени публикации в ╚Моем Королевстве╩ статьи ╚Глаз, ввинченый в┘╩, посвященной видеосъемкам игр. Среди прочих умных и не очень умных мыслей, которые я там высказывал, была и такая: вот куплю камеру, и окажусь среди тех, кого только что лиценеприятно критиковал.


    Камерой я обзавелся, и попал с нею на следующие события: ╚Завоевание Рая╩, ╚Зиланткон-97╩, Чугункон-98╩, ╚Ведьмак-98╩(Москва), ╚Русь в огне╩(Саратов), ╚Колесо Времен╩(Москва) и ╚Волки Одина╩(Питер).
(Рекламная пауза: все эти записи можно заказать и приобрести!).
Наснималось довольно-таки много, и глядя на результаты своих трудов решил я дополнить теоретические построения из предыдущей статьи опытом из практики. Надеюсь, что кому-то это поможет.

1. Немного о железе.
    Средний ролевик √ человек небогатый, и нет смысла говорить о камерах ценой порядка 1500 долларей. Но  сейчас вполне реально купить аппарат системы ╚дешево и сердито╩ за 300-500, или ╚почти крутой╩ за 700-800 √ имеются в виду цены на новые аппараты. Подержаные, но рабочие стоят на 100-150 денег дешевле. Но в любом случае перед покупкой стоит изучить рынок.
    Из личных ошибок: моей первой камерой был Самсунг-К70 за 380$, а теперь я его сменил на Сони-TRV24E за 800$ в магазине. Потом увидел ее же за 700$ на Горбушке. Сто баксов разницы √ цифра заметная!
Позволю себе дать несколько рекомендаций для камер в этих границах:
    - Вопрос выбора стандарта ╚VHS-Compact или же Video-8╩ не самый важный. У каждого стандарта есть свои преимущества (VHS-C можно смотреть на обычном видаке, зато его увесистая кассета всего на 60 минут максимум, а у Video-8 двухчасовая кассета √ размером с магнитофонную). И, по-моему, совсем уж не стоит брать камеру, работающую на полноразмерную VHS-кассету. Качество съемки может быть и лучше чуток, но таскать этот чемодан с собой┘
    - Гораздо важнее присмотреться к конструкции камеры. Аппарат для игр должен быть как можно более неприхотливым и защищеным. Пример: у камер Сони щель крышки кассетника расположена сверху, и снимать в дождь попросту опасно.
Из личных ошибок: я об этом не подумал, и теперь мучаюсь: то в пакет полиэтеленовый камеру приходится заворачивать, то кепкой прикрывать, причем даже в самую слабую морось. А еще был случай √ оступился, и в грязь шмякнулся┘ Пережил несколько весьма неприятных минут, очищая аппарат!
    У Хитачи или Панасоника кассетник сделан сбоку, что уменьшает риск попадания воды внутрь. А вот с точки зрения защиты объектива наоборот √ у Сони автоматическая шторка, закрывающаяся при выключении камеры, а у того же ╚панаса╩ крышка ручная, про которую надо каждый раз вспоминать.
    - Еще один момент √ распространенность аккумуляторов. Аккумуляторы для Сони или Панасоника распространены гораздо больше и стоят дешевле, чем к примеру для Шарпа. Кроме того, аккумуляторы Сони подходят и корейским аппаратам. В любом случае на аккумуляторах лучше не экономить, и стараться иметь запас (подзарядиться на полигоне √ вещь очень нетривиальная) и брать заведомо приличные, хоть они и дороже.
    Из личных ошибок: одновременно с первой камерой я купил парочку дешевых, но ба-альших, якобы двухчасовых, аккумуляторов без роду-племени. Оказалось, что один работает дай бог полчаса, а второй вскоре и вовсе сдох, хотя родной маленький самсунговский честно тянул свои сорок минут.
    - Вопрос цены. Стоит не рваться взять ╚больше камеры за меньше денег╩. Многочисленные навороты не всегда имеют смысл, а покупка дорожает на 30-50 процентов. Но и наоборот: когда мне предлагают супер-пупер-пальцы-в-стороны камеру за деньги, за которые продаются простые модели, я начинаю сомневаться.
    Из личного опыта: моей первой камерой был Самсунг-К70 за 380 долларей, простой как первый советский трактор. Этот Самсунь отслужил мне чуть больше года безо всяких глюков, и продолжает трудиться во вторых руках. В то же время рядом за 420 продавался тоже Самсунь, но Hi8 со стереозвуком, десятком эффектов, цветным видоискателем и еще бог знает чем┘ Я не решился, и думаю, что был прав.
    - Если в кармане денег все-таки порядка 700-800 долларов, то уже имеет смысл выбирать, какие дополнительные функции стоит докупать. Когда я собирался менять ╚самсунг╩ на что-то ╚более другое╩, то сделал себе такую установку:
    а) Мне нужен откидной экранчик. На играх очень часто приходится снимать из самых диких положений, а целиться ╚навскидку╩ я так и не научился. Кроме того, как потом выяснилось, свежая запись может быть применена в качестве ╚фотофиниша╩ в спорных моментах, в основном при разборе боевки.
    б) Мне нужен стабилизатор изображения. При съемках с большого расстояния дрожь в руках все портит нафиг, а таскать с собой  штатив √ для этого надо быть совсем уж героем.
    в) Мне нужна ручная балансировка белого цвета, или хороший автомат. Самсунг не имел ни того, ни другого, и в результате съемки при искусственном освещении блистали всеми оттенками красного и желтого при полном отсутствии других цветов.
    А вот множество других функций, предлагаемых в разных моделях (русские титры, стереозвук, ╚лонгплей╩ и т.д.) я считаю для своих целей лишними.
    Из не-личных ошибок: имели место попытки съемки в режиме лонгплей для экономии места на кассете. Просмотр непосредственно с камеры, на которую снимали, давал приемлемое качество, но при переписывании с этой записью начинались беды гораздо раньше, чем с эпизодами снятыми в нормальном режиме.

2.Орк-вопросы. (Эльфам и прочим тоже полезно!)
    Перед тем, как ехать на игру с камерой, нужно для себя твердо решить: либо ты играешь, либо ты снимаешь. Но ни в коем случае вперемешку √ хреново получатся оба дела.
    Из личных ошибок: На ╚Колесо Времен╩ я попытался поехать в более-менее активной роли и с камерой. В результате очень много значимых эпизодов прошло мимо с одной стороны, а с другой мельтешащий оператор в прикиде воспринимался либо как глюк без хайратника, либо был совершенно справедливо пинаем по роли безо всякого сострадания к творческим порывам.
    Тут есть два выхода: можно заявить себя как чистого глюка. У меня для такого случая есть шикарный ╚белый хайратник во всю задницу╩ √ белый комбинезон из магазина ╚Авиаспецодежда╩, стоит он 60 рублев на ассигнации, но он того стоит! Хотя, надо заметить, не всем нравится белое привидение болтающееся среди суровых мужиков в железе, а на игре ╚Волки Одина╩ меня и вовсе обозвали ╚Каспером╩, что мне решительно не нравится.

Это - коллаж Фангорн-Видео, посвященный как раз мне, Касперу, блин...
    И второй вариант: роль, в которой ты имеешь право быть везде и видеть все. На саратовской ╚Руси в огне╩ мастера не захотели иметь на полигоне белых глюков, и тогда я заявился византийским летописцем, который в политику-войну не лезет, за это он допускается повсюду, и хотя по идее смертен, но желания прибить не вызывает √ нет смысла. Еще один вариант √ роль какого-нибудь ╚орла Манве╩ или ╚совы Афины╩ с сертифицированым правом ╚пролета╩ над стенами. Сразу снимается множество проблем.

    Что иметь при себе кроме камеры во время беготни по полигону? Хоть и неудобно, но обязательно надо таскать с собой хотя бы одну запасную кассету и один запасной аккумулятор √ пусть даже и маленький. Закон всемирной подлости еще никто не отменял, так что надо хоть как-то противостоять┘
    Из личных ошибок √ на ╚Волках╩ аккумулятор сдох в момент штурма Киева, а там был очень напряженный неигровой момент, запись которого потом очень пригодилась бы при разборе ╚кто был неправее╩. А запасной я не прихватил, урод!
    Для ночных съемок очень полезен фонарик или хотя бы свечка в банке. Осветители, прилагаемые к камерам обычно жрут энергию по-черному, а для того чтобы в кадре было хоть что-то видно (обычно при ночных съемках большего и не требуется) свечки вполне хватит.
    Рация┘ Вопрос, конечно интересный. Она конечно полезна, но только если она с наушниками!
    Из не-личных ошибок. Кто видел записи Аль-Кадима наверное помнит постоянные треск и шипение, сопровождающие съемки┘
    Так же стоит таскать при себе хотя бы полиэтиленовый пакет на случай внезапного дождя. Даже если про камеру сказано, что она ╚брызгозащищеная╩, это не значит, что она герметичная!

    Обычно, если едешь снимать, то вопроса ╚игрового взноса╩ не стоит √ разве что специально нужны игровые деньги. Но лучше такие вещи, как и вообще свое появление на игре, заранее обговаривать с мастерами. Впрочем, это уже из серии вещей, которые вроде самоочевидны, да?

    Еще один момент: жратва. Если бегать по полигону с камерой, то приготовить себе еду на личном костерке возможности почти нет. Так что стоит заранее договориться с какой-нибудь командой, сдать туда свои припасы, и попросить оставлять порцию, если на общекомандный прием пищи оператор не успел.

Часть вторая.
Работа над ошибками

    Само собой, что их было больше, но я выбрал те грабли, на которые могут наступить и другие.

    Из личных ошибок. Очень часто у меня в кадре √ туловище человека и часть шеи. Головы нет, она где-то за верхним краем экрана.
    По мере практики оказалось, что долго снимать постоянно глядя в видоискатель не так-то просто. Устает и рука, и глаза, и шея┘ И поэтому тянет снимать навскидку, от пуза, или с поднятой руки. Кроме того, когда смотришь на окружающее своими глазами, а не через стеклышко, больше вероятность увидеть какую-то новую деталь, отследить поворот событий и т.д. Но навестись на цель при ╚стрельбе с бедра╩ оказалось не так-то просто, и отсюда такой вот брак. Частично это лечится тем самым откидным экранчиком, но когда он закрыт (экономить энергию надо!) √ беда та же.

    Из личных ошибок: съемки на бегу, все трясется, ничего не понятно┘
    На самом деле такая ситуация почти неизбежна. Когда вот-вот что-то начнется, то пусть лучше камера снимет лишнего мусора, чем потеряются первые две секунды напряженного эпизода. Потом всегда можно вырезать √ и нужно вырезать! Это скорее не к съемкам, а к монтажу: по уму каждый эпизод нужно сначала просматривать, и потом, отмотав назад, переписывать только то, что нужно.
    Но когда монтируешь трехчасовую кассету (это занимает почти целый день) это очень задалбывает, и начинается: ╚Так┘ Это что за эпизод, а, драка у дороги! Поехали, пишем┘ Черт, несколько секунд мельтешения √ что из-за них опять все назад мотать? Да ладно, несколько секунд не страшно┘╩ А в результате там несколько секунд, тут несколько секунд √ вот уже хорошее впечатление и съелось.

    Из личных ошибок: съемки разговорных эпизодов, когда тебе вроде бы все слышно, а на записи √ еле-еле, сплошные шумы и помехи.
Лечится принятием волевого решения √ разговорные эпизоды снимать только крупным планом, и не стесняться лезть ближе к игрокам. Они же сами потом спасибо скажут. (Или не скажут. Или скажут, но не спасибо┘)
    Но попытаться стоит. Кроме того еще один момент √ почему-то многие игроки считают, что говоря тихо, они лучше соответствуют роли. С точки зрения съемки это полная беда, и надо здраво оценивать свои возможности: может быть стоит тормознуть запись, и поберечь аккумулятор для чего другого?
    И еще один момент, связаный со съемкой разговорных моментов √ это павильонки. Как показал опыт ╚Чугункона╩, снимать павильонки √ дело неблагодарное. Одновременно идут десятки длиннющих разговоров вполголоса, которые потом на экране кажутся на редкость занудными. А снимать приходится либо все подряд, ведь никогда не знаешь, когда прозвучит ключевая фраза, либо не снимать вообще.

    Из личных ошибок: некоторые снятые эпизод пропадают бесследно┘
    А все очень просто: либо случайно нажал на перемотку, либо кому-то показал отснятое, и забыл отмотать кассету обратно вперед, и начал запись с того места, где она была √ и всех делов. Лечится просто: тщательнее надо! Или, если совсем нет времени мотать на нужное место (камера перекручивает пленку не так уж и бодро), то надо по-быстрому ставить другую кассету.

    Из личных ошибок: я хоть и глюк, но тоже жить хочу!
    На ⌠Волках Одина■ во время штурма одной из крепостей я увлекся поисками красивого кадра, полез в ров┘ И так не по-детски получил по башке бревнышком, что на пару секунд перестал воспринимать окружающее.
    Мораль: сам виноват, нечего было лезть туда, где народу не до меня, типа в гущу глобальной сечи. Разбитая башка может быть и заживет, а вот раздолбаная камера (вполне возможный вариант!) сама собой уж точно не починится.

    Из личных ошибок: не все, что происходит в жизни стоит переносить на кассету┘
    На самом деле это не то чтобы ошибка, а скорее вопрос идеологический. Например √ ко мне подошел человек, и сказал, что возмущен тем, что в фильме про ╚Ведьмака╩ есть кадры, как заливают пиво во фляжку + комментарий, дескать ╚подготовка к игре шла полоным ходом╩. По мнению человека у свежего зрителя это создаст нездоровый образ игр вообще. Или например сцена нудистического купания на ╚Колесе Времен╩. По выражению другого человека ╚┘обнаженная натура √ это все очень здорово, но зачем давать лишний повод для всякого рода корреспондентов и детских комнат милиции?╩
    Кроме того, напомнил он мне, есть категория родителей, которые, считают, что своих детей нужно до восемнадцати лет держать в неведении относительно того, что разница между мальчиком и девочкой не только в том, что в разную сторону пуговицы застегивают. И вполне предсказуема реакция таких родителей: ╚Ах! Там мое чадо развратить пытаются!╩.
    Что тут можно сказать? Конечно, некая самоцензура нужна, никто не спорит. Но с другой стороны √ съемки-то документальные. И почему-то не хочется каждый раз задумываться √ а что по этому поводу скажет дядя милиционер? Тут уж каждый для себя должен решить, что допустимо, а что нет.

Часть третья.
И?
    Да в общем ничего особенного. Я постраюсь следовать своим же советам, чего и всем желаю. А результаты все желающие могут увидеть сами √ я продолжаю всячески изображать из себя акулу видобизнеса и торговать своими записями направо, налево, и в других направлениях.
    Немного о будущем: думаю, что со временем, причем не очень долгим, камер на играх будет все больше и больше, и уже сейчас человек с чем-то видеозаписывающим воспринимается как нечто вполне обычное, хотя года четыре назад отношение было ╚О! Камера!! Круто!!!╩ Но тем не менее я призываю операторов относится к своей деятельности серьезно √ иначе толку от камеры на игре будет гораздо меньше, чем может быть.
Спасибо за внимание!

Вернуться на главную страницу...