Возврат назад

Коломенский
народ

История города

Дьяковская культура

Свое название дьяковская культура получила от городища в с. Дьяково под Москвой, исследованного в конце 19 в. Начало систематического изучения городищ дьяковская культура было положено А.А.Спицыным, который, однако, ошибочно рассматривал их как жертвенные места 6-7 вв. н. э. Дальнейшее изучение дьяковская культура связано с именами В.И.Сизова и советских археологов В.А.Городцова, А. В. Ардиховского, П. Н. Третьякова.
Древнейшие городища дьяковской культуры-Старшее Каширское, Калязинское и др. - относятся к середине 1-го тысячилетия до н. э. Они возникли на грани эпохи бронзы и раннего железа, когда совершался переход ОТ охотничье-рыболовецкого хозяйства к скотоводческо-земледельческому. Развитие скотоводства, а затем земледелия создавало известные накопления в виде стад и запасов зерна. Для защиты этих ценностей от грабежа вместо старых незащищенных селений стали возводиться укрепленные городища, расположенные на отрогах крутых речных берегов и обнесённые валами и рвами. Каждое городище представляло собой небольшой (площадью 1000-3000 кв.м.) патриархальный поселок, группа соседних поселков составляла селения одного родового коллектива. На площади городищ располагались жилища-землянки круглые или прямоугольные (размером 4х6 м, 4х7 м). Большое количество укреплённых городищ на территории Волго-Окского бассейна в 1-м тысячелетии до н.э. свидетельствовало о частых столкновениях между отдельными родами и племенами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения - селища, расположенные в местах, удобных для земледелия. В связи с этим можно предполагать, что в этот период создаются обширные объединения типа союзов племён, уменьшавшие возможность военных столкновений.
1-шейная гривна; 2-пряжка с выемчатой эмалью; 3-наконечник стрелы; 4-медная привеска; 5-медный бубенчик; 6-глиняный грузик; 7-статуэтка лошади из кости.
В городищах начала и середины 1-го тысячелетия н.э.- Дьяковском, Березняковском и др.- в больших масштабах велась обработка металлов (железа, бронзы). Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Для отливки бронзовых украшений пользовались глиняными тиглями, льячками, каменными литейными формами. Одним из распространённых занятий населения Дьяковская культура являлась обработка кости. Отпечатки тканей на посуде и большое количество пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Наличие среди инвентаря городищ привозных изделий в виде предметов с эмалью, позолоченных бус и др. позволяет говорить о связях населения Дьяковская культура со скифами, а позднее с сарматами и славянскими племенами.

Вятичи

Древнерусское племя, жившее в бассейне р. Оки и её притоков: Москвы, Угры и др. Название "Вятичи" происходит от древнего наименования славян "вент" (см. Венеды). Русская летопись производит вятичей от легендарного родоначальника Вятко: "А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи". История вятичей делится на два периода. Первый из них - середина 1-го тысячелетия н.э. до 10 - 11 вв., характеризуется патриархально-родовым общественным строем. О нем свидетельствуют летописи и ранние курганы. Вятские курганы с трупосожжениями, распространённые на Оке и на верхнем Дону, являющиеся коллективными усыпальницами родичей. Второй - 11-14 вв., время развития феодальных отношений у вятичей. Территория, занимаемая вятичами, во второй половине 12 в. сделалась ареной междоусобной княжеской борьбы, в результате которой была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. С усилением Московского княжества земля вятичей вошла в его состав. В 9 - 10 вв. вятичи платили дань хазарам и киевским князьям. На рубеже 11 - 12 вв. Владимир Мономах воевал с князьками вятичей Ходотой и его сыном, по даже в середине 12 в, вятичи оставались самостоятельным племенем. Летопись постоянно называет их в качестве особого племенного объединения, со старейшинами которого князья Юрий Долгорукий и другие вели переговоры. В 11 - 12 вв. на земле вятичей возникли ремесленные укреплённые города, среди которых летопись называет Москву, Колтеск, Дедослав, Неринск, Коломна и др. Сложение феодальных отношений у вятичей сгладило племенные различия, и к 14 в. название "Вятичи" уже не встречается. К 12-14 вв. относятся курганы: вятичей с простыми погребениями. Мужские погребения бедны находками, женские изобилуют изящными украшениями, входившими в племенной наряд вятичей, сохранившийся до 14 в. Наиболее характерны для них семилопастные височные кольца (см. рис.) и решётчатые перстни.
В начало страницы