Секрет: дебют 14 лет спустя.


В уютном петербургском парке крякают утки, свистят мальчишки, молчат над зеленой водой бронзовые пионеры. А по утрам по парку бегает Алексей Мурашов - неизменный участник всех составов группы "Секрет". Тут-то его и поймала вездесущая газета "Семь дней".

 

- Борешься за здоровый образ жизни?

- Понимаешь, пиво очень люблю,"Балтику", троечку. Вот и приходится сбавлять обороты, а то живот уже намечается.

- С пивом все понятно. А вот куда вы пропали?

- Пропали? Ну да, в телевизоре нет, на гастроли к вам не ездим. Вы там хоть в курсе, что с Фоменко мы расстались? Нас теперь пятеро - мы с Андрюшей Заблудовским и еще трое ребят из группы "Санкт-Петербург". Таким составом мы записали дебютную пластинку, которая сейчас вышла. "Секрет-5" называется.

-Получилось?

- Достаточно, я считаю, для дебюта. Дебюта не только в этом составе - мы же стали с Андреем писать музыку и тексты. Да, много минусов. Записано не так, как хотелось бы. Но - первый блин...

- С одной стороны, вы без полугода 15 лет на сцене, а с другой стороны - дебютанты! Довольны тем, как все идет?

- Чем-то - да, чем-то - нет. Скорее, научились реально оценивать, что, как и почему. Время такое, что дело за деньгами. Если найти много денег и заняться раскруткой альбома, три песни - минимум! - можно поставить на хит. Вот клип вышел сейчас: на песню "Москва-река" - к 850-летию Москвы. Сделан в основном на старой хронике Москвы. Песня Сергея Мирова, он же и режиссер клипа.

- Кстати, о Мирове. Когда-то у вас было много телевизионных проектов...

- Проектов много, и у нас на телевидении много друзей, с которыми мы хотим что-то сделать. Андрей планировал с Сережей Мировым программу "Красная стрела, или Сто лиц столиц". У меня вот давно зреет идея сделать тур по Дунаю: поехать на машинах со съемочной бригадой, пройти от Измаила до Германии, с людьми поговорить. Самая длинная река в Европе, бывший соцлагерь, нынешний каплагерь... Опять же нужны спонсоры. Но это все второстепенно, работа-отдых. Это не главное.

- А что главное?

- Все-таки музыка...чтоб ее черт побрал! Хотя в мире есть слишком много интересных вещей, чтобы замыкаться только на музыке. На футбол сходить, прессу спортивную почитать. Вмузей пойти лишний раз...

- Телевизор посмотреть...

-Да, новости. В Москве НТВ смотрю. Здесь у меня НТВ не ловится, к сожалению, поэтому в основном смотрю "Россию". Но работать на телевидении никогда не рвался, в отличие от Коли Фоменко.

- Как у вас с гастролями?

- На гастролях мы не были давно. Очень много гастролей оборвал нам Фоменко - мы не вписывались в его график. Еще одна из причин того, что мы разошлись. Хотя, я, честно говоря, по гастролям не скучаю. Работа есть, в Москве, в клубах... В принципе, достаточно. Немножко бы больше не помешало.

- А как же "заряд от общения с залом"?

- Сначала было тяжело перестроиться после стадиона, концертного зала... Но это обычная зарубежная практика. Сейчас трудно с гастролями практически у всех. За пять копеек никто работать не поедет, а за дорого люди ходят только на избранных.Однако огромный плюс сегодняшнего времени в том, что мы начинаем потихонечку жить, как живут на Западе, то есть от продажи альбомов, а не от гастролей. Максим Леонидов, например, получил очень серьезные деньги за свой новый альбом "Проплывая над городом".

- Вы поддерживаете отношения?

- Да. Я в гостях у него буквально полторы недели назад был. Часто концерты делаем вместе.

- Что для вас сейчас самое главное?

- Главное, ребята - сердцем не стареть! Самое главное, если серьезно... Заняться вокалом. Потом, ведение концерта очень важно. Андрюше сложно вести одному, а мне сложно к нему подключиться, - я-то сижу за барабанами, голос идет неизвестно откуда, понимаешь?

- А барабаны бросить жалко?

- Нет, посадили меня! Я было уже, слава Богу, распрощался... Но, если человек худо-бедно умеет играть на барабанах, зачем брать шестого?

- Придется что-нибудь придумывать?

- Да, а делать это нужно обязательно, потому что - опускаться до объявления песен... Это же не радио в конце концов. Какое-то шоу надо придумать. Программа не построена, хотя номеров навало, мы можем работать часа два с половиной... Когда все драматургически завязано - зал твой. Надо побороть лень, сесть и написать. Самим же будет приятней и веселее.

- Ну успехов вам!

- Ну спасибо!

 

Ася Анистратенко, начало 1998.

 


 

ПРОЩЕ ПРОСТОЙ ФОМЕНКО

Концептуальное.

- Для начала разговора я приберег очень оригинальный вопрос, который вам наверняка еще никто не задавал. Приготовились? Тогда ответьте, что может быть проще простого?

- Да-а-а! Ну вы спросили! Сразили наповал! Раньше нас преследовал вопрос, от которого хотелось выть. Куда бы мы ни приезжали, журналисты, стремящиеся соригинальничать, первым делом интересовались: "В чем секрет "Секрета"?" Мы даже стали подумывать, не изменить ли нам название бит-квартета, чтобы эти зануды с диктофоном отстали? Потом вроде бы все само собой рассосалось. И вот теперь вы, значит, решили потрясти меня еще более фундаментальным вопросом?

- Я старался.

- Понимаю. тогда напишите, что Фоменко остался в глубоком потрясении и ответить не смог.А если серьезно, то "Проще простого" - передача, четко учитывающая сиюминутность телевизионного искусства. Кино или театр - это то, к чему можно возвращаться спустя многие годы. Желание смотреть старые телепередачи, в том числе, снятые в жанре игровых шоу, кажется мне сомнительным. Телевидение, как и газета,должно жить одним, сегодняшним днем.конечно, есть исключения, но мы ведь сейчас говорим о тенденции. Исходя из этой концепции, я и строю свое поведение в своем шоу. Вы говорите: что может быть проще простого? Посмотрите по сторонам: мы все сегодня только играем в собственную демократичность и отвязанность, ощущения же внутренней свободы нам по-прежнему не достает. Мы скованы и зажаты. поэтому я и пытаюсь личным примером хоть как-то раскрепостить людей. Все-таки время сейчас иное, нельзя вести себя в кадре так же, как 10 или 20 лет назад. Было бы странно увидеть в телешоу академического ведущего. В "Проще простого" для меня важен темп. Но не темп произнесения слов, а темп сиюминутной находчивости. Да, это классическая развлекалка, которая, казалось бы, не несет на себе никакой особенной нагрузки. Конечно, кто-то может узнать из моих вопросов и ответов игроков, где стоит какой-нибудь памятник или как зовут аборигенов Папуа, но не это главное. Существеннее элемент действительной простоты в общении со зрителем, т. е. то, чего так не хватает нашему телевидению. Попробуйте сравнить интонации, которые вы слышите на работе, в общественном транспорте, в магазинах, с теми, что предлагают вам телеведущие. Словом, я стремлюсь разговаривать нормальным человеческим языком, разумеется, не опускаясь до жаргона, сленга и ненормативной лексики, которые, увы, стали неотъемлемой частью нашего быта.

- Знаю, вы записываете 10 передач в течение 5 часов, то есть разом обеспечиваете двухнедельный эфир "Проще простого".

- В вашем тоне мне слышится осуждение, между тем я не вижу ничего плохого в таком ритме. Это ведь не конвейер и не халткра, а все-таки творчество - пусть и своеобразное. Предача больше года живет в эфире, что для ежедневной программы - подвиг. У нас нет традиционных сценариев, домашних заготовок, все идет на чистой импровизации. За счет этого мы и держимся.

- Не устаете фонтанировать 5 часов кряду?

- Не забывайте, что я по профессии артист, а задания по импровизации деются студентам первого курса театрального института...

- Имеют под собой почву разговоры о том, что вы собираетесь оставить программу?

- Вы же понимаете: ни от чего в нашей жизни нельзя зарекаться. О желании уйти из "Проще простого" я никогда вслух не говорил, но в то же время очевидно, что я не делаю из этой программы основу своей жизни. Во мне существует масса внутренних амбиций, которые я пытаюсь периодически удовлетворять. Это и другие телепроекты, и кино, которое я делал и буду делать. Для меня "Проще простого" - маска, тренировка и разминка. Честное слово, не нужно придавать этой программе столь большое значение в моей жизни, этой самой простотой ограничиваться я не намерен.

"Секретное"

- Группа "Секрет" не кажется вам неким рудиментом, пережитком прошлого?

- Я очень часто задаю себе этот вопрос. И понимаю, что однозначного ответа на него нет. Я мог бы сегодня и не петь, а сдругой стороны, от кого я получу такой мощный заряд энергии, как не от моих братьев из "Секрета"? Поверьте, это не пустые слова, а то, что я действительно чувствую. Кроме того, все наши альбомы не похожи друг на друга, в них нет такого "машиновременного" сна. Наша музыка разная. и самое главное: мне нравится петь. Сцена ведь как нарокотик.

- И это было?

- Наркотики? Если ты играешь рок-н-ролл, то должен все испытать. Так сказал Мик Джеггер. Колоться я никогда не кололся, а курить... Что в этом удивительного? Все пробовали... Возвращаясь к "Секрету", скажу, что мы не бросим петь, пока все трое будем испытывать потребность в этом. Мы слишком давно, с детства, знаем друг друга, чтобы лукавить. За нами опыт 25 стран, 350 городов СССР, 5000 концертов. И усталости пока нет.

Телевизионное.

- Чем был вызван ваш уход с ТВ-6? Что-то не поделили с Демидовым?

- Нам нечего с Ваней делить.

- Вы состоите в штате какой-нибудь телекомпании или театральной труппы?

- Боже упаси! Я свободный художник. Мне тяжело находиться под кем-то. Так было всегда. Я и из театра поэтому ушел.У меня хватает сил придумывать себе работу самому и заинтересовывать других тем, что я делаю.

- Когда вам предлагают новый проект, вопрос о материальном вознаграждении вы задаете в начале разговораили же в конце?

- К чему ханжить? Деньги всем нужны. Другое дело, что они никогда не были для меня решающим аргументом при принятии решения. скажем, в "Проще простого" я ограничиваюсь гонораром, хотя мог бы претендовать на долю из доходов, приносимых этим шоу. Я предпочитаю спокойную жизнь, мертвый сон по ночам. Кроме того, я знаю, что в случае нехватки денег смогу их заработать. Дело не в сегодняшней или вчерашней моей популярности. У меня есть актерское ремесло, есть идеи в голове, которые,уверен, меня всегда прокормят.

Автомобильное.

- Стоящий под окнами навороченный "Джип" - лишнее свидетельство того, что вам не только на хлеб хватает, но даже на масло остается. Машинное.

- С "Джипом" - пример неудачный, поскольку это подарок, доставшийся мне на день рождения от моих друзей-банкиров. Чтобы не было никаких недомолвок, сразу скажу, что дарителей я знаю много лет, поэтому тут все чисто.

- Правильно, раньше бутылку, приходя в гости, дарили, теперь - ключи от машины.

- Нет, и для меня это был шок - дорого, и все такое прочее. Но, к слову сказать, с 89 года - это 14-ая по счету машина, появившаяся в моем гараже.

- 14-ая?

- Да. А все 13 предыдущих были автомобили под названием "Мерседес Бенц". Как только у меня появилась первая возможность приобрести подержанный "Мрс", я сразу сделал это, и с той поры привычке не изменял. Мне даже неловко было перед друзьями за "Джип". Любви к "Мерседесу" я изменить не могу. Для меня все машины делятся на два класса - "Мерседес" и не "Мерседес". Я и моя семья ездим исключительно на "Мерсах" вне завмсимости от того, сколько денег в кармане. Я член клуба "Мерседес-Бенц" в городе Гамбурге и очень дорожу этим. Кстати, членство в клубе дает огромные льготы , в том числе и при покупке новых автомобилей. Скидка может составлять 80% первоначальной цены.

- Прямой смысл всем дружно записываться в клуб.

- Если бы все так просто! Иностранцев в клуб не принимают. Только немцев.

- Так вы, оказывается, немец!

- Как вам сказать... Если серьезно, то в 1988-89 годах "Секрет" много гастролировал по Европе, выступая в качестве разогревающей англопоющей группы перед звездами первой величины.Мы были классическими "бабл гам", имевшими даже определенные успехи. Со временем у нас в Германии завелись приятели, которые и составили мне протекцию при вступлении в клуб "Мерседес". Это действительно сложно было сделать. Для начала нужны 4 рекомендации постоянных членов клуба, а получить их крайне трудно, поскольку в клуб входят очень солидные люди, которые за первого встречного ручаться не станут. Тем не менее в клуб я попал.

- Как же вам удалось графу "национальность" обойти? Неужели вправду в дойчи записались?

- Нет, в уставе мы отыскали пункт о распространении идей клуба за пределами Германии. Видимо, руководством клуба решено было в рекламных целях принять в члены одного "рашинга". Мне просто повезло.

- То, что за сравнительно непродолжительное время вы сменили чертову дюжину автомобилей, чем объясняется?

- Самыми разными ситуациями.

- Угоны, аварии?

- Никогда не угоняли, ни разу не разбивали. Дело в другом. Если кто-то не знает, я много лет играю в группе, которая называется "Секрет".

- Интересная новость.

- Это так, для профилактики, вдруг кто-то забыл. Так вот. Сначала в "Секрете" было 4 человека. Потом один из членов нашего дружного коллектива навеки покинул эту страну, оставив в память о себе троим никуда не уехавшим огромный финансовый долг перед Центробанком России. Вы представляете, что такое 50.000 долларов в январе 1990 года? Эти деньги мы брали в кредит для покупки студии. Плюс к тому на нас висели 25.000 швейцарских франков за предыдущее турне по Швейцарии с Гарри Муром.

Все это свалилось на плечи троих молодых людей, которые, кроме как лицедействовать, ничего в этой жизни не умели. Поэтому пришлось срочно взрослеть. За нашей спиной ведь был еще целый коллектив из 64 человек. Да! У "Секрета" существовал собственный театр, мы всерьез занимались шоу-индустрией. Сегодня "На-На" во многом повторяет наш путь - одинаковые шмотки, дорогие длинные автомобили... В это же играли и мы, надеюсь, правда, все же на другом интеллектуальном уровне. Словом, тогда, в 90-м, нам пришлось крутиться всеми возможными и невозможными способами, чтобы сохранить группу и вернуть долги. Жуткое было время - два года это тянулось.

- Невозможные способы - покупка "Мерседесов" по дешевке через клуб и продажа их втридорога?

- Я же говорю: все пришлось перепробовать. Разумеется, я долго пользовался системой скидок клуба, пока из-за установленных нашей мудрой страной пошлин стало невыгодно ввозить в Россию автомобили из-за рубежа - таможня брала больше стоимости авто. Впрочем, проблема покупки и продажи машин утратила для меня свою актуальность после того, как мы рассчитались с долгами Максима Леонидова. Мы выдержали и... Любовь - седьмая волна, как поет Стинг.

- И все-таки: до 600-й модели "Мерседеса" вы добрались?

- Для меня это никогда не было проблемой. Вопрос: зачем? В своих симпатиях я давно разобрался. Тем, кто знает толк в "Мерсах", сообщу, что я предпочитаю 124-ый кузов, чаще всего купе, 300-й мотор. А 600-й "Мерс" - не мой стиль. Я человек взрывной, заводной, пафос гнать мне не перед кем, так что... Главное, чтобы машинабыла удобная, а иностранной маркой рулить несравненно лучше, чем российским авто. Это я вам говорю авторитетно, как гонщик на выживание со стажем.

- Успешно выживаете?

- В этом коду в трех летних стартах я даже не сумел добраться до финиша. Правда, из-за проблем автомобиля, а не водительских. В последний раз я просто перевернулся, когда заклинило коробку передач. Я ехал на "БМВ", которое страстно мною ненавидимо.

Ленинградско-Петербургское

- Вы с Питером окончательно порвали?

- Остались только родственные связи. Там у меня мама и папа. Что же касается творчества, то назад возврата нет.

- Почему?

- То, что в Питере делается за год, в Москве совершается за три дня. Здесь жизнь иная, ритм другой.

- По-вашему, разговоры о второй столице не более, чем сладкая пилюля?

- К сожалению. Моя семья живет в Петербурге на одном и том ж месте, в одном и том же доме с 1793 года - больше двух столетий! - поэтому мне горько говорить так о городе, родном для меня и для многих поколений моих предков, однако и врать в этой ситуации я не вижу никакого смысла. Увы, сегодня Петербург - это глубокая провинция. Не осталось людей, с которыми можно было бы работать. Основная масса теперь в Америке, остальные - здесь, в Москве. Сохранились одни лишь прежние амбиции, наивные, ничем не подкрепленные. В Москве тоже есть проблемы, проблемы лимиты, но Москва похожа на Нью-Йорк. Сюда люди приезжают пробиваться наверх, они готовы драться за свой шанс, а в Питере люди откровенно спят. Когда, например, я работал на ТВ-6, то поднял весь свой курс театрального института, всех обзвонил и сказал: "Ребята, мы готовы платить хорошие деньги. Нужны идеи, нужна ваша работа". Ни один даже не пошевелился. А я ведь помню этих людей 10 лет назад, они были, как атомная бомба, взрывались от малейшего прикосновения. Куда все ушло? Если уж молодые ребята, каковыми я считаю моих ровесников, тяжелы на подъем, что говорить об остальных?

Все разговоры о питерской интеллигенции, увы, это дань прошлому. Те старые интеллигенты сейчас достигли такого возраста, что заслуживают исключительно поклонения, рассчитывать на активную их работу уже не приходится. А смены нет.

Семейное

- Николай, а что это за дом, в котором ваша семья живет столько лет?

- Дом в самом центре города, на Дворцовой площади. Когда-то он принадлежал нам полностью, теперь осталась одна квартира. Вообще история моей фамилии достаточно интересна. По маме я Скрипицын. Это старинный дворянский род. Признаться, я страшно бешусь, когда слышу по телевизору, как плохо говорящие по-русски люди начинают рассказывать, что, мол, мы князья, а это графья. Сами себе титулы даруют и радуются. Однако и людям, хранящим историю семьи, отрицать из-за таких самозванцев свое прошлое более чем глупо.

Мой прадедушка был адмирал, настоящий морской офицер, закончивший кадетский корпус. Моя прабабушка, как водится, училась в институте благородных девиц. Они знали по три языка... О чем говорить? После революции семья Скрипицыных решила уехать из страны, доехала до границы, передумала, вернулась в Питер, дом уже был занят, а дальше - как у всех. Кому судьба выпала сесть, тот сел, кому в ссылку идти, тот пошел. Полный комплект.

- Это материнская линия. И по отцовской все так же круто?

- Мой папа академик. Занимается радиоэлектронным измерением. Святой человек. Классический типаж ученого, как его рисуют в мультфильмах: очки, некая отрешенность, чудаковатость. Одно слово, академик. Мама у меня балерина. Все люди, как люди, один я выродок. Впрочем...

- Что "впрочем"?

- Прабабка по материнской линии тоже могла отчебучить что-нибудь этакое. Например, однажды она съезжала по перилам в институте благородных девиц и ударилась головой прямо в живот императору, который в этот момент совершал монаршую инспекцию института.

- И ничего, не выперли?

- О чем вы говорите? Расскажу эпизод о нравах того времени. Наш ближайший родственник был начальником гаража Его Императорского Величества и однажды решил покатать на царском автомобиле мою родную бабушку и ее двух сестер, тогда молоденьких девочек. Отправились на прогулку в Петергоф, где случайно повстречали гуляющего царя. Как вы полагаете, что сделал Николай Второй? Его Императорское Величество подошли к собственному автомобилю, извинились за беспокойство и сказали: !Прошу прощения, но машина, на которой я приехал, сломалась, а мне необходимо по неотложным делам срочно возвращаться в Петербург. Не соблаговолите ли вы уступить мне транспорт?" Я до сих пор помню свой шок после этого рассказа моей бабки. Как жить после такой информации? Не выходить на улицу, по сторонам не смотреть?

Детское

В нашей семье всегда старались сохранить устои, традиции прошлого, по возможности стремился поддерживать их и я , хотя, повторяю, в определенном смысле мне отведена в семье роль изгоя - играю на электрогитаре, артист и так далее... Бабушка, к примеру, всегда мечтала, чтобы у меня в жизни было основание. Я не знаю, что она вкладывала в эти слова, но, по ее пониманию, основания я так и не нашел.

У меня с детства все шло косоротово. Я слыл страшным хуликаном и двоечником, хотя, например, 10 лет прилежно учился игре на скрипке и вообще считал, что успеваю в школе хорошо, а двойки мне ставят за честность и принципиальность. Я мог встать во время урока, заявить: "Все, Татьяна Васильевна, мне надоело. Вы не правы", - сложить сумку и уйти из класса. Однажды завуч вызвала меня и говорит: "Фоменко, наше терпение лопнуло, отправляем тебя в колонию. Даем последний шанс". И это при том, что у меня не было ни одного привода в милицию, я не курил, не бил стекла, а просто был егозой. Словом, вернулся я после разговора с завучем в класс, смотрю, а там ребята огромный двухметровый шкаф к двери двигают. Я стал помогать. Такая трудотерапия. Двигал и думал: "Обязательно стану хорошим". В этот момент раздался крик: "Сорока!" Сорокой мы нашего завуча звали. Оказалось, Сорока пришла в наш класс замещать заболевшего учителя. Все ребята при виде завуча разбежались, один я остался со шкафом, который начал медленно крениться и завалился в сторону вошедшей учительницы. Если б не дверной косяк, Сороку шкафом прихлопнуло бы наверняка... Представляете выражение лица завуча, только что проведшей со мной воспитательную беседу? В тот день в моем дневнике появилась гениальная запись: "Товарищи родители! Сегодня ваш сын уронил на завуча шкаф. Завуч".

Мне и аттестат после школы не выдавали. Я поступал в театральный институт, прошел творческий конкурс, мне нужно было сдавать документы для допуска к вступительным экзаменам, а мне аттестат не отдают. А все из-за того, что я нарушил запрет и на выпускном вечере вместе со своей группой пел песни на английском языке. Пришлось вызывать папу, он умолял, пока аттестат не отдали.

- Какая кличка у вас была в школе?

- Фома. Это и в школе, и после. Я привык.

Концептуальное-2

- Николай, как вы сами полагаете, в вас много цинизма?

- Актеров сама профессия учит цинизму, но тем не менее я поддерживаю в себе умение удивляться. Я не хочу превращаться в машину, даже если эта машина - "Мерседес Бенц".

 

Журнал для мужчин "Амадей", 1995 г.

 



Главная страница