МУХИ и КОТЛЕТЫ,
Или
ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ, МАЛЬЧИК?

       Как давным давно говаривал один волосатый дядька - долой торгующих из храма. С другой стороны тот же дядька вполне сдеражно разобрался с провокацией насчет денег вообще, предложив оставить богу богово, а кесарю сдать все остальное.
       Барды √ они тоже волосатые, но сдержанности у них поменьше. Попробуй, скажи в лицо какому-нибудь известному, или полуизвестному персонажу ╚Да вы, батенька, торгаш!╩ Реакция будет бурной.
       Возьмем к примеру ответы на выступление Илоны Пастернак, которая назвала деятелей из объединения ╚32 августа╩ коммерсантами от авторской песни. Сначала люди взвились - ах! Провокация! Нас обвинили в коммерсантстве! Давить! Грудью встать! Горло грызть!
Правда, через несколько строчек тот же человек признает: да мы бы и рады покоммерсовать, только пока плохо получается.
        Вот ведь забавно: никто не спорит, что хоть не в деньгах счастье, но с ними оно полнее. Так почему же с одной стороны, коммерческая деятельность того же ╚32 августа╩ действует на "провокаторшу" как красная тряпка на Збигнева Бжезинского, а с другой - милые дамы и господа из помянутого творческого объединения сочли нужным на эти обвинения отвечать? Да еще так эмоционально!

         Вообще, глядя шире, вопрос достаточно сложный, и касается он отнюдь не только компании бардов с календарным названием.
Коммерция в сфере неформальной творческой деятельности: так когда она переходит из детской игры в крысу на тот уровень, когда человеку не хочется подать руки? Я попробую на эту тему высказаться, не претендуя, конечно, на истину в какой-то там инстанции. Чисто по ИМХУ.
         Прежде всего - почему мы так не любим попсу? (Или я ошибаюсь? Ее кто-то любит? Извините, тогда это не ╚мы╩, это ╚вы╩. И ╚вам╩ дальше будет неинтересно.)
         Не любят ее потому, что попсовые песни не пишут. Их изготавливают либо под оплаченный заказ, либо по собственным представлениям о том, что принесет прибыль. Профессионально, технически грамотно, с применением всех достижений разнообразных наук - как хлеб из "турецкой пекарни". Хрустит, пахнет, а есть скучно. А как остынет, так и вообще нельзя, поролон поролоном.
         В случае авторской песни "прибыль" от попсы поначалу выражалась не сколько в деньгах, сколько в попу`лярности/знаменитости/заметности/ранге-в-тусовке. Изгиб, так сказать, гитары грушской.
Теперь же, когда у народа появились хоть какие-то, но деньги, попсовик-знаменитость еще и их может пособирать. Что и они бодро и делают. (Имена? Это уж сами подставляйте).
         Hо народ - дурак не всегда. И не весь. Раз прокатило, два прокатило - а там, глядишь, и задумаются люди: а чем это нас таким накормили? Почему на зубах опилки, а в животе изжога?! Вроде и рифмы есть, и темы "наши", и струны звенят вполне задушевно - а все одно, на зубах вкус поролона. Потом вспомнится, что именно на этот концерт пускали по билетам, именно эта кассета стоила 20 тысяч...
         Так это же коммерция! Вот ее харя звериная!! Дави-и-ить!!! У народа (не у публики, а у народа, понимаете разницу, да?) таким путем вырабатывается стойкий рефлекс: деньги - плохо. И зарабатывание их -тоже плохо. По определению. И поди нас убеди.

          Теперь глянем с другой стороны. Hекий певец-музыкант-плясун, да хоть бы автор-исполнитель художественного свиста. Рос как "народ", в душе что-то такое шевелилось, потом раз-два-десять получилось это что-то выразить. И вот бывый "народ" как-то случайно перешел в менестрели.
          Он еще помнит, что коммерция это плохо. Hо он-то не попсовик! Он честно пишет от души, и поет тоже! А потом, через какое-то время кто-то сердобольный ему денежку кидает, плохого не желая. Hаоборот, желая доброго...
          А у менестреля сомнения: я же вроде по-прежнему хороший! Рога не выросли, хвост тоже. А денежка, вот она. Не попсовая, а вроде честно, без кривости души заработанная!
         И делается с менестрелем раздвоение личности. Про то, что деньги -суксь, он все еще помнит, но их уже хочется. А тут еще выясняется, что чуть-чуть напрягшись, этих денег можно добыть и побольше, чем на пиво.
         И вот певец напрягается. Если раньше он пел, потому что его слушают, и ему вполне хватало так сказать, "кайфу по безналу", то теперь он споет где-нибудь в зале три одинаковых программы подряд. Потому что это зал. С публикой. И, если дело правильно организовано, с билетами. И даже не в билетах дело (поначалу), а в том, что "зал" это уже новый уровень. Шаг к сияющим высотам - а кто не хочет посиять?
        Причем с самыми лучшими мотивами: людям радость доставить (ведь слушают, значит удвольствие получают), или, скажем, сделать этот несовершенный мир чуток совершеннее. И если за это еще и на пиво заработать можно, так и вовсе здорово! Опять же, время потрачено, до зала доехать надо - денег стоит. Амортизация струн, в конце концов... Словом, в зале споется.
        Споется и на запись, потому что "Она пойдет", а то и денег за нее дадут. Выйдет певец и на конкурс-фестиваль, и займет там какое-то место, что тоже так или иначе для развития коммерческой популярности полезно. При этом наш менестрель по прежнему работает на старом, накопленном еще в докоммерческие времена запасе, и по-прежнему считает себя хорошим парнем, наконец-то попавшим куда-то чуть выше квартирно-кострового уровня.
         Hо вот - кончается старый запас. Hадо писать новые песни, или... Или придется отправляться обратно на квартиру, где старым друзьям нового особо и не надо. А новые песни писать... Это ж не по заказу, сел и написал. Хорошо, если катится, а если нет? Если не выходит каменный цветок ровно-ровно к Груше? Hо обратно в квартиру уже не хочется. К славе, пусть даже и в мизерных масштабах, привыкаешь быстро, а вот отвыкать, оно больнее, как бы кто на эту тему не кокетничал. Значит, писать новое надо. Кстати, на какую тему сейчас лучше всего слушают...
          Стоп! Вот она, картина Репина "Приплыли". Если певец осознает, что он таки добрался до другого берега, и найдет в себе силы оттолкнуться обратно -честь ему и хвала. Hет? Значит появился еще один текстмейкер. Исполнитель с хорошо бегающиим по струнам пальцами. Который по инерции продолжает считать себя "хорошим", и "стремящимся мир изменить". А поскольку в глубине души и сам в этом уже сомневется, то будет жутко обижаться на думающих иначе.
          И пошло-поехало. Добывание залов-площадок, авторские права на песни, возмущения насчет пиратских кассет, по ходу дела (или чуть раньше) -знакомство с "нужными людьми", которые играют по таким правилам уже давно. Певца-свистца вводит в себя какая-нибудь обойма, или при наличии орг.таланта, он сам вокруг себя организует какую-нибудь "Творческую группу", "школу менестрелей" и так далее...
         Он может быть коммерчески неудачным, и при случае размахивать этим как знаменем - но при этом он будет настроен именно на достижение денег-известности. Власти в конце концов. (Власть творческая - наркотик не хуже власти административной!).
         Hе важно насколько красивы или некрасивы эти цели -важно то, что они есть. Песня перестает существовать потому что "просто спеть хочется" или "само сочинилось", а становится инструментом в достижении целей. Hет, не важно, деньги здесь, или еще что-то. В любом случае -вот она, коммерция.

        И дело тут явно не в том, продает некто... ну скажем Леха Свиридов свои кассеты, или нет. Важно другое - каждый здесь должен понять, чего он хочет, и чего не хочет. И зачем.
        Ты уже используешь в разговоре слова "раскрутить", "сделать имя", "пробиться" по отношению к себе? Тебя волнует, попадешь ли ты в финал слета, и почему вот тот чувак с бородой прошел туда, а ты нет? Тогда не делай вида, что поешь песни для души. Тебе нужна слава, признание, и все с этим связанное. Это не плохо и не позорно, это нормально.
        Ты действительно уверен, что деньги не главное, а главное - чтоб люди хорошие были? Тогда не дергайся лезть на сцену - если ты людям нужен, они тебя позовут сами. Удовольствие и пресловутый душевный настрой куда как реальней в компании из пяти человек, нежели на сцене какго-нибудь "Меридиана". Такое отношение к делу вовсе не показатель высшей мудрости и душевного благородства. Это столь же нормально.
        Hо! Не путайтесь сами, и не путайте людей. Целенаправленно сшибать деньгу, делая при этом вид кристально-белого T'ворца с большой буквы "Ты" -зрелище неприятное. И не менее печальная картина -классный парень, добрейшей души человек, с непонятным упорством пытающийся сделать из себя "популярного барда", и терпящий облом за обломом, потому что законы шоу-бизнеса даже в КСП-шном варианте ну настолько не для него...

         Вобщем, на этой мажорной ноте я и хочу свое выступление закончить. Еще раз, основная мысль: Милым дамам-господам с гитарами и прочими тромбонами стоит подумать, а ЧЕГО они, собственно хотят? И КАК они хотят этого? А подумав и поняв √ вести себя соответственно, не делая смеси из мух и котлет. Эстетичней будет.

Вернуться на главную страницу...