Несколько слов о себе. Возраст. Род занятий?
Итак, зовут меня Алексей Свиридов, мне чуть больше
тридцати лет (если быть точным - 33). По году рождения Змея, по знаку Зодиака
- Дева, хараткеристикам которой я не отвечаю буквально ни в чем.
Начало моего, извиняюсь за банальность, жизненного
пути было вполне стандартным для времен развитого социализма: 10 классов
школы - Бауманский институт - служба в армии (с учебой не заладилось) -
вновь Бауманский, на этот раз вечерний факультет + работа в КБ им.Туполева.
Однако дальше начались экономические потрясения,
и мне пришлось оставить работу и учебу, хотя я об этом очень жалею, потому
что работа в авиации мне по-настоящему нравилась. К тому времени я уже
был женат, родился ребенок, и пришлось осваивать другие профессии - оказалось
что "новой России" инженеры не так уж и нужны, а если смотреть по зарплатам,
так и вовсе не нужны. Поработал я продавцом книг, продавцом компакт-дисков,
водителем, экспедитором... Профессии не очень-то творческие, но денег на
жизнь хватало.
Потом произошло много больших и малых событий, в
результате которых сейчас я являюсь сотрудником фирмы "Нивал", которая
создает компьютерные игры, и считаю, что с этой работой мне здорово повезло:
создание игры в чем-то сродни созданию книги, но в то же время есть огромное
количество нюансов. Их отслеживать непросто, но в то же время очень интересно.
Кроме того приятно сознавать членом коллектива, выпускающего интеллектуальную
продукцию, находящую спрос как в России, так и на Запада.
Когда впервые ощутили тягу к сочинительству?
Первый свой рассказ я написал в четвертом классе.
Это была фантастика, и тетрадочка с ним до сих пор у меня где-то лежит.
Не могу сказать, что он представляет собой хоть какой-то литературный интерес,
но факт имел место.
Уже в студенческие времена я вновь начал писать.
Это были и песни, которые сейчас принято называть бардовскими, и статьи
в институтскую газету, пародии для самодеятельности... И к тем же временам
относится первый большой фантастический роман "Человек с Железного Острова",
начавшийся как серия рассказов для членов КЛФ "Три Парсека".
Надо сказать, что впоследствии этот клуб сыграл
большую роль в моей жизни - многие из моих друзей, с которыми я познакомился
в нем стали более или менее значимыми фигурами в книгоиздательстве и торговле.
Например, поскольку основная тема нашего разговора книга "Истребители",
я могу сказать: идейным и финансовым вдохновителем этого проекта был Павел
Быстров, тоже вышедший из "Трех Парсеков".
Несколько слов о книге "Истребители. Разорванное небо". Как возникла идея? Кто ваш соавтор, как познакомились? Почему решили писать вместе. Как это у вас происходит?
Я бы сказал так: такая книга, как "Истребители" должна
была быть написана. Дело в том, что к середине 90-х годов в сознании российского
общества возник некий перелом.
Во-первых окончательно выветрился дурман "гласности",
когда люди стояли в часовых очередях, чтобы купить новый "Огонек", и с
мазохистским восторгом прочитать, что еще у нас плохо. На смену этому пришло
понимание: да, у нас было плохо. Да, и сейчас не здорово. Но это у нас!
Во-вторых мы (я говорю мы в широком смысле) наконец-то
объелись западной масс-продукцией, бесконечными видео-, теле-, и книжными
боевиками - задолбали однообразные "русские маньяки-террористы" и
"красная угрозя", которым противостоит Рембо-девять-с-половиной, устраняющий
очередную угрозу миру при помощи перочинного ножа и грудастой любовницы.
В-третьих вошло в силу последнее советское поколение
- бывшие студенты 80-х, которые хорошо знают нынешнюю жизнь, но еще помнят
старую. Которые, образно выражаясь, сейчас с удовольствием покупают "Сони"
и с не меньшим удовольствием вспоминают "Электронику-302".
Таким образом возникла вполне объективная предпосылка
для того, чтобы появилась, и была издана книга в жанре "технотриллера",
причем написаного в России и посвященого русским.
Еще до того, как П.Быстров позвонил мне и предложил
"встретиться и серьезно поговорить" у меня уже бродили неясные замыслы
большой книги, посвященной современным русским летчикам и самолетам. Когда
же "серьезный разговор" начался, мы с ним оба удивились, хотя удивляться
было нечему: идея в воздухе уже носилась.
И здесь на сцене появился новый человек: Александр
Бирюков (мы-то с ними друг для друга как были так и есть Сашка да Леха,
но я же даю официальное интервью!) Подробностей биографии А.Бирюкова я
рассказывать не буду, так как его сейчас нет в Москве, а я боюсь что-нибудь
напутать. Скажу только, что он очень хорошо (гораздо лучше меня) разбирается
в стрелковом оружии, в рукопашном бое, и еще во многом, многом другом...
Словом, без него "Истребители" не стали бы той книгой, какой она стала
сейчас.
Я позвонил ему, описал ситуацию, и он с радостью
согласился принять участие в этом проекте, идея которого тоже оказалась
ему близкой. Он практически сразу предложил несколько основных сюжетных
линий, мы обсудили детальный план - и работа пошла.
Технически это выглядело так: мы решаем, какой эпизод
будет писать он, какой я. Он привозит рукопись, я ее набиваю, и при этом
вношу свои поправки. Потом он приезжает, смотрит, что я там напоправлял,
и высказывает свое мнение (временами весьма резкое). Я возражаю, мы находим
какой-то компромисс, и переходим к следующему эпизоду.
Что касается творческого процесса, то тут было сложнее.
Мы с Александром очень разные люди, и поэтому наши эпизоды приходилось
как бы "приноравливать" друг к другу. Он сторонник "жестких" сцен, масштабных
событий, а я же старался действовать по принципу "одна смерть - это уже
страшно". Думаю, что в процессе этой "борьбы противоположностей" мы удерживали
друг друга от крайностей, как бы контролируя друг друга.
Само собой, что наше сотрудничество было, как говориться,
"не сплошь розы и песни". Особенно неприятным был следующий момент: перед
тем, как вышло первое издание "Истребителей", издательство "Азбука" попросило
меня сказать несколько слов о себе. При этом мне был сделан намек, что
а не хочу ли я, чтобы моя фамилия красовалась на обложке в одиночестве.
Я написал, и добавил, выделив отдельным абзацем, что А.Бирюков - мой полноправный
соавтор, и что наши имена на обложке должны быть равнозначными. И вот,
выходит книга, а на ней... "АЛЕКСЕЙ СВИРИДОВ" и мелко-мелко "при участии
А.Бирюкова". Сами понимаете, что настроение его от этого не улучшилось.
Конечно, я все объяснил, и он все понял, но неприятное чувство осталось,
и боюсь что это надолго.
Основная проблематика книги. Каков процент вымысла в ней и сколько подлинной реальности?
Мне трудно говорить по "проблематику книги", это
все равно что пытаться объяснить "в чем смысл жизни". На уровне ощущений,
на уровне восприятия я знаю о чем наш роман. Но объяснить все на словах...
Сюжет перессказывать не хочу, желающий купит и прочтет, а теоретические
изыски не по моей части, пусть этим занимаются критики.
Кто-то считает, что "Истребители" - гимн современной
российской авиации. Да, это так. Наши самолеты - полноправные герои книги.
Кто-то говорит про концентрированый "антиамериканизм"
- и с этим я спорить не буду, добрые друзья из цивилизованых Штатов в "Истребителях"
заметно отличаются от сусального образа, культивируемого последнее время.
(В основном самим же американцами, кстати).
Кто-то скажет "Фантастика, альтернативная история"
- и это тоже будет правдой. Действительно, нет такой страны Трансбалкании,
и нет сейчас на Балканах политика Павко Вазника...
Одним словом, "Истребители" получились очень многоплановой
книгой. И при этом мы специально старались не делать каких-то героев абсолютными
злодеями, а других белыми и пушистыми "русо-туристо-облико-морале".
Но зато я могу достаточно полно ответить на вопрос
о "вымысле и реальности". Я уже говорил, что и страна, и герои, и политическая
ситуация вымышленны. Но... Так ли невероятна подобная геополитическая обстановка?
Включите телевизор, посмотрите - Балканы вновь бурлят, на этот раз в Косово...
Так что называть "Истребители" чистой фантастикой нельзя: чуть-чуть по
другому леги бы политические карты, и была там и Трансбалкания, и операция
"Горец"...
Что касается непосредственно событий, происходящих
в сюжете, то чистого вымысла в них очень немного - там бытовая деталь,
здесь обрывок документальной истории... Я могу сказать даже больше: что-то,
вымышленное изначально, впоследствии оказывалось реальностью! Вот пример,
который меня поразил: я написал эпизод, где летчик на Ан-2 садится на автостраду,
и заправляется из обычной бензоколонки. Эпизод проходной, был введен чисто
для колорита повествования. И вот, через две недели я еду по Рязанскому
шоссе где-то в районе Бронниц, и вижу картину: от шоссе отходит дорога
к поселку. На развилке стоит передвижная заправочная с набившим оскомину
картонным ценником "Аи-92 - 1800", и из нее человек заливает бензин в небольшой
самолет, явно только что севший прямо на ту дорогу!
Картина настолько соотвествовала тому, что я представлял
себе, когда писал, что я даже немного испугался, потому что не хотелось
бы, чтобы кое-что из написаного приходило в реальность так же ощутимо.
Что касается мелких деталей балканской мирной и военной жизни, то в
этом нам очень помог Михаил Кожемякин, который... Ну скажем так: он знает,
о чем говорит.
И еще о вымысле и реальности. Помнится, я был не в восторге от эпизода в горном отеле, который писал А.Бирюков - там есть очень мерзкий момент, когда американский спецназовец рассказывает, как "трахнул в зад черенком саперной лопатки" заартачившегося солдата. Я счет, что мой соавтор хватанул через край... А через неделю по телевизору услышал рассказ о суде над американским полицейским, который не во время войны на захваченой территории, а в сытых и благополучных Штатах сделал то же самоей с арестованым, только не саперной лопаткой, а своей дубинкой. После этого у меня все возражения против того эпизода отпали: увы, но и это реальность...
Что касается подробностей об оружии и технике... Скажу коротко: то, что в нашей книге вытворяют Су-37 - это малая часть возможностей этого удивительного самолета. В принципе, в романе есть несколько натяжек и несколько вымышленных деталей, касающихся технической стороны дела. Но основная масса основана на данных и харатеристиках реальных образцов оружия, серийного или опытного. Откуда нам о нем известно - как ни странно, из открытой печати. Надо только знать, где искать.
Как пишите, что используете: машинку, компьютер?
Я предпочитаю клавиатуру, Александр пишет от руки. Это не жизненная позиция, а дело чистого удобства, хотя знаю, что есть писатели, которые принципиально не берут в руки ручку, или наоборот, считают комп "одноглазым чудовищем".
Сколько времени уходит на написание книги?
Вопрос непростой - это зависит от множества факторов. Конкретно "Истребители" создавались около года.
Разделяете ли мнение некоторых авторов остросюжетного жанра о том, что сочинением книг в России можно жить и причем, весьма недурственно в материальном отношении. Какие для этого нужны, по-вашему, условия?
Думаю, что эти авторы говорят не просто так, а убедившись
на личном опыте. Но тут есть тонкость: хорошо
написаная книга и хорошо продающаяся книга - это разные понятия. И
бывает, что автор великолепного с художественной точки зрения романа получает
грубо говоря гроши, в то же время как сочинитель какой-нибудь "Кровавая
мясорубка для Перепившего - 3" будет наживать мозоли от пересчета гонораров.
Кроме того, я думаю ни для кого не секрет, что сейчас
некоторые известные писатели - не более чем торговые марки, за которыми
стоят команды "негров", выдающих на-гора по четыре-пять романов в год.
С точки зрения бизнеса это все понятно, но это уже
не творчество, это уже индустрия с иными законами и порядками. Честно говоря,
мне бы не хотелось стать всего лишь еще одним колесиком в этой индустрии,
пусть даже обильно подмазаным.
Одним словом: чтобы, как вы выразились, "недурственно
жить" на сочинении книг в России нужно кроме чисто литературных талантов
иметь и таланты бизнесмена, торгующего этими талантом. Кому это дано -
живут вполне неплохо.
Когда люди пишут вместе, обязательно ли единство взглядов на явления общественно-политической жизни, на литературу и пр.?
Думаю, что нет. Я уже говорил, что мы с Александром очень разные люди, в том числе и с разными взглядами на некоторые вещи в жизни и творчестве. Это нам не мешало, а временами и помогало.
Какие книги вы читали в детстве и что читаете сегодня. Чья литературная судьба вызывает у вас восхищение, зависть или, напротив, чувство негодования?
Я любил и люблю фантастику и фэнтези, хотя способен
высмеяться и всласть поиздеваться над четырьмя из пяти таких книг - видимо
потому, что слишком хорошо знаю этот жанр. Я любил и люблю детективы и
боевики, хотя обилие "Мясорубок" в последнее время меня просто удручает.
И как ни странно, хоть я и сам не чужд поэтического творчества (все те
же авторские песни) я совершенно не люблю читать стихи. Не потому что они
плохи, а просто не люблю.
Что касается зависти или восхищения... У меня есть
в литературной среде и друзья, и недруги, причем отношения наши не всегда
объясняются их талантливостью или бесталанностью. Так что я предпочту не
отвечать на этот вопрос.
Влияет ли современная беллетристика: боевики, триллеры, детективы на ухудшение ситуации в России, в частности, на преступность. Или же литература отдельно, а жизнь отдельно?
В свое время Корней Чуковский иронически писал "Вот
идет суд на преступником. Его спрашивают - как вы дошли до жизни такой?
Ах - отвечает тот - мне в детстве прочитали сказку "Мальчик-с-Пальчик",
и я решил стать людоедом!" . Примерно то же отношение можно сейчас встретить
к любой литературе, дескать развращает и ожесточает. Причем пишутся или
говорятся такие вещи с визгливыми, кликушескими интонациями, и говорят
об этом так называемые "люди старой закалки" - те самые, которые в свое
время с наслаждением вводили в школьные программы бесконечные производственные
романы лауреатов премий и членов союзов.
Ответить здесь можно только одно: неча на зеркало
пенять, коли месяц в бане не был. Литература, в том числе и остросюжетная,
отражает то, что твориться в мире, в стране, в людях. Да, я могу представить
некоего урода, который прочитав нечто про изнасилование, идет в парк и
начинает подстерегать прохожих. Но я убежден, что и не прочитав такую повесть
он бы все равно так или иначе оказался в том же парке с той же удавкой
наготове.
Каковы ваши дальнейшие жизненные планы? Что вас привлекает в литературе более всего?
Жизненные планы просты - извиняюсь за банальность,
жить. Желательно жить интересно, благо мои интересы в ней достаточно разносторонни,
и не ограничиваются чисто материальными запросами. Если же вопрос имеет
в виду творческие планы, то я предпочту о них умолчать: я почти не верю
в приметы, но в те которые верю соблюдаю свято. Одна из них - "не говори
о том, чего еще не сделал".
Ответ на последний вопрос... Опять же скажу так:
на уровне чувств, на уровне подсознания я имею некие критерии, отличающие
Книгу от ремесленой поделки. Словами это выразить трудно, но я попробую
сказать двумя словами:
Честность. Все остальное может быть, может не быть
- но без этого нет Книги, и нет Литературы, а есть более или менее искусное
ремесло.
Спасибо за внимание.